Приемы, развивающие орфографическую зоркость.
учебно-методический материал на тему

Скачилова Ольга Викторовна

Задача учителя - научить младшего школьника обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции. В этом и состоит орфографическая зоркость. Пути формирования орфографической зоркости, приемы, развивающие ее, помогут вам в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методический материал40.21 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы, развивающие орфографическую зоркость.

Как и многих учителей начальных классов меня волновала и волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 • Как добиться грамотного письма у детей?

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
          Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Упражнения:
• ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе;
• постоянно показывать образец анализа звучащего слова;
• использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр, сы-ы-ы-ы-р;
• на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля;
• прием трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?);
• при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать);

Специально организованное списывание. Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В.Репкина и П.С.Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат:

1) она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы;
2) должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, т.к. каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка.
В классе алгоритм списывания размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительную карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.
1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2) Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3) Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4) Прочитай предложение так, как оно написано.
5) Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6) Пиши, диктуя себе так, как проговорил в последние два раза.
7) Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь орфограмму с исходным текстом.

Важно выполнять работу над ошибками.

Обострению орфографической зоркости способствует прием «Секрет письма зеленой пастой», с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет «зажигается» в тетрадях учеников.

2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
В процессе освоения навыка фонемного письма происходит накопление запаса слоговых орфографических констант как элементов орфографического мышления. На этом этапе учащиеся избавляются от типичных ошибок, присущих зрительно – рукодвигательному графическому навыку (пропусков букв и написаний лишних букв, неслогового переноса), будут готовы к освоению новых правил орфографии.
Внешне навык фонемного письма – это быстрое письмо с пословной орфографической самодиктовкой и написанием в такт их проговаривания.
Слабые учащиеся не всегда исполнительные, не уверенные в своих способностях, часто не усвоившие твердо буквы и графический навык, стараются запомнить написание букв зрительно. Поэтому они или не диктуют себе при письме или диктуют формально, вне связи с написанием слогов. Поэтому них не формируется орфографическая зоркость.
Вот поэтому и важно научить детей данному приему – письму с проговариванием
.
3. Комментирование (объяснение написания).
По степени трудности выделяются следующие виды комментирования:
а) объяснение выделенных в записанном слове или предложении орфограмм;
б) комментирование написанного слова (учащиеся должны сами найти знак, написание которого надо объяснить;
в) комментирование слов по коллективке (учащиеся читают слова или предложения текста и комментируют те написания, где может быть допущена ошибка);
г) комментирование устного письма (учащиеся послоговым орфографическим проговариванием указывают фонемно – буквенный состав слова объясняют написание того или иного знака);
д) комментированный диктант.

4. Скоростное письмо.
Мы считаем что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

5. Орфографические минутки (в начале или в конце урока).

Прочитать текст. Найти в каждом слове «опасные места». Объяснить их написание. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически. Списать. Лучше давать списывать четверостишия.
6. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
7. Письмо буквенной дробью.
На местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук (вада; крожка; крук; питак…).
8. Звуковой анализ слов.
9. Использование словарей.
10. Использование таблиц, схем.

По моему  мнению систематическое и последовательное использование данных приемов на уроках русского языка позволит развить орфографическую зоркость у всех детей.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

 
1. Прочитай пословицу:
Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
2. Предлагаю составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу»
Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).
3. Часто провожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить , какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.
4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах
берега, холода.
5. Провожу различные игры.
Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды.
Объясни , почему вставили такие буквы.
Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…
Часто использую следующие виды работ:

- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.
- При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их.
Если ученик, написал слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.
- Хорошо развивает орфографическую зоркость
игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Методика работы по системе Федоренко.

      Зрительный диктант — это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает: развить память; тренировать внимание; усвоить элементарные правила грамматики; быстрее научиться читать. Украинский педагог И.Т. Федоренко более 25 лет назад глубоко исследовал значение именно зрительного восприятия на формирование навыка беглого чтения. По итогам своей многолетней работы учёный пришёл к выводу, что для скорости чтения малышам необходимо комплексно развивать: оперативный вид памяти; внимание (как произвольное, так и непроизвольное); периферическое зрение наряду с центральным. Существенным преимуществом методики Федоренко является то, что она позволяет работать над совершенствованием антиципирования — способностью угадывать слова по контурам, тем самым быстрее усваивать содержание словосочетаний и предложений. Кроме этого, авторская методика помогает ребёнку справиться с трудностями произношения, которые связаны с особенностями дикции, артикуляции.

        Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений. Суть этих текстовых отрывков в том, что их длина увеличивается пошагово: в первом простом предложении из первого диктанта — 2 слова, всего 8 букв. Во втором — количество слов остаётся тем же, но набор букв увеличивается на 1. В итоге в 18 наборе уже 7 слов и 46 букв в самой последней синтаксической конструкции. Малышам нужно запоминать не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети: легко осмысливают различные тексты; заинтересовываются чтением; быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма; после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова. Начинать отрабатывать систему Федоренко рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Однако некоторые педагоги вводят зрительные диктанты уже со второго полугодия первого класса в процессе автоматизации пословного чтения. Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно, тогда методика даст свои результаты. Это интересно! По результатам исследований возможностей головного мозга, учёные университета Оксфорд пришли к выводу, что для развития оперативной памяти в среднем необходимо 2 месяца. Методика Федоренко рассчитана на 54 дня. План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем: На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора. Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение. Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение. Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение. Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили. Тематика предложений, предложенная Федоренко, может быть подкорректирована педагогом под изучаемый предмет —методика может использоваться в рамках любого курса, так учителю будет легче спланировать занятие. Учтите, что с 4–5 набора на каждый блок предложений выделяют по 5–6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносят с рекомендациями автора методики — 5–10 секунд.

Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу, при проведении зрительных диктантов необходимо: Терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор. При этом важно приучить их работать далее, пропуская то, что не вышло запомнить. Следить за тишиной во время запоминания и воспроизведения слов, так как любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие. Писать предложения только на отдельных листочках. Если позволить записывать слова в тетради, то работа предыдущего дня будет отвлекать от актуального задания. Записи на листах собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запоминали отдельные буквы, а старались откладывать в голове цельные слова. Наблюдать за успеваемостью учеников. Если малыши быстро усваивают все слова в простых предложениях комплекта, трудность следует наращивать, то есть начинать работу над следующим. Выработать свой собственный ритм работы над упражнениями, основываясь на успеваемости детей.

Система, предложенная И.Т. Федоренко, влияет на овладение навыком качественного письма, что положительно сказывается на скорости аналитического чтения и улучшает качество усвоения прочитанной информации. Довольно много педагогов с многолетним опытом преподавания в начальном звене рекомендуют систематически использовать наборы на уроках.

Наборы по системе Федоренко.

Набор №1 (Приложение 1)

1.Тает снег.                          

2.Идёт дождь.

3.Небо хмурое.

4.Коля заболел.

5.Запели птицы.

6.Поле опустело.

Набор №2 (Приложение 2)

1.Трещат морозы.

2.Я ищу землянику.

3.В лесу росла ель.

4.Наступила осень.

5.Дни стали короче.

6.В лесу много берез.        

Набор №3 (Приложение 3)

1.Прилетели птички.

2.Яркосветит солнце.

3.Лида вытерла доску.

4.Весело бегут ручьи.

5.Подул резкий ветер.

6.Зоя прилежно учится.        

Набор №4 (Приложение 4)

1.Дятел долбил дерево.

2.Я хочу посадить цветы.

3.Иней запушил деревья.

4.Без воды цветы завянут.

5.Пролетело жаркое лето.

6.Возле дома посадили ель.        

Набор №5 (Приложение 5)

1.Солнышко светит и греет.

2.Федя решал задачу у доски.

3.Загорелась в небе зорька.

4.На деревьях сверкал иней.

5.Город Москва стоит на реке.

6.В лесу собирают землянику.

Набор №6 (Приложение 6)

1.Зимой река покрылась льдом.

2.Мальчик подарил маме цветы.

3.Дежурные стёрли пыль с доски.

4.Оленеводы работают в тундре.

5.На огород забрались цыплята.

6.Мы жили возле берёзовой рощи.

Набор №7 (Приложение 7)

1.Небо покрылось серыми тучами.

2.Дети посадили во дворе акацию.

3.Бабушка купила внуку букварь.

4.Землю согрело тёплое солнышко.

5.Моя сестра работает на фабрике.

6.Ласково грело весеннее солнце.                

Набор №8 (Приложение 8)

1.Идёт дождик.

2.Мы любим Амгуэму.

3.Береги учебные вещи.

4.У Андрея чистая тетрадь.

5.Помогай своему товарищу.

6.Солнце осветило всю землю.

Набор №9 (Приложение 9)

1.Вода в море солёная на вкус.

2.Наша страна борется за мир.

3.Началась большая перемена.

4.Дети ходили в лес