Оригами как средство развития способностей школьников в учебно-воспитательном процессе
статья ( класс) по теме
Задача работы учителей младших школьников — забота о нравственном воспитании детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Педагог в школе имеет дело, прежде всего с целостной личностью ребенка. Каждый интересен своей уникальностью, и высокая задача педагогики — сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Оригами как средство формирования и развития творческих способностей школьников в учебно-воспитательном процессе
Для здорового существования и совершенствования целостной природы ребёнка в начальный период обучения в школе очень важна игра, а также предметно – практическое творчество. Ребёнку нужен положительный эмоциональный отклик, который он мог бы получать в результате совершения тех или иных действий в процессе своей деятельности.
Для того, чтобы активизировать развитие ребёнка нужны особые средства, особые приёмы, которые позволят:
- обогатить развивающую среду эмоциональным и образным содержанием;
- акцентировать внимание на развитии мелкой моторики или развитии тонких ручных движений.
Благоприятно на развитие ребёнка младшего школьного возраста влияет применение оригами в качестве развития школьника.
Оригами - искусство складывания из бумаги. Оно возникало буквально в каждой стране вскоре после изобретения и сколько-нибудь широкого использования бумаги. Поэтому складывание из бумаги связано с общечеловеческими природными потребностями и интересами.
Впервые оно зародилось в Китае – на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. Оригами в переводе с японского «ори» - бумага, « ками» - складывать.
Делая выбор в пользу оригами, учитель , тем самым, выбирает, такую технологию, которая способствует целостному развитию личности ребенка. Младшие школьники с интересом осваивают складывание новых интересных фигурок по схемам, время от времени с удовольствием играя в получившиеся оригами, а с какого-то времени зарисовывают схемы новых понравившихся фигур.
Педагоги заметили, что оригами позволяет выявить (пробудить), успешно и увлекательно взрастить, натренировать такие важные природные способности воспитанников как логическая и образная память, мышление, внимание.
Медики и физиологи обратили внимание на то, что сосредоточенные занятия оригами на положительном эмоциональном фоне замечательно освобождают от накапливающихся, особенно при напряжённой учёбе по обычным технологиям или от длительного вынужденного пребывания в больницах, хронических нервных стрессов.
По итогам исследований в японских школах стало широко применяться оригами, а само складывание (к примеру, журавликов) пропагандироваться как занятие, приносящие мир и счастье в семье и удачу в жизни.
Выбирая оригами, многих педагогов заинтересовала не столько эстетическая сторона, сколько возможность использования оригами для развития всех психических процессов, повышения обучаемости на основе эмоционального самовыражения. А также, выбирая оригами, учёные, педагоги, психологи обращали и обращают внимание на развитие мелкой моторики рук.
Что же это такое и для чего её нужно развивать? Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.
От развития мелкой моторики зависит:
- формирование основных практических умений ребенка (овладение ложкой, развязывание и расшнуровывание одежды и обуви, рисование фломастером кистью, вырезание ножницами, пересыпание, готовность руки к письму и т.п.).
- развитие речи. Когда ребёнок манипулирует мелкими предметами, развиваются соответствующие зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи.
- развитие интеллектуальных способностей, внимания, памяти, мышления, воображения.
Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая, под этим связь руки с мыслительными способностями. Кант писал: «Рука – это своего рода внешний мозг». Человек, который сдвинул гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки.
Именно эти высказывания заставляют современных педагогов обратить внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук у детей.
Оригами – один из видов деятельности, которые, действительно, интересны ребёнку. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги.
Какое же значение имеет оригами для развития ребёнка:
- ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук;
- улучшает пространственное воображение, глазомер;
- развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами;
- знакомит на практике с основными геометрическими понятиями;
- учит аккуратности, последовательности;
- формирует терпение, смекалку.
Результаты опытно-экспериментальной проверки педагогической целесообразности использования искусства оригами в учебно-воспитательном процессе показали:
- занятия оригами углубляют знания учащихся младших классов об окружающем мире;
- стимулирует поисковую деятельность;
- оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь;
- оригами способствует формированию пространственного мышления, развивает фантазию и воображение;
- способствует становлению коммуникативных навыков учащихся.
Оригами занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности младших школьников.
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес младших школьников к учебной деятельности.
Ещё в 1918 году А. В. Луначарский написал: «Как доказал опыт американских и норвежской школы, достаточно весёлая и напряженная работа буквально истребляет в классе все те инцинденты, которые в противном случае толкают учителя на дисциплинированные взыскания. Умейте занять детей – вот единственное правило школьной дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Актуальные проблемы этического образования....
Исследовательская работа "Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
Исследовательская работа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-263458-1370534282.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-237513-1365290834.jpg)
Технология игры как средства активизации познавательной деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе
Развитие учебных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов школьников, помнить, что развитие идет от ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-537496-1417104786.jpg)
Игра как средство обеспечения качества организации учебно-воспитательного процесса
Игра как средство обеспечения качества организации учебно-воспитательного процесса...