«Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
статья (4 класс) на тему

Сёмкина Елена Викторовна

Статья, содержащая обобщение опытом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сёмкина Елена Викторовна

«Проектная деятельность младших школьников

в рамках реализации ФГОС НОО»

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

Поэтому, механизмом реализации основного принципа ФГОС - системно–деятельностного подхода - являются инновационные педагогические технологии, одной из ведущих которых является проектная деятельность. На ступени начального общего образования – это в основном групповой проект. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальной школы, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно.

Во ФГОС НОО под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий (УУД). Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагают формирование УУД:

Регулятивные УУД:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности).

Познавательные УУД:

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).

Коммуникативные УУД:

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

При организации проектной деятельности учащихся начальной школы необходимо учитывать следующие принципы:
• Проект должен быть посильным.
• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.
• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Проектная деятельность на ступени начального общего образования имеет ряд преимуществ:

- Учащиеся работают в группе.

- Нет ограничений временными рамками урока деятельности учащихся. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

- Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

- Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

Опыт организации  проектной деятельности на уроках математики в 4 классе.

Присутствие проектной технологии в учебниках «Моя математика» УМК «Школа 2100» обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного только на приобретение знаний, к образованию, ориентированному на формирование умений применять имеющиеся знания и умения «для себя». Одним из механизмов, позволяющим формировать у учащихся УУД, в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается регулярная проектная деятельность.

Целью работы над проектами на ступени начального общего образования является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1.Формировать позитивную самооценку, самоуважение.

2.Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:

3.Формировать способность к организации деятельности.

4.Формировать умение решать творческие задачи.
5.Формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

В 4 классе в курсе «Математика» предлагается выполнить ряд проектов, таких как:

  • «Машина времени»;
  •  Страничка из энциклопедии
  •  Инсценировка: Российская ярмарка 18 века.
  •  Играй и выигрывай)
  •  Страница нового учебника

Наиболее интересным детям показался проект «Машина времени». 

Ребята  выбрали эту тему, потому что на уроках литературы, математики и окружающего мира в 4 классе мы изучаем  разные исторические события прошлого и говорим о будущем человечества. Однажды на уроке математики задумались над вопросом, почему до сих пор не созданы аппараты, которые смогли бы перенести людей в прошлое или будущее время, чтобы лучше изучить или понять историю этого времени

Вся описываемая далее работа начинается  на уроке, а продолжается во время, отведенное для внеурочной деятельности. Так как проектная деятельность, в числе прочего, ориентирована на формирование таких важнейших качеств личности, как упорство в стремлении к достижению поставленной цели в ситуации плодотворного сотрудничества с другими людьми, преодоление возникающих трудностей и оперативное решение проблем.

Проект представляем как «шесть П» :

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация - Портфолио

Этапы работы над проектом:

  1. Постановка проблемы.

Перед началом работы даётся домашнее задание: прочитать страницу с материалами к проекту. В статье ставятся вопросы:

 - Как вы думаете, можно ли путешествовать во времени? Если можно, то как? Можем ли мы узнать о том, что было в прошлом? В будущем? Как именно люди узнают о прошлом? А о будущем?

 На уроке  обсуждаем прочитанный текст.

- Как вы представляете себе машину времени? Хотите сделать её модель? Что вам для этого потребуется?

Намечаем цель: сделать машину времени, описанную в учебнике (похожую на космический корабль).

  1. Проектирование (планирование).

Составляем алгоритм действий:

  • придумать, как выглядит (из каких частей состоит) ваша модель;
  • подобрать материалы и детали, из которых вы будете ее строить;
  • подобрать команду для изготовления модели и распределить работу;
  • обдумать, в какой последовательности вы будете работать;
  • сделать модель машины времени;
  • проверить, всё ли сделано правильно;
  • подготовить инсценировку «Полет на машине времени».

План работы над проектом у детей есть в учебнике,  и они в любой момент могут им воспользоваться, чтобы работать самостоятельно, или задать по какому-нибудь пункту плана вопросы. Также предлагаю детям заполнить «Лист планирования и продвижения по заданию» (см. Приложение 1)

3. Поиск информации.

