Духовно- нравственное воспитание юного петербуржца.
статья на тему

Мишина Марина Николаевна


Духовно-нравственное воспитание в системе  дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_isprav.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание юного петербуржца.

Булкина Елена Юрьевна, воспитатель , 1 кв. категория

Мишина Марина Николаевна, воспитатель, 1 кв. категория

Алексеева Елена Валерьевна, педагог-психолог

государственного бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад № 48

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга

В системе дошкольного образования нравственному воспитанию всегда уделялось большое внимание. Актуальным этот вопрос остается и в настоящее время: одно из основных положений федерального государственного стандарта дошкольного образования- «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства …». Так как именно в дошкольном детстве формируются основы личности, закладываются ценности человеческих отношений,  так как  этот период наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия, то духовно-нравственное (нравственно-патриотическое) воспитание  является  одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного  учреждения. Вся работа строится в тесном сотрудничестве и взаимодействии с родителями при организации и проведении образовательных проектов. Основные задачи нашей работы:

-  сформировать у детей интерес к своей семье, воспитать уважение к людям, их труду и его результатам;

- привлечь родителей к формированию семейных традиций, норм и правил   поведения;

- воспитывать уважение к традициям русского народа, к истории и культуре Санкт-Петербурга;

- способствовать созданию эмоционально благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения построены на уважении и доброжелательности;

- побуждать детей к выполнению общественно значимых дел; проявлению сострадания, сочувствия, заботы;

 - организовывать активную и разнообразную деятельность, в которой ребенок сможет проявить себя.

В 2015 году наша страна отметила 70-летие Великой Победы. Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций, нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне мы не смогли остаться в стороне и со своими воспитанниками и их родителями подготовили и провели  социально-творческий  проект «Эхо прошедшей войны», цель которого – осуществление нравственно-патриотического воспитания детей на основе изучения истории своей семьи и своей страны. Для ребенка чувство Родины начинается с восхищения тем, что он видит перед собой, чему удивляется, и что вызывает отклик в его душе. И, хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего взрослого человека, личности патриота. Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и уважение его традиций, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Наш проект о Великой Отечественной войне стал ярким впечатлением  для детей старшего возраста. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими, тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи. В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили  не только фотографии своих родных и близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины, но и записанные родителями воспоминания  о войне тех, кто в ней участвовал. В группе прошла выставка совместных работ детей и родителей: « Моя семья - участница Победы!» и «Родословная - моя гордость!». Результатом проекта стало создание уголка боевой славы: фотографии, фронтовые письма, ордена и медали и др. Мы стремились к тому, чтобы дети и родители как можно активнее вовлеклись в этот процесс. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание родителями и воспитанниками своего труда и значимости Великой Отечественной войны.Накануне празднования 9 Мая мы провели в детском саду торжественный концерт, на который были приглашены ветераны войны. На празднике дети с чувством особой благодарности читали стихи, исполняли песни, танцевали. После выступления с огромным чувством гордости и благоговения вручили цветы присутствующим ветеранам войны, работникам тыла. Прекрасная проникновенная музыка песен военной тематики внесла яркую ноту в это торжественное мероприятие. С особым чувством дети исполнили песни «Прадедушка», « С дедом на парад!» и др. Вот несколько слов из благодарственного письма родителей нашей группы  после окончания проекта «Эхо прошедшей войны...»: «Наши воспитатели помогают всем нам сохранить самое важное - память! Наше поколение выросло,окруженное заботой наших бабушек и дедушек (непосредственных участников Великой Отечественной войны). Мы выросли на фильмах,песнях, рассказах о войне. Большинству наших деток не привелось познакомиться со своими прабабушками и прадедушками. И только мы можем «связать» поколения. Организованный нашими воспитателями  проект напоминает нам об этом! Защитники нашей Родины, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, дети войны, погибшие на фронте, умершие в госпиталях,yмeршие после войны-ЖИВЫ, пока есть живые, которые помнят о них! Они живы в частице нашего счастья,ведь они вложили в него свою жизнь!»

Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны, поэтому очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнавали о трагических событиях 1941-1945 годов. Сложность заключается в том, что педагогу необходимо отобрать из массы материалов,  только доступные для понимания и восприятия ребенка.Воспитатель должен сам хорошо знать материал и должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерные моменты.Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.  

