Рабочая программа "Юный эколог"
рабочая программа (1 класс) на тему

Епихина Елена Николаевна

Рабочая программа по курсу "Юный эколог" - интеллектуальное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_yunyy_ekolog.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Протвино Московской области.

Рабочая программа по курсу

«Юный эколог»

Интеллектуальное направление

Составитель: Епихина Елена Николаевна,

учитель первой категории

электронный адрес: el.epixina@yandex.ru

2015 год

Пояснительная записка

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010 г.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Юный эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Программа занятий  внеурочной деятельности предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана: 1 класс – 33 ч., 2-4 класс – 34 ч. (1 занятие в неделю). Преподавание занятий  основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

 Младший школьный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Причем формирование знаний у детей не является самоцелью. Это лишь необходимое условие выработки эмоционально-нравственного действенного характера отношения к миру. Очевидно, что процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование человека надо начинать с самого раннего возраста.

Цель курса: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

 Задачи курса:

1) формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

2) расширение и углубление представления о взаимосвязях в природе и месте человека в них;

3) воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

4) вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

5) формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

6) развитие первоначальных географических представлений; знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

В числе основных задач курса — творческое развитие личности ребенка, поэтому особое внимание уделено развитию воображения. В каждом задании, на каждом занятии детям дается возможность проявить фантазию, поощряется отход от шаблона. Занятия способствуют раскованности детей, реализации их творческой энергии.

Важное место в программе «  юный эколог »   занимает проблема нравственного развития личности, воспитания чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, формирование ценностных ориентиров.

Программа построена с учетом естественного интереса детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к себе самим, как неотъемлемой части природы. В ней предусматривается широкое использование жизненного опыта детей, разнообразных сведений о жизни растений и животных.

Программа «Юный эколог» рассчитана на учащихся 1- 4 классов.

Место курса в  плане внеурочной деятельности

Программа «Юный эколог »  в первом классе  рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Продолжительность занятия в 1 классе – 35 минут.

Формы и методы работы:

- игровые приемы,

- наблюдения за окружающей средой,

- поисковая работа,

- игры-задания для развития фантазии и творческих способностей,

- кукольные и игровые спектакли,

- коллективные формы деятельности, формирующие опыт творческого общения и работы в группе.

Для того чтобы поддерживать в течение занятия  внимание детей, необходима организация интересной мыслительной деятельности. В этом помогают нетрадиционные занятия:

— занятие — путешествие;

— занятие — сказка;

— занятие — викторина;

— занятие  — игра, КВН;

— занятие  — конференция (с привлечением родителей)  и т. д.

 На занятиях   широко используются:

— блиц-опрос (дети вначале повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);

— проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);

— практическая работа и поисковая деятельность; проектная деятельность;

— игровые приемы.

Структура курса

1 класс

Раздел

Кол-во            часов всего

Теория

Практика

1

Мир вокруг нас.

4

2

2

2

Разнообразие растительного и животного  мира.

16

6

10

3

Красная Книга

7

3

4

4

Невидимые нити

6

2

4

ИТОГО

33

13

20

Содержание курса

Мир вокруг нас (  4 ч)

Мир, окружающий нас. Живая и неживая природа. В гости к осени (2 ч).

Разнообразие растительного и животного мира. (16 ч)

Разнообразие растительного мира. Разнообразие животного мира. Что растет, где растёт? У воды , на воде  и в воде. Дикие и домашние животные. Лес- многоэтажный дом. киты, дельфины, акулы. Грибы – удивительное  царство. В гости  к зиме. Растения и животные зимой. С кем дружит ель?  Как рождается ветер? Водоёмы нашего края.  Воздух – невидимка, без которого не жить. Тайны камней. Из чего что сделано?

Красная книга ( 7 ч)

Красная книга. Эти удивительные животные. Жили - были динозавры, и не только они. В гости к весне. Если посмотреть вокруг… Как солнце жизнь даёт земле. Компас.

Невидимые нити. (6 ч)

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Летающие птицы и звери, их особенности. Невидимые нити. Впереди лето. Что мы узнали и чему научились за год?  

Результаты освоения курса

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

В результате реализации программы обучающиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
  • Овладеть основными экологическими терминами;
  • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
  • Научиться делать заключение на основе наблюдений;
  • Уметь работать индивидуально и в группе;
  • Быть способными отстаивать свою точку зрения;
  • Выполнять правила поведения в природе;
  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
  • Уметь изготовлять экологические памятки.

Первый уровень результатов освоения программы «Юный эколог» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экологические КВНы для  обучающихся, презентации экологических проектов.

Программа «Юный эколог» способствует формированию у  младших школьников следующих качеств личности:

- патриотизм;

- терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;

- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

- трудолюбие;

- настойчивость;

- дисциплинированность;

- любовь к  малой родине;

- неравнодушное отношение к экологическим нарушениям. 