Выбранная учащимися тематика проектов отражала не только желание детей путешествовать в прошлое, но и  в будущее. Дети приступили к поиску информации.  Кроме учебника, учащиеся могли  пользоваться любыми источниками информации: энциклопедии, книги, Интернет-источники, консультации со специалистами, родителями. Еженедельно с каждой группой обсуждались и редактировались подготовленные детьми материалы.

4. Продукт.

На этом этапе дети представляли эскизы своих изделий в классе. После вносились поправки в данной модели. Окончательный продукт ребята собирали дома. На данном этапе с детьми активно сотрудничают и родители. Поэтому многие модели имеют подвижные детали и  электрические схемы. (см. Приложение 3)

        5. Презентация.

Защита проекта у нас проходила в 3 этапа.

I этап – защита перед одноклассниками. После каждого выступления проходило обсуждение. Ребята высказывали своё мнение и о конструкции изделия, и о презентации, и об информационном материале, подобранном участниками команды. Также дети представляли лист самооценки, по которому я могла оценить вклад в работу над проектом каждого ученика. (см. Приложение 2)

II этап – защита перед   родителями.

III этап – выступление перед детьми начальной школы.  Перед другими классами выступали только те команды, чьи проекты оказались наиболее удачными. (см. Приложение 4)

6. Портфолио.

С готовыми  проектами дети могут принять участие в различных конкурсах, результаты которых поместят в своих портфолио.

На ступени начального общего образования большую роль в проектной деятельности играет взаимодействие ученика и учителя. которое существенно отличается от структуры их деятельности  при традиционной организации обучения. Поэтому в начальной школе многие функции выполняет именно учитель, а не сам ученик. Наглядно это можно увидеть в таблице.

«Действия ученика и учителя в проектной деятельности».

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Радует, что активными участниками в проектной деятельности являются и родители учащихся.

 Родителей могут:

-проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации)

-помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет)

-создать условия для проектной деятельности младших школьников во внеурочное время

В заключение, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах, потому что проектная деятельность приносит радость познания через сотрудничество со сверстниками. Как сказал выдающийся немецкий философ и драматург Г.Э.Лессинг «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Литература

1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Математика. Учебник для 4 класса.// Моя математика. В 3 –х частях. Часть 1. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. – 96 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. ]; под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

3. Козлова С.А., Рубин А.Г. Моя математика. 4-й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008. – 336с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Приложение 1.

Лист планирования и продвижения по заданию

Класс ____________                                        Номер группы _________

Название группы ___________________________________________  

Название проекта, выбранное группой __________________________

_____________________________________________________________

                                запишите выбранное название

Форма представления проекта.

Отметьте  выбранную вами форму:

 А. Макет

 Б. Плакат с рисунком

 В. Плакат с аппликацией

 Г. Плакат со схемой

 Д. Плакат с набором готовых иллюстраций

 Е. Компьютерная презентация с набором готовых иллюстраций

Начало работы: ______ день __ час ___мин                

Окончание работы: _____день __ час ___ мин

Что делаем

Кто делает

Отметка о выполнении

(+ или –)

4.

Приложение 3.

Лист самооценки

Класс ____________                                      Номер группы _________

Название группы ___________________________________________  

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Приложение 2.

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Социальное партнерство во внеурочной деятельности НОО в рамках реализации ФГОС

Мастер-класс в рамках районного семинара "Итоги реализации ФГОС НОО".Чтобы посмотреть презентацию, перейдите по ссылке: https://yadi.sk/i/zhUkOIYXgXHim...

Выступление учителя начальных классов МБОУ “Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова» Аксубаевского муниципального района РТ Гафиятовой Рушании Гумеровны по теме: «Приоритетные направления в деятельности учителя в рамках реализации ФГОС второго поколе

Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования. Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится.В школу должен пр...

Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС

Проектная  деятельность  школьников в рамках реализации ФГОС...

Проектно-исследовательская деятельность школьников в рамках реализации ФГОС

      Метод  проектов – это интерактивный метод современного обучения .Если говорить о нём как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность иссле...

«Методики и инструменты формирующего оценивания на основе проектной деятельности и в рамках реализации требований ФГОС»

Методики и инструменты формирующего оценивания на сонове проектной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности....