2015-2016 уч.год Урок по предмету Истоки по теме "Мастера-плотники"
план-конспект урока (2 класс)

Черкашина Ирина Валерьевна

Актуализировать знания детей о необходимости рабочих специальностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Мастера-плотники.

Цель и ожидаемый результат (для учителя):

Организовать деятельность для расширения знаний учащихся о профессиях   столяра и плотника, на развитие общеучебного умения анализировать текст, воспитание любви к труду и уважение к людям труда.

Цель и ожидаемый результат (для обучающихся):

Познакомиться с профессиями столяра и плотника, формировать навыки уважительного отношения к людям труда

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания детей о необходимости рабочих специальностей.
  2. Составить план действия по ознакомлению с профессиями столяра и плотника
  3. Формировать умение выделять работу этих мастеров и
  4. Обсудить возможные способы применения мастерства в современном мире
  5. Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

Оборудование к уроку: УМК Истоки, мультимедийная установка, материал для работы в группах.

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания

- О каких профессиях говорили на прошлом уроке? - О ткачихах.

-В чем заключается труд ткачихи?  - Рассказывают об особенностях труда ткачихи.

- Актуален ли труд ткачихи в современном мире? – Высказывания детей.

  1. Присоединение. Актуализация.

(обращаю внимание на

картины с изображением домов)

-Люди какой профессии построили эти здания? - Строители, плотники.

- Что вы знаете о труде плотника? - Дети рассказывают, чем занимаются плотники.

-Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить? - Сегодня постараемся побольше узнать об этой нелёгкой профессии.

  1. Целеполагание

Назовите тему занятия

Назовите цель занятия

Составим план работы - 1.Рабочие профессии.  2 Плотники и столяры.

                                           3.Актуальность профессий в современном мире

  • Беседа о профессиях прошлого
  • Включаю звуковые эффекты: стук топоров, звуки пилы.  (Слайд 1)
  • - Где мы можем это услышать? (На строительстве дома)
  • На экране идет строительство дома. Рабочий работает электрическим рубанком, выравнивает дерево. (Слайд 2)

- Что мы сейчас наблюдаем? - Рабочие строят дом.

           - С каким материалом работает плотник? - С деревом.

-У меня в руках деревянный брусок. Его будем передавать, как эстафетную палочку, говоря при этом, что вы

видите,

слышите,

чувствуете. -  Я вижу, как плотник взял топор.

                      - Я чувствую запах ёлки.

                      - Я слышу, как гудит пила и т.д.

                      Ученики по очереди говорят о своих ощущениях.

4.Учебные действия

-Какие инструменты на ваш взгляд нужны плотнику? - Учащиеся выполняют самостоятельно в рабочей тетради с.17, задание №1.

1) Работа в группе.

Обсуждение в группах.

2) Проверка работы.

Предлагаю учащимся обсудить в группах.

Ребята называют инструменты, необходимые плотнику для работы, берут со станка инструмент и называют его: молоток, плоскогубцы, рубанок, гвозди, ножовка, топор, резцы, долото.

- Выберите среди инструментов главный.   (Топор)  

Желающие трогают его, берут в руки.

- Верно, топор –инструмент почти универсальный. В старые времена топор умел держать в руках почти каждый крестьянин. Плотницкое ремесло – одно из самых древних и почетных. Хороший плотник известен далеко за пределами своего города или деревни. «Плотницкое дело пришло к нам вместе с земледелием из глубокой старины. Перед тем, как вспахать землю, надо было вырубить лес», - рассказывает Василий Иванович Белов в книге «Лад».

   Народ смеялся над теми мужчинами, которые не умели плотничать.

   Независимо от того, есть талант или нет, все мужчины стремились постичь мастерство плотника. «Коли есть топор, делай и топорище» -эти слова и в наши дни каждому понятны. Всем известно, что топор без топорища, словно соха без оглобень. И есть орудие – и работать нельзя.

  Сделать топорище не так-то просто. Оно должно быть прочным, лёгким, гладким и к руке привычным. Сделать топорище – значит сдать первый экзамен. Дед или отец, или старший брат подавали мальчишке свой топор сухую берёзовую плашку. Далеко не с первого раза получалось настоящее топорище. Но мало было случаев, когда парень не добивался своего и не заслуживал бы похвалы старшего.

