Три уровня компетенций
статья по теме

В соответствии с разделением содержания начального общего образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраивается три уровня компетенций:

1.     ключевые компетенции – относятся к метапредметному содержанию образования;

2.     общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3.     предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_i_kompetentsii.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Лекция к теме 4

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Е. Жиренко, доцент кафедры педагогики и методики начального общего образования ВОИПКиПРО, канд. пед. наук

В соответствии с разделением содержания начального общего образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраивается три уровня компетенций:

  1. ключевые компетенции – относятся к метапредметному содержанию образования;
  2. общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  3. предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

«Словарь терминов» дает несколько определений понятию компетенция, для младших школьников можно взять следующее определение: «компетенция – знания и опыт в той или иной области; круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом.» [1] Образовательные компетенции ученика играют многофункциональную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей. Ровесников, и будут играть большую роль в будущих производственных и научных отношениях.

        Компетентность младшего школьника – одно из базисных характеристик личности ребенка, которая включает в себя следующие компетентности:

  • ценностно-смысловые;
  • учебно-универсальные;
  • социокультурные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально-трудовые;
  • природоведческие и здоровьесберегающие;
  • компетенции личностного самосовершенствования.

Прежде, чем приступить к созданию Образовательной программы начальной школы, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Название компетенции определяет роль соответствующего метода обучения. Приведем примеры компетенций в деятельностной форме.

Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают следующие универсальные учебные действия:

  • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
  • уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
  • осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят следующие универсальные учебные действия:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
  • выбирать условия проведения наблюдения или опыта;
  • выбрать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с техническими картами и инструкциями;
  • использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;
  • описывать результаты, формулировать выводы при проектной и исследовательской деятельности;
  • выступать письменно и устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
  • иметь опыт восприятия картины мира.

Социокультурные компетенции – это умение применять на практике и в жизни знания, умения и навыки; значимым становится гендерное воспитание.  У обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей – семьянина, гражданина, ученика. Собственника, потребителя, покупателя, пациента и т.д.;
  • уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, коллективе, государстве;
  • владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
  • владеть эффективными способами организации свободного времени;
  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
  • иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя и т.д.

Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в паре и группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д. Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия:

  • уметь представить себя устно и письменно, заполнить анкету, написать заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знания иностранного языка;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
  • выступать с устным сообщением с использованием мультимедийной презентации и без нее, уметь задать вопрос, представить и защитить результат проектной деятельности, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;
  • владеть способами коллективной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;
  • умениями искать и находить компромиссы;
  • иметь положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанные на знании истории и традиции различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции – это умение при помощи телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать ее. Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности младшего школьника по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире,  формируя у обучающегося универсальные учебные действия:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
  • уметь осознанно воспринимать информацию из средств массовой информации;
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, факса, принтера, мультимедийного оборудования, интерактивной доски;
  • использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции – это знакомство с культурой своего народа и народов других стран, краеведением, уход за растениями. Знания по экологии, применение правил личной гигиены, формирование навыков здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим; ухаживать за ребенком младшего возраста. У младших школьников формируются следующие универсальные действия:

  • знать духовно-нравственные основы жизни человека и общечеловеческой культуры;
  • знать культуру, традиции и обычаи своего народа;
  • иметь представление о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.;
  • иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде;
  • владеть эффективными способами организации своего свободного времени;
  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
  • позитивно относиться к своему здоровью;
  • владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
  • владеть навыками оказания первой медицинской помощи;
  • владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
  • иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
  • уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

Социально-трудовые компетенции – это владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Младший школьник овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Так в сфере гражданско-общественной деятельности младший школьник должен владеть компетенциями гражданина, наблюдателя, патриота, владеть универсальными учебными действиями в нравственно-правовом, патриотическом, экологическом направлениях деятельности; в социально-трудовой сфере – уметь быть покупателем, пешеходом, пациентом, клиентом и т.д..

