Главные вкладки

    Выступление на Августовской конференции работников образования.
    презентация к уроку на тему

    Попова Галина Васильевна

    Выступление на секции "Управление внедрением ФГОС в образовательной организации" по теме "Проблемы реализации ФГОС, выявленные на ступени начального общего образования и опыт их разрешения"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_avgust.konferentsiyu.docx25.69 КБ
    Файл na_avgust.konferents.pptx105.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Секция – Управление внедрением ФГОС в образовательной организации.

    Тема: Проблемы реализации ФГОС, выявленные на ступени начального общего образования и опыт их разрешения.

           На первом  этапе внедрения ФГОС в начальную школу в 2011 году был разработан план мероприятий, где  представили  направления работы по нормативному, организационному, методическому, информационному и материально-техническому обеспечению введения ФГОС. Управление внедрением ФГОС в образовательный процесс и осуществлялось по данному плану.

         Началась  работа, конечно же, с изучения теоретических  материалов. Были организованы и проведены  семинары по изучению  содержания учебных программ по всем предметам учебного плана совместно с учителями – предметниками среднего звена. В  семинарах по Изобразительному искусству, музыке и физической культуре  принимали участие преподаватели детских дошкольных учреждений города в рамках преемственности. Прошли семинары по изучению Примерной программы формирования УУД. Изучение теоретических материалов ФГОС ежегодно ведётся на уровне школьных методических объединений, на уровне самообразования учителя. В результате работы на данный момент Можно сделать вывод о том, что теоретически каждый учитель нач.кл. хорошо осведомлён в вопросах ФГОС. Дело осталось за практикой. Именно практического опыта работать по- новому  не вполне хватает учителю, что и является проблемой №1.

            К этому вопросу я ещё вернусь, а пока остановлюсь на одном из пунктов плана нормативного обеспечения – разработка Основной образовательной программы Начального общего образования.  Именно в ООПрограмме концентрируются все направления,  как  управленческой деятельности образовательной организации, так и деятельности всего педагогического коллектива по реализации требований ФГОС.

     Анализ   выполнения целей и задач, заложенных в ООПрограмме  НОО и выявляет проблемы, которые необходимо решать в ближайшем будущем.

               ООПрограмма НОО  была разработана  в 2011 году  в соответствии с требованиями ФГОС. Целью реализации основной образовательной программы НОО является обеспечение  планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, а также индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.   Срок реализации Программы установили на 4 года с целью отследить, проанализировать работу педагогического коллектива школы, который решает поставленные задачи.          

    Слайд1. Кратко и схематично представляю структуру  Программы. Она состоит из 3-х разделов: целевого, содержательного и организационного. Ежегодно вносятся коррективы, основанные на  нормативных документах  различного уровня. Коррективы касались оформления самой Программы и ежегодного изменения в планах работы школы, прежде всего, в организационном разделе. А это: Учебный план, План внеурочной деятельности, Система условий реализации программы.

        Целевой раздел программы представлен Пояснительной запиской, Планируемыми результатами и Системой оценки.

       Если Планируемые результаты – это фактически требования Стандарта, которые не подлежат какой-либо корректировке в принципе, то Система оценки предполагает внесение собственных разработок, особенно в части оценивания  метапредметных результатов.

        Оценивание предметных результатов  в нашей школе осталось в традиционной форме 5-ти бальной системы отметки. Скорректировано было только итоговое оценивание учащихся с ориентиром на информацию в электронном журнале.     Слайд 2.

    Нормативы отметок по русскому языку остались прежними. А вот в оценивании проверочных работ по математике и тестов по другим предметам мы перешли на бальную основу. К каждой проверочной работе составляется рубрикатор с  баллами и рассчитывается в процентном отношении: за какое количество баллов, какая ставится отметка.

            Оценивание и документальное оформление метапредметных результатов – это та проблема, которую мы решали в течение 4х лет и которая остаётся и на сей день; это то, что было нами разработано самостоятельно. Инструментом оценивания уровня сформированности УУД являются различные типовые задачи (проверочные работы), как взятые из печатных дидактических материалов, так и разработанные нами. А   результатом работы учителя по формированию УУД, мы решили, что  в конце каждого учебного года будет Характеристика уровня сформированности УУД  на ученика.  Слайд 3. Таким образом, учитель может оценить свою работу по формированию УУД  как у ученика индивидуально, так и в целом по классу, сделав сводную характеристику. В конце учебного года выявляются те параметры, которые сформированы на сравнительно высоком или невысоком уровне и определяются соответствующие задачи на следующий учебный год. Однако, проблемы заключаются в самом оценивании сформированности УУД: во-первых, это субъективность оценки (за основу всё- таки берётся наблюдение учителя за учеником во время его деятельности); и во-вторых- это сложность  разработки типовых задач с ориентиром на проверку конкретных параметров, кроме этого, не каждое универсальное учебное действие можно проверить, используя другой какой-либо инструментарий, кроме наблюдения.  Проблемой является  и  огромные затраты времени  учителя, связанные с подготовкой  таких работ и обработкой результатов.

