Музейная педагогика
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Иванова Марина Геннадьевна

Методическая рабработка музейного занятия с детьми начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Музейное занятие как одна из эффективных форм работы по краеведению.

Пояснительная записка

 За последнее время музейная педагогика прочно вошла  в отечественную педагогическую практику, о чем свидетельствуют разнообразные музейно-образовательные программы для учащихся.

  Великий швейцарский педагог Песталоцци пришел к заключению, что в процессе обучения должны быть задействованы «ум, сердце и руки» ребенка, т.е. все органы чувств.  То есть, лишь апеллируя к эмоциональной сфере ребенка, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир ребенка. Отсюда главный методический принцип: «ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить».  Правильно построенное музейное занятие дает такую возможность в полной мере.

В процессе музейных занятий широко используются следующие методы:

- социальные роли;

- создание игровых ситуаций;

- практическое манипулирование с предметами;

- использование ассоциативных связей;

- театрализация;

- самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.

Задача педагога, работающего с детьми, не давать однозначные ответы на все вопросы, а совместно с детьми искать пути к их решению или поставить эти вопросы, чтобы решать их всю жизнь.  Музейный же предмет, обладающий многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С его помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного города или даже всего человечества.

Таким образом, использование музейных занятий направлено на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира, побуждает к изучению родного края.

Учитывая вышеизложенное, мной был разработан цикл музейных занятий для учащихся 3-4 классов, которые проводились  на основе экспозиции музея «История Терийок» Зеленогорского дома детского творчества.

Цель цикла: создание условий для всестороннего развития личности через приобщение ребенка к историческому прошлому своего города.

На данных занятиях  решались следующие задачи:

- научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;

- способствовать пониманию взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

- развивать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения  с культурным наследием, художественно восприятие действительности;

-  способствовать формированию устойчивой потребности и навыков общения с памятником, с музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

- создавать условия для формирования уважения  к другим культурам, готовности понимать и принимать систему иных ценностей;

- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На конкурс представляется одно из занятий данного цикла.

Участники: учащиеся 3-4 класса.

Количество – 12 человек.

Место проведения – учебная аудитория (1 часть занятия), зал «Истоки» музея «История Терийок» ЗДДТ (2 часть занятия).

Музейное занятие

«Вещь как портрет человека».

Цель: дополнить понятие о вещи (музейном предмете) новыми аспектами – вещь как символ, знак, портрет своего хозяина, события, эпохи.

Задачи:

- укрепить психологическую связь детей с людьми, жившими в нашем городе много лет назад;

-  помочь детям лучше узнать историю своего города;

- дать детям навыки, облегчающие работу в  музеях.

 

Предварительная подготовка: детям предлагается принести те вещи из дома, которые они любят, о которых могут что-то рассказать; достаточное количество разных вещей приносит и преподаватель.

Задание: рассказать о принесенной вещи (как она у вас появилась, почему стала любимой и т.п.). Затем, из вещей дети формируют коллекции по различным принципам: принадлежности мужчинам или женщинам, современности или прошлому, отечественного или иностранного происхождения и т.д. Дети должны отметить, что при формировании коллекции по новому признаку старые наборы разрушаются.

Вывод: коллекция вещей может рассказать нам о своем времени больше, чем один предмет; вещи можно по-разному скомпоновать; одну вещь можно поставить «под ударение», т.е. привлечь к ней внимание, заставить пристально разглядывать.

Вопрос. Что нам может дать пристальное разглядывание вещи? (Мы можем заметить детали, на которые вначале не обратили внимания)

А может ли предмет рассказать о своем хозяине?

Игра-тренировка. Детям предлагается рассмотреть две тетради: одна новая, а другая принадлежащая ученику. Вопрос: какая тетрадь может рассказать больше о своем хозяине? Что вы можете сказать о хозяине этой тетради? Помогли ли вам ваши знания?

Вывод: рассматривая вещь пристально,  мы можем  узнать больше не только о самой вещи, но и о ее хозяине.

Игра-тренировка на составление вещевого портрета литературного героя (Буратино, Золушка, Красная Шапочка, Доктор Айболит).

Далее дети делятся на 3 команды. Педагог предлагает им рассмотреть картинки с изображением людей разного пола и сословий (см. приложение).

Задание. Рассмотрите изображения этих людей и составьте их вещевой портрет на основе экспозиции краеведческого музея (работа по подгруппам в зале «Истоки»).

Дети составляют список вещей из экспозиции музея, которые могли бы принадлежать их «герою».

Обсуждение. Представители команд зачитывают перечень предметов. Остальные дети вносят свои суждения, отстаивая свою точку зрения, в случае несогласия. Обращается внимание на то, что некоторые предметы повторяются в разных группах. Как вы думаете, почему? Что вы узнали о своих героях?

Итог занятия. Внимательное рассматривание вещей в музейной экспозиции помогает нам больше узнать о людях того времени, об их характере, привычках, увлечениях.

Домашнее задание. Составить вещевой портрет кого-нибудь из своих близких.

Приложение

Список использованной литературы и источников

  1. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры: монография. - СПб.: СПб АППО, 2012.- 176 с.
  2. Белянкова Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников //Н.М. Белянкова// Начальная школа/2011 №9/ с. 62 – 64
  3. http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
  4. www.Terijoki.spb.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".

Конспект урока разработан в системе  интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...

Конспект интегрированного урока в 1 классе (предметные области: обучение грамоте, риторика, музейная педагогика, ИЗО) (возраст:6,6 - 7 лет) «Мир железной дороги»

Данный материал знакомит детей с железнодорожными профессиями и транспортом, развивает социокультурные компетенции и художественно творческие способности детей средствами ИКТ...

Интегрированный урок в 1 классе(математика, музейная педагогика) Северо Кавказская железная дорога объединяет народы Северного Кавказа. Сложение и вычитание в пределах 20"

Задачи:– создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 20;– способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти,...

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики в 3 классе на тему:"Архитектура Древней Греции. Пафенон"

Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики на тему: "Архитектура Древней Греции. Пафенон"(3 класс)...

Музейная педагогика

Статья посвящена организации работы школьного музея. Воспитание гражданской позиции, гордости за победителей в Великой Отечественной войне, стремления быть достойными памяти павших - вот цели, которые...