Весь этот перечень можно дополнить следующими компетенциями:

  • способность к работе в группе ради достижения цели;
  • самокнотроль;
  • отсутствие чувства беспомощности;
  • способность слушать других людей и принимать во внимание сказанное ими;
  • способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
  • умение контролировать свою деятельность;
  • умение абстрагировать;
  • внимание к проблемам, мешающим достижению поставленных целей;
  • терпимость к различным вероисповеданиям, стилям жизни окружающих;
  • самостоятельность мышление, креативность и оригинальность;
  • вовлечение эмоций в процесс деятельности;
  • критическое мышление;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение строить диалог;
  • настойчивость;
  • доверие;
  • готовность индивидуально решать сложные вопросы, поставленную задачу;
  • исследование окружающей среды;
  • готовность и способность обучаться самостоятельно;
  • отношение к правилам как указателям желательных способов действия;
  • персональная ответственность за порученное дело;
  • поиск и использование обратной связи;
  • способность принимать решения и отвечать за их результат;
  • уверенность в себе.

Перечень компетенций представлен в этой статье в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням, так и по учебным предметам и воспитательной работе.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предъявляет определенные требования формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.

«Термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.» [6]

Предполагается, что в основной образовательной программе образовательного учреждения должны быть:

  • ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;
  • механизмы связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  • характеристики универсальных учебных действий обучающихся и типовые задачи их формирования;
  • преемственные связи программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. [4]

Перечисленные требования могут составить структуру программы формирования универсальных учебных действий. Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет традиционное содержание образовательных и воспитательных программ, служит основой разработки примерных учебных программ.

        Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и примерной Образовательной программе. К ним относятся:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
  • развития умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Перечисленные ориентиры могут составить основу проектируемой программы формирования универсальных учебных действий. Можно выделить четыре блока основных видов УУД:

  • личностные универсальные учебные действия;
  • регулятивные универсальные учебные действия;
  • познавательные универсальные учебные действия;
  • коммуникативные универсальные учебные действия. [4]

Личностный блок связан с ценностно-смысловой ориентацией обучающихся:

  • умение жить по правилам;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
  • умение выделять нравственный аспект поведения;
  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Выделяется три вида личностных результатов: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

        К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • осуществление учебных действий;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • общеучебные;
  • знаково-символические;
  • информационные;
  • логические.

Познавательные УУД на развитие представления и воображения.

1.        Исключить в данном перечне лишнее слово или число, фигуру, предложение, выражение и т.д.

2.        Дополнить данный перечень недостающим числом, словом, фигурой, формулой, предложением.

3.        Составить текст из данного набора слов или изображение объекта из данных фигур.

4.        Изобразить некоторый объект по его словесному описанию.

5.        Определить, что произойдет с данным объектом, если изменить заданным способом его отдельные параметры (увеличится или уменьшится и т. д.)

6. Изменить структуру данного объекта так, чтобы получился новый объект с заданными свойствами.

Познавательные УУД на развитие памяти.

1.        Записать по памяти как можно больше слов, букв, чисел, правил, формул и т.д.

2.        Назвать термины по данной теме.

3.        Установить соответствие между данными терминами и символами.

4.        Посмотреть минуту на данные объекты, затем по памяти их назвать, записать или изобразить при помощи рисунка в определенном порядке.

5.        Определить, с какими теоретическими знаниями связано данное задание.

На развитие внимания.

1.        Продолжить формулировку правила или устный ответ одноклассника и т.д.

2.        Задать вопросы по домашнему заданию.

3.        Как можно быстрее расположить в определенном порядке; например, слова по алфавиту, числа по порядку, по возрастанию, по убыванию, предложения в определенном порядке и т.д.

4.        Найти ошибку в определении или правиле.

На развитие восприятия.

1.        Записать по памяти как можно больше изученных правил по теме, определений, словарных слов или формул.

2.        Обнаружить указанные объекты при слуховом или зрительном диктанте.

3.        Выслушать и записать с использованием символики математический диктант или составить схему предложения.

4.        Посмотреть в заданное время на лист с опорным конспектом по теме, как можно точнее воспроизвести его.

5.        Рассмотреть данные объекты и выделить их существенные и несущественные свойства.

На формирование умений и навыков.

1.        Выполнить практическую работу тренировочного характера.

2.        Выполнить действия по данному образцу, приему, алгоритму, схеме, таблице.

3.        Из данного набора действий составить алгоритм или прием решения данного задания.

4.        По содержанию текста задания установить, какие определения, правила, алгоритмы использовались для его выполнения.