           Результат целенаправленной работы с учащимися за 4 года по формированию УУД представляю в таблице на примере нынешней выпускной  параллели.

    Год  обучения

    2011-2012 уч.г.

    2012-2013 уч.г.

    2013-2014 уч.г.

    2014-2015 уч.г.

    Класс

    1 кл

    2 кл.

    3 кл.

    4 кл.

    Уровень сформированности УУД (в%)

    - Регулятивные УУД

    39,9%

    58%

    52%

    76%

    - Познавательные УУД

    31%

    64%

    63,5%

    74%

    - Коммуникативные УУД

    44%

    58%

    58%

    80%

          Мы видим некоторое  снижение качественного уровня сформированности УУД  в 3 классе и  достаточно высокий уровень на выходе из 4 класса.

              Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних не персонифицированных мониторинговых исследований.

            Возможна ограниченная оценка  сформированности отдельных личностных результатов, либо оценка индивидуального прогресса личностного развития учащегося , которым необходима специальная поддержка. Это работа, в первую очередь, психолога. У нас разработана «Дорожная карта психологического сопровождения образовательной деятельности», в которой планируется такая работа. Цель  работы – определение уровня сформированности        конкретного параметра личностного развития группы учащихся, а также выявление проблем, принятие своевременных мер по их устранению и организация психолого-педагогической поддержки отдельных учащихся.

    Содержательный раздел состоит из нескольких Программ, основанных на целях и задачах ФГОС, ориентированных на совместную деятельность учителя и учащихся и доработанных системой практических действий в нашей школе. Это действительно всё работает и направлено на получение Планируемых результатов ООП НОО.

    Организационный раздел – это ежегодно изменяемые  планы по реализации образовательной деятельности в школе.  Трудности возникают при организации внеурочной деятельности учащихся (нехватка кабинетов, организация прогулок).

        Одним из пунктов организационного раздела является Система условий реализации программы. Из пяти направлений в создании условий  на вопросе кадров мне бы хотелось остановиться. Учитель должен быть не просто теоретически подкован; для эффективной работы, для реализации требований ФГОС у него должен быть наработан практический опыт системно-деятельностного подхода к обучению и  целенаправленной работы по формированию универсальных учебных действий. При планировании урока учитель должен научиться определять цель и ставить задачи на каждый этап урока не только предметного характера, но и универсального. В прошедшем учебном году мы провели такой семинар по Окружающему миру, на котором показали, какие именно УУД формируются на определённых этапах урока. Для учителя это, пока ещё, очень сложная и объёмная работа, требующая времени и чёткого осознания смысла действий.

                Анализируя работу за 4 года, можно сделать вывод о практически полном  выполнении плана мероприятий, разработанном в 2011 году. Не вполне решёнными оказались вопросы сетевого взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования  города  по организации внеурочной деятельности; организация опроса общественного мнения по вопросам введения ФГОС. Информирование родительской общественности по вопросам организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС осуществлялось ежегодно на общешкольных родительских собраниях, классных собраниях, сайте школы. Опрос родителей по вопросам эффективности реализации ФГОС планируется провести в 2015 году в 5 классе, как результат работы.

     Итак, какие  проблемы выявлены:

    1. Сложности в  организации  целенаправленного процесса формирования УУД.

    (У нас есть Планируемые результаты формирования УУД;  на них ориентирована  Диагностическая карта,  разработаны Характеристики сформированности УУД  на  учащихся. Необходима  база контрольно-измерительных материалов и система контрольных мероприятий.)

    1. Недостаточность практического опыта учителей по работе в системно-деятельностном подходе к обучению и  формированию УУД.

    Пути решения видим в следующем:

    На уровне школы -

    1. Начать работу по созданию  базы контрольно-измерительных  материалов для оценки уровня сформированности конкретных УУД. ( Не просто комплексных объёмных работ, а небольших срезовых работ с конкретными параметрами. Эта работа  должна  идти,  как на уровне школы,  так и на уровне класса)
    2. Разработать систему мониторинга уровня сформированности УУД с 1 кл. по 4 кл. совместно с психологической службой сопровождения (совершенствование Дорожной карты психологического сопровождения).
    3. Организация семинаров, семинаров-практикумов, Круглых столов по  обмену опытом работы в системно-деятельностном подходе к обучению учащихся и формированию УУД.

    На уровне города, хотелось бы,   активизировать работу по проведению семинаров-практикумов с последующим самоанализом открытых уроков в рамках использования системно-деятельностного подхода к обучению и формированию УУД. Именно такой практики, я считаю, не хватает нам – учителям.

         

                                                                                                        Г.В.Попова


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Секция – Управление внедрением ФГОС в образовательной организации. Тема выступления : Проблемы реализации ФГОС, выявленные на ступени начального общего образования и опыт их разрешения.