    Топорище-то надо еще и насадить, и правильно расклинить, чтобы топор не слетел, и зачистить стеклянным осколком. После всего этого топор точили на мокром точиле. Сама по себе каждая операция требовала смекалки, навыков и терпения.

    Хороший плотник так привыкал к своему топору, что не мог работать чужим. Топор – главный инструмент плотника.

- Но были раньше мастера, которые могли построить дом только топором, без единого гвоздя.

На экране фрагмент из фильма «Кижи. Путешествие во времени». (Слайд 3)

Работа в парах

Рассматривание иллюстраций в рабочей тетради.

 – Чьи руки это создали? Какие чувства у вас возникли? (Слайды 4-15)

-Мог ли один мастер - плотник выполнить такую работу? (Нет)

_ плотники работают АРТЕЛЬЮ. В ней всегда есть и опытные мастера, и начинающие. Опытные передают молодым навыки и секреты плотницкого дела. Они приучают молодых делать всё по порядку, работать неторопливо и рассудительно. Учат чувствовать и понимать дерево.

-Как же строили? - Мастера вкладывали в свою работу фантазию, любовь, душу.

Давайте попробуем на некоторое время стать мастерами и собрать макеты домов. Мы с вами начали эту работу на технологии, а сегодня закончим работу.

Каждая артель выбирает старшего и начинайте работу.

Работа четверками.

Сборка домиков.

- Какими качествами должен обладать мастер? - Он не должен быть злым.

- Помнят плотники и давний завет: строить с добрым сердцем, без зла и вражды.

-Много плотников было на Руси, но не все были мастерами.

- Основными умениями обладали многие плотники, но мастерами называли не всех.

- Какие пословицы и поговорки сложили о нелёгком труде плотников.

Каждая артель получает конверт с заданием и начинает работать.

Задания: (в каждом конверте)

1 Собери пословицу.

2 Найди подходящее объяснение.

3 Выделите в пословице, каким качеством должен обладать плотник.

4 Обсудите своё решение с товарищами.

5 Придите к согласию.

Объяснения пословиц и поговорок: (у каждой артели в конверте)

  • Говорится тогда, когда призывают кого-либо действовать сообща, всем вместе.
  • Усилия и старания человека со временем способны решить любую проблему, преодолеть любую преграду. Это произойдет не сразу, но всё-таки. Постепенно, медленно, но дело пойдет на лад, только нельзя отступать, нужно продолжать добиваться.

Профессия (ремесло) не только не мешает человеку, а наоборот, делает его ценнее.

Перед тем, как что-то делать, нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и результаты. Тогда и дело выйдет хорошо.

  • Если нет нужного инструмента, то и работа не пойдет.
  • Плотник везде мог найти себе работу и, следовательно, прокормить себя.
  •  На морозе топором помашешь, согреешься быстрее, чем в шубе.
  • Если ты в своем деле хороший работник, значит, и с другим делом (другой работой) хорошо справишься.
  •  За какую работу человек не берётся, то в его руках все получается.

Пословицы и поговорки (в разрезанном виде у каждой артели в конверте):

Берись дружно, не будет грузно.

Терпение и труд всё перетрут.

Ремесло за плечами не виснет.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

С топором весь свет пройдешь.

Плотника не шуба греет, а топор.

Хороший плотник - и в поле работник.

Дело мастера боится.

Закрепление.

-Что доброго дал урок?

- Что нового узнали? Кому было интересно?

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Спасибо за урок. Урок окончен.

Ссылка на презентацию к уроку:

https://docs.google.com/presentation/d/17E444H1J6wmqqhxivj-UeI-5Eq-FzoTxBcFGKMIpmnw/edit#slide=id.p3 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Математика» начального образования для 4 б класса на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской  программы «Математика» М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В.Степановой.(«Школа России»), сборника рабочих програм...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013....

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012....

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской                                       ...

Рабочая программа учителя по предмету " Русский язык", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века", 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учителя УМК "Начальная школа XXI века" для з класса:  пояснительная записка;  календарно- тематическое планирование с УУД; Материально- техническое обеспечение; текст...

Рабочая программа учебного предмета (курса) «Русский язык» 3 а класс 2015 - 2016 учебный год

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:• познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки...