Выступление на августовской конференции педагогов дополнительного образования "Практика сценического творчества"
статья

Лихманова Надежда Владимировна

В материале представлен материал для педагогов, которые занимаются с детьми инсценированием. Делюсь многолетним опытом работы в этом направлении. Сколько праздников и любимых дат в календаре! И к каждому торжеству можно подготовить небольшой спектакль. Дети обожают это творчество! И зрители с удовольствием наблюдают за происходящим на сцене.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика сценического творчества

в работе учителя начальных классов.

Слайд 1: В своём выступлении мне хочется поделиться опытом работы. В течение многих лет педагогической деятельности я активно использую сценическое творчество как инструмент, действенный метод разностороннего развития и воспитания своих учеников и детского коллектива.

Слайд 2: Многие детские писатели не только сочиняли прозу и стихи для детей, но очень скоро становились сценаристами детских спектаклей. Среди них Николай Носов, Валентина Осеева, Самуил Маршак, Сергей Михалков и другие. Их рассказы написаны так, словно созданы для инсценирования. Да и процесс чтения для детей естественным образом переходит в желание изображать, играть в прочитанное.

Наша детская литература, во-первых, глубоко нравственная, воспитывающая в традиционных ценностях. Что актуально особенно сейчас, в век беспардонного и грубого манипулирования человеческим сознанием через гаджеты.

Во-вторых, написана прекрасным, образным, богатым языком.

В-третьих, раскрывает самые разные социальные, личностные, исторические аспекты жизни, давая ответы на многие вопросы возникающие у подрастающего поколения.

Поэтому в своей практике я использую для театрализации именно прекрасную детскую литературу.

Слайд 3: Практика показывает, что примерно две недели активной ежедневной работы достаточно для подготовки небольшого спектакля. Повторяю, активной и ежедневной работы! Это время, которое не слишком утомит детей и педагога, ненадолго отвлечёт от учебных занятий и не позволит устать и перегореть. К концу второй недели слова выучены, костюмы и реквизит готовы, музыка подобрана, композиционные решение проверены, на репетициях всё идёт как по маслу. И вот он финал: спектакль в актовом зле перед сверстниками, родителями, учителями. И награда – бурные овации и куча положительных эмоций!

Слайд 4: Но для учителя подготовка к спектаклю начинается раньше, чем за две недели. И часто трудность заключается в подборе текстового материала для творческого проекта. Сейчас хотелось бы представить вашему вниманию те произведения, которые удобны для инсценирования в начальном и среднем звене. По ходу выступления можно записывать интересующую информацию.

Так как школьные мероприятия привязаны к календарю, то я выбрала соответствующий порядок презентации.

День пожилого человека

Сценка «Бабушкины руки» (8+). История о том как бабушка всё делала за внучку. Но в школе произошёл случай после которого, девочка поняла, что это неправильно и исправилась. (Т.к. в интернете не нашла этого рассказа, то  принесла ксерокопии желающим)

Слайд 5: День Учителя

  • Глава из книга Астред Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» - «Как Пеппи пошла учиться в школу» (9+). Очень смешная история о трудном подростке в школе.
  • Отрывок из сказки Льюиса Керрола «Алиса в Зазеркалье» (9+). Сцена беседы Алисы с Белой и Чёрной шахматными королевам. В шахматных королевах легко узнать учительниц, гувернанток Алисы. Сцена сатирическая.

Слайд 6, 7:

  • Николай Носов «Как Незнайка учился рисовать», «Как Незнайка сочинял стихи» (8+). Истории о нерадивом ученике и его товарищах.

Слайд 8: День Матери

  • Украинская народная сказка «Колосок» (6+). Забавная короткая сказка с тремя персонажами: Петушок и два мышонка Круть и Верть. Без нотаций учит тому что труд кормит, а лень портит.
  • В.Осеева «Сыновья» (6+). Рассказ о трёх сыновьях двое из которых только пели и плясали, а третий помогал матери. И о мудром старичке.

Слайд 9: Новый год

  • Анна Толкачёва «Любимый шарик» (8+). У бабушки был любимый новогодний шарик, который подарил ей её отец, когда она была ещё девочкой. Но на смену стареющей игрушки пришли новые. Про любимый некогда шарик все забыли… А жаль!

Слайд 10:

  • Владимир Одоевский «Мороз Иванович» (9+). Сказка напоминает сюжет «Морозки». Легко и с удовольствием инсценируется детьми. В главной роли – Дед Мороз.

Слайд 11:

  • Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»(10+). Старинная история о злой мачехе и бедной девочке. Брать для инсценирования в школе нужно именно этот вариант сказки, а не Сергея Михалкова, который гораздо сложнее.

Слайд 12: День Победы

  • С.Алексеев «Выходное платье» (9+). Ещё до войны девочке Кате родители подарили платье из чистого шёлка. Во время войны на заводе для производства снарядов потребовался натуральный шёлк. Катя отдала платье так и не надев его ни разу.

Слайд 13:

  • Николай Сорокин, заслуженный работник культуры РТ и РФ «Конь ты мой стальной» (10+). Статья из газеты Республика Татарстан от 21.02.2019 года. Можно найти в интернете электронную версию газеты. Статья рассказывает о герое-танкисте нашем земляке Семёне Коновалове.

Здесь важно сказать о последних двух произведениях. Рассказы о войне очень трудно инсценировать в обычном формате. Использую для представления этих историй такую форму театрализации – монтаж с элементами инсценирования. То есть текст читается, стоя на месте и в определённые моменты используются жесты, движения, реквизит, музыка, слайды и пр.

Слайд 14: Если говорить о формах драматизации,  ещё одной интересной формой является пантомима. С более старшими ребятами у нас получилась интересная работа над психологическими портретами шахматных фигур. Зачитывалось описание психологического портрета, фигура с помощью жестов и движений под музыку изображала свой характер.

Слайд 15: Завершая своё выступление, расскажу такой случай: больше десяти лет назад на августовском секционном заседании учителей начальных классов нам показали видео праздника со сценками. Дети инсценировали… анекдоты!

Считаю недопустимым внедрять в школьное театральное творчество инсценирование низкопробного, пустого, невежественного материала. Этого слишком много вокруг! Давайте воспитывать детей на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции

Выступление на августовской конференции учителя  начальных классовМБОУ «Новоибрайкинская СОШ»Хайруллиной Альфии ГалимзяновныТема выступления:«Погружение в развивающую среду младших школьников на ...

Выступление на Августовской конференции работников образования.

Выступление на секции "Управление внедрением ФГОС в образовательной организации" по теме "Проблемы реализации ФГОС, выявленные на ступени начального общего образования и опыт их разрешения"...

Выступление на августовской конференции 2012

Выступление на августовской конференции - 2012...

Выступление на августовской конференции на тему: Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения

Из опыта учителя начальных классов  МБОУ «Средней школы №9» ЕМР РТ Соловьевой Ирины ИвановныФормирование познавательных УУД  на уроках русского языка  в начальной школе средствами пробл...

Выступление на августовской конференции 2016 год.

Приветствуется на уроке парная и групповая работа т.к. пассивное сидение на своих местах не дает эффективного результата. Применение сингапурских структур способствует живому мышлению и общению среди ...