Итогом данной работы могут быть:

- конкурсы плакатов и рисунков на темы: «Мир вокруг меня», «Сохрани окружающий мир», «Я люблю эту землю» и т. д.;

- тематические вечера, праздники «День Земли», «Русская березка» и т. д.;

- выпуск детьми «экологических листков»,

- создание проектов и др.

 Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому важно на занятиях   не давать рецептов поведения в природе, а постепенно, посредством заданий и вопросов, подводить ребенка к собственным выводам и заключениям. Главное, чтобы каждый понял: «Ты пришел в гости к природе — не делай ничего, что бы счел неприличным сделать в гостях» (ученый-географ Д.Л. Арманд).

Информационно-методическое обеспечение

  Никифорова Н.А.Романова О.Е. “Азбука юного астраханца или с алфавитом по родному краю” – М. “Планета”, 2011 г.

  Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.

  Дмитриев Ю А “Книга природы” – М. 1998 г.

  Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.

  Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.

  Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.

  Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).

  Рыжова Н.А "Наш дом – природа” .

  Большая энциклопедия животного мира. М. 2007.

  "Все обо всем.” – М.1998 г.

  "Я познаю мир” – М. 1995 г.

1.               Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2.               Безруков, А. Занимательная география  Текст  /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

3.               Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района  Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.

4.               Времена года. Православный календарь.  Текст  - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.

5.               Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

6.               Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7.               Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

8.               Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы  Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.


Учебно-тематический план

1 год обучения (33 часа)

№ п/п

Тема

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1.

«Мир, окружающий нас»    

1.Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы)

2.  Сравнение объектов природы и рукотворного мира.

3.  Глобус — модель Земли

4. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных

5.  Прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных

Наблюдать объекты и явления

природы

Характеризовать их особенности

2.

«Неживая и живая природа»

1.  Живая и неживая природа, их отличия.

2.  Связь между живой и неживой природой

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам

Сезонные изменения: день укорачивается, становится холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. Зависимость изменений живой природы от изменения в неживой природе Различать природные объекты и

изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Описывать сезонные изменения в

природе.

3.

«В гости к осени»

 (1-я экскурсия)

1.Осенние изменения в неживой и живой природе (растительном мире)

Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра»

Понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Вести дневник наблюдений.

Сравнивать и различать деревья,

кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения

4.

«В гости к осени»

 (2-я экскурсия)

1.Изменения в жизни животных с приходом осени»

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей.

 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Различать растения и животных,

используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать)

объекты природы по признакам:

домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

5.

«Разнообразие растительного мира»

1.  Деревья, кустарники и травы. Их отличительные признаки.

2.  Лиственные и хвойные растения.

3.  Изготовление модели «клина журавлей»

Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра»-Распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений.

Сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание жизни

6.

«Разнообразие животного мира»

1.  Звери, птицы, рыбы, насекомые и пауки.

2.  Отличительные признаки этих групп животных.

3.  Дидактическая игра «Рассели животных по домам»

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей

Конкурс рисунков «эти удивительные животные»

Группировать (классифицировать)

объекты природы по признакам:

домашние — дикие животные,используя информацию, полученную в ходе наблюдений

Подготовят выступления и презентации о разнообразии животных

7.

«Что где растет? Кто где живет?»

1.Животные и растения разных мест обитания

2. Их приспособления к жизни в этих условиях

Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы

Различать растения и животных,

используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать)

объекты природы по признакам:

домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

8.

«У воды, на воде и в воде»

1.Сезонные изменения на водоеме

2. Водоем как среда обитания животных и растений. 3.Приспособление к жизни в водных условиях среды обитания

Рассмотрение  иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема

Наблюдение за обитателями водоемы

9.

«Дикие и домашние животные»

1.Основные признаки и отличительные особенности диких и домашних животных

Уточнить признаки домашних и диких животных, их сходства и различия.

Роль человека в жизни домашних животных

10.

«Лес -многоэтажный дом»

1.Лес как пример сообщества. 2.Взаимосвязь живых организмов друг с другом. 3.«Дома» лесных растений и животных. Бережное отношение ко всем лесным жителям

Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий.

11.

Киты, дельфины, акулы.

1.  Разнообразие морского мира

Рисунки детей по теме занятия

Формирование умения правильно использовать  монологическую речь для решения  различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции.

12.

Грибы -удивительное царство.

1. Где и какие грибы встречаются в Краснодарском крае.

Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб».

13.

«В гости к зиме» (экскурсия)

1.  Изменения в  живой и неживой природе с приходом зимы.

2.  Д/игра «Узнай птицу по описанию»

Беседа о изменениях в живой природе зимой. Знакомство с приспособлениями животных к снежному покрову.

14.

«Растения и животные зимой»

1.  Жизнь растений и диких животных зимой.

2.  Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии

Беседа о изменениях в живой природе зимой. Знакомство с приспособлениями животных к снежному покрову.

Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца

Рассмотрение возможного приспособления, облегчающего передвижение по снегу: – увеличение поверхности опоры (лыжи (заяц), снегоступы (тетерев), санки (белка)).