Жить и расти в таком великом городе, как Санкт-Петербург, невозможно в отрыве от его традиций, культуры и истории. В нашей группе мы формируем у дошкольников духовные ценности: интерес к изучению культуры своих предков, любовь к родному городу, воспитываем гордость за культуру Санкт-Петербурга, желание ее сохранять, воспитываем патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины. Культурно-историческое своеобразие нашего города предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному городу. Для реализации педагогических условий регионального компонента был разработан образовательный проект «Город на ладошке»(«Санкт-Петербург – город, в котором я живу»). Цель данного проекта –  объединить усилия семьи и детского сада по вопросам формирования у детей духовно-нравственных качеств: положительно созидательного отношения ко всему окружающему, осознание ценности памятников культуры и искусства родного города, формирование представления  о правилах поведения в пространстве большого города,  воспитание Петербуржца в лучших традициях петербургской культуры.

Мы живем в замечательном городе и хотим вырастить из каждого малыша истинного петербуржца, любящего свой город, знающего его достопримечательности, умеющего в нем ориентироваться, понимать и ценить красоту архитектуры, освоившего культуру поведения, способного грамотно рассказать об увиденном. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества, ведь жители  Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками. Воспитание культурного человека – это понятие глубинное, прежде всего духовное, связанное с внутренним миром человека, его чувствами, речью, эмоциями.

Город – это огромный мир, освоение и изучение которого для дошкольника  является сложной работой.  Но, благодаря своей эмоциональной отзывчивости, ребенок способен приоткрыть для себя красоту нашего города. Поэтому мы должны окружать детей  всем прекрасным, чем только сможем.  В этом возрасте ребенок способен легко осваивать социальный опыт, который предлагает городская среда, что в дальнейшем поможет ему стать горожанином – человеком, владеющим городской культурой.

  Лучший способ освоения города для ребенка – прогулки за руку с родителями. Путешествия с мамой и папой по невским набережным, поездки в пригороды, посещение музеев, собирание осенних листьев в Летнем саду - всё это оставит глубокий след в эмоциональной памяти ребенка.Взрослым тоже важно и интересно узнавать город вместе с детьми. Ведь эти совместные прогулки  делают семейные отношения теплыми и добрыми. А в дружной семье и культура общения высока. Не спеша, исподволь мы поможем воспитать семью, в которой начнет формироваться маленький петербуржец, любящий свой город, свой дом.Реализация этого проекта обеспечивает активное участие не только детей, но и родителей.

2015 год – это год литературы. В формировании эстетически нравственной личности ребенка велика педагогическая ценность литературных сказок великого русского поэта А.С. Пушкина. Познавательно-творческий проект «Здравствуй, добрый гений!» направлен на приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А.С.Пушкина. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, когда дети способны воспринимать художественное произведение искренне, от всей души сострадать, радоваться, переживать. Произведения А.С.Пушкина наполнены духовностью, верой в добро и справедливость, гуманностью, любовью к миру и к жизни. Задача взрослых – как можно раньше познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина,  сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира растущего человека. Мы приобщаем детей к духовному наследию нашей страны, к русской культуре, к богатству русского языка, к историческим событиям страны, что способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.Этот проект также предусматривает активное участие родителей: совместная продуктивная деятельность по сказкам А.С.Пушкина, изготовление атрибутов, декораций, костюмов для драматизаций, посещение музеев и памятных мест, связанных с жизнью и творчеством поэта, оформление фотовыставки «Пушкинские места», оформление выставки совместного творчества «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» и т.д.

За период дошкольного детства необходимо сформировать  у детей представления о человеческих отношениях, о правилах и нормах жизни, необходимо привить  им чувство уважения и любви к своей семье, к старшему поколению, к родному городу или поселку, к традициям родного края, что способствует воспитанию духовно здорового человека.  А от тех основ, которые мы сейчас заложим в сознание и сердце детей, зависит духовное и материальное благосостояние государства и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

Внеурочная деятельность: духовно-нравственное воспитание. Курс "Духовное краеведение Подмосковья"

Полное планирование (по ФГОС) курса внеурочки по программе Л.А.Шевченко для первого класса (пойдёт и на второй), адаптированная на 34 учебных часа с полным развёрнутым планом и использованными материа...

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характер

  Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой нев...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...