5.        Расчленить текст на части, озаглавить их.

6.        Найти ошибку в решении или записи текста, выявить ее сущность.

7.        Исправить ошибки, допущенные в задании.

8.        Сделать проверку и дать оценку результатам выполнения задания.

9.        Выделить для себя из процесса выполнения задания полезные новые знания.

10. Ответить на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Как?», «Каким образом?».

11. Ответить на вопросы, связанные с условием выполнения задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

  • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или совместной деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

        Каждая из общепредметных образовательных компетенций и все универсальные учебные действия имеют сквозное воплощение во всех четырех ступенях развития, воспитания и обучения – дошкольная. Начальная, основная. Средняя (полная) общая школа. Для того, чтобы определить реализацию общепредметной компетенции и универсальных учебных действий на каждой ступени, необходимо описать динамику изучаемой действительности. Выполнение данного этапа проектирования предполагает учет того, что постепенно

  • увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции и УУД;
  • происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция и УУД;
  • компетенции и универсальные учебные действия интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной деятельности и связанных с нею УУД.

Опираясь на перечисленные выше элементы, выделены следующие виды УУД для начального общего образования :

  • личностные действия самоопределения и рефлексивная самооценка; смыслообразование, определяющее мотивацию учебной деятельности младшего школьника; нравственно-этическое оценивание;
  • регулятивные действия, позволяющие обучающемуся выполнять контроль и оценку во внутреннем плане;
  • познавательные действия, позволяющие выполнять  моделирование, общий прием решения поставленных задач;
  • коммуникативные действия – общение, умение работать в группах, отображение в речи предметного содержания и условий деятельности.

Цель УУД – «развитие ребенка, подведение его к овладению основными обобщенными способами в учебной деятельности». [3]

Основным результатом начального общего образования должна стать сформированность у выпускников:

  • общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в начальной школе;
  • умений учиться, т.е. организовывать свою деятельность с целью решения учебных задач. [6]

Использование технологии деятельностного метода с целью научения учиться важно не только с точки зрения повышения уровня обученности, но и как естественная ступень перехода к реализации нового качества начального общего образования. Большинство учителей начальных классов в последние годы накопили собственный опыт активизации деятельности учащихся  - проектные и исследовательские методики, организация проблемных ситуаций, развитие критического, вариативного и логического мышления, коммуникативные УУД и т.д., - то включение их наработок в общую систему организации учебной деятельности обучающихся поможет сделать образовательный процесс в начальной школе более эффективным. Для каждого учителя начальных классов появляется возможность постепенно освоить технологию деятельностного метода по индивидуальной траектории саморазвития.

Разработка Образовательных программ по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формировании общих ключевых компетенций и универсальных учебных действий. Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов умственных действий и способов деятельности.

Литература

  1. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005. – с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с.33
  3. Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Педагогические условия формирования вариативной деятельности младших школьников в личностно ориентированном обучении. Монография / Л.А. Обухова, О.Е. Жиренко. – ВОИПКиПРО, 2008. – с. 85.
  4. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – с.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – с. 53
  6. Калинина Н.В., Симачкова Т.Ю., Долматова Л.Н.. Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода. – М.: АРКТИ, 2010. – с. 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительная работа для оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся 4 классов

Данное задание  направлено на проверку или формирование следующих  умений:                - определение основн...

Доклад на тему: "Перспективные СПОСОБЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ".

"Перспективные СПОСОБЫ  ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"...

Самооценка младших школьников с разным уровнем социальной компетенции

Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуаль­ности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Именно поэтому одной из важнейш...

СПРАВКА ОБ УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СПРАВКА ОБ УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВТРАХОВОЙ ЗУЛЬФИИ АСКЕРБИЕВНЫ   «Истинная компьютерная грамотность означает не тол...

Портфолио ученика – ориентир качественного обновления оценки уровня сформированности ключевых компетенций.

Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, относятся к "вечным" вопросам педагогики.Выбор новых образовательных технологий в своей  педагогической деятельности,...

«Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики, как условие повышения уровня самостоятельности младших школьников»

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков приходит Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) второг...

Упражнения для повышения уровня читательской компетенции

Подбор комплевса упражнений для повышения уровня читательских умений и навыков....