Красота зимнего леса. Распознавать следы лесных обитателей на снегу

15.

«С кем дружит ель?»

1.  Ель. Внешний вид, продолжительность жизни; животные, связанные

с елью.

2.  Сюжетно-ролевая игра «В лес за елкой»

Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться о них, нетерпимость к бессмысленной порче растений

Сравнение искусственной и живой ели

16.

«Как рождается ветер»

1.Дать представление о движении воздуха (ветре)

2. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури

Определение направления и силы ветра

Опыт со свечами «Как рождается ветер»

Выполнять групповые задания

17.

«Водоемы нашего края»

1.  Водоемы Земли (океаны, моря, реки, озера, болота, водохранилища, пруды, каналы), их обозначения на глобусе.

2.  Части реки: исток, устье, русло, притоки

.  Значение воды в природе и жизни человека.

2.  Загрязнение воды и ее охрана

Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий.

18.

«Воздух-невидимка, без которого не жить»

1.  Знакомство с воздухом, его значением для живого на Земле, для жизни человека.

2.  Загрязнение воздуха и его охрана

Систематизировать знания о свойствах воздуха. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов

Игры с вертушками, надувными игрушками

19.

Тайны камней

1.Разнообразие камней.

2.Айсберг. Что такое коралловый остров?

3.Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

4.Сады камней.

5.Откуда взялись статуи на острове Пасха?

6.Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

7.Откуда взялись алмазы?

Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи,

слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

20.

«Из чего что сделано?»

1.  Знакомство с технологией изготовления книги, глиняных, шерстяных  изделий.

2.  Игра «Что из чего?»

Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и     условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.

21.

«Красная книга»

1.  Знакомство с Красной книгой.

2.  Просмотр диафильма «Красная книга»

Охрана редких видов животных и растений.

Бережное отношение к растениям и животным. Правила поведения в природе

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры зависимости

удовлетворения потребностей людей от природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Выполнять групповые задания

22.

Эти удивительные животные

1.«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. 2.Красная книга Краснодарского края.

3.Разумные дельфины.

Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

23.

Жили-были динозавры... и не только они

1.Голубые лягушки.

*2.Когда появились первые рептилии? *Какими были первые рыбы?

3.Как улитка строит свой панцирь?

4.Где живут «карманные инозавры?»

Формирование умения правильно использовать  монологическую речь для решения  различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции.

24.

«В гости к весне» (экскурсия)

1.Изменения в живой и неживой природе с приходом весны

Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам

Цикл наблюдений «Пробуждение природы»

Признаки наступления весны. Изменения в живой природе связанны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни

25.

«Если посмотреть вокруг...»

1.Знакомство с горизонтом, линией горизонта, сторонами горизонта

26.

«Как солнце жизнь дает земле»

1.  Знакомство с понятием «ориентирование».

2.  Правила появления Солнца на небе.

3.  Задачи-упражнения на определение сторон горизонта по Солнцу

Роль солнца – источника света и тепла – в жизни живых существ

Цикл  наблюдений за солнцем

Праздник «Масленица»

27.

«Компас»

1.  Знакомство с компасом, его устройством и назначением, правилами определения сторон горизонта.

2.  Практическая работа по определению сторон «Найди спрятанную игрушку» (по компасу)

Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий.

28.

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.

1.Знакомство с миром насекомых

Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях.

29.

Летающие птицы и звери, их особенности

 1.Приспособления к воздушной среде:

-форма тела летающих:

-обтекаемость тела (птица),

-наличие плоскостей для опоры на воздух (крылья, парашют),

-облегченная конструкция (полые кости),

-наличие крыльев и иных приспособлений для полета (летательные перепонки, например),

-облегчение конечностей (укорочение, уменьшение массы мышц).

Формирование представлений о разнообразии адаптаций к бегу. Слушание сообщений о разных «бегающих»,  «прыгающих», «лазающих»

30.

«Невидимые нити»

1.  Знакомство с понятием «невидимые нити».

2.  Примеры невидимых нитей, нарушений их человеком

  • учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;
  • научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
  • читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

31.

«Впереди лето»

1.  Изменения в живой и неживой природе с приходом лета.

2.  Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

3.  Рассказы-загадки о растениях.

4.  Правила друзей природы

Рисунки детей по теме занятия

Описывать сезонные изменения в природе

Формирование умения правильно использовать  монологическую речь для решения  различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции.

32.

«Что мы узнали и чему научились за год?»

1.Диагностика знаний, умений, навыков, приобретенных за год

Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной

33.

«Что мы узнали и чему научились за год?»

1.Диагностика знаний, умений, навыков, приобретенных за год

Выполнение общего теста, где предлагается определить по внешнему виду бегающих, лазящих и летающих существ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по экологии "Экология животного мира"

разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

От экологии природы - к экологии души

Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Рабочая программа "Экология"

Пояснительная запискак курсу «Экология для младших школьников» 3 класс Курс «Экология для младших школьников» разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе. Он призван реша...

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...