    Слайд 2

    ООПрограмма НОО 2011-2015гг. Системно-деятельностный подход к обучению Личностные Метапредметные Предметные Кадры

    Слайд 3

    Осуществляется комплексный подход к оценке результатов обучения. Результаты обучения Личностные Метапредметные Предметные Комплекс результатов Личностное развитие, формирование УУД. Формирование УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных. Результаты, представленные в подпрограмме «Чтение. Работа с текстом» Достижения планируемых результатов по отдельным предметам. Формы оценки Не подлежат итоговой оценке. Достижения: - как результат выполнения сконструированных диагностических задач (конкретный вид УУД); - как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Традиционная система отметок по 5‑бал. шкале Вид документального оформления оценки Возможна текущая оценка - характеристика личностного развития с целью оптимизации личностного развития учащихся, либо для оказания специализированной помощи учащимся. Данная информация должна быть конфиденциальна. Диагностическая карта. 3-х уровневый результат: - с формировано - ч астично сформировано - не сформировано Результат учитывается при выставлении отметки по конкретному предмету и описывается в качественной Характеристике на ученика . Табель успеваемости.

    Слайд 4

    Регулятивные УУД Сформированы Частично сформированы Не сформированы 1. Организовывать своё рабочего места под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя. 3. Проговаривать последовательность действий на уроке. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейки, треугольник и т.д. 5. Соотносить результат своей деятельности с целью работы и оценивать свою деятельность. 6. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Уровень сформированности - Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий учащ ____ 1 класса_____

    Слайд 5

    Познавательные УУД 1. Отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2.Ориентироваться в учебнике, понимать знаки, символы, модели, схемы. 3. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 4. Сравнивать и группировать предметы и объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать небольшие тексты, определять их тему. Уровень сформированности -

    Слайд 6

    Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свою мысль в устной речи, отвечая на вопросы товарищей, учителя. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. 4. Участвовать в парной и групповой работе. Уровень сформированности - Классный руководитель

    Слайд 7

    Характеристика уровня формирования универсальных учебных действий на окончание начальной школы УУД Сформ . Сформ.частично не сформ . Регулятивные действия - организация учебной деятельности. 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. 3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. 4. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. 5. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. 6. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требования данной задачи и заданной области. 7. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей. 8. Различать способ и результат действий. 9. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и английском языках. 10. Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме. Итоговый результат по регулятивным действиям - (%)

    Слайд 8

    Результат целенаправленной работы с учащимися за 4 года по формированию УУД на примере выпускной параллели. Год обучения 2011-2012 уч.г . 2012-2013 уч.г . 2013-2014 уч.г . 2014-2015 уч.г . Класс 1 кл 2 кл. 3 кл. 4 кл . Уровень сформированности УУД ( в% ) - Рег.УУД 39,9% 58% 52% 76% - Позн . УУД 31% 64% 63,5% 74% - Ком.УУД 44% 58% 58% 80%

    Слайд 9

    Формирование Познавательных УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Этап: формирование новых знаний и умений. Приём: «Работа с текстом» в группах, через выделение главного слова Поиск и выделение необходимой информации Этап: открытие нового материала Приём: «Расшифруй по картинкам» Осознанное и произвольное построение речевого высказывание в устной и письменной форме Этап: п ервичное закрепление Приём: «Схема» Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Этап: рефлексия Использую интерактивное оборудование (пульты) с целью первичного закрепления Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели Этап: первичное закрепление Приём: « Блиц-турнир»

    Слайд 10

    Задачи: Создать базу контрольно-измерительных материалов для оценки уровня сформированности конкретных УУД Разработать систему мониторинга уровня сформированности УУД с 1 кл . по 4 кл . совместно с психологической службой сопровождения. Организация мероприятий по обмену опытом работы в системно-деятельностном подходе к обучению учащихся и целенаправленному формированию УУД.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на августовской конференции

    Выступление на августовской конференции учителя  начальных классовМБОУ «Новоибрайкинская СОШ»Хайруллиной Альфии ГалимзяновныТема выступления:«Погружение в развивающую среду младших школьников на ...

    Статья для выступления на III научно-практической конференции работников образования Центрального округа «ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА» 25 – 27 августа 2015 года

    ОБЩИЙ РЕГЛАМЕНТ III КОНФЕРЕНЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА КРУГЛЫЙ СТОЛ № 2 «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ...

    Выступление на августовской конференции 2012

    Выступление на августовской конференции - 2012...

    Выступление на августовской конференции на тему: Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения

    Из опыта учителя начальных классов  МБОУ «Средней школы №9» ЕМР РТ Соловьевой Ирины ИвановныФормирование познавательных УУД  на уроках русского языка  в начальной школе средствами пробл...

    Выступление на августовской конференции 2016 год.

    Приветствуется на уроке парная и групповая работа т.к. пассивное сидение на своих местах не дает эффективного результата. Применение сингапурских структур способствует живому мышлению и общению среди ...

    Проектная деятельность обучающихся на уроках окружающего мира. Обобщение педагогического опыта в рамках районной августовской конференции работников образования

    В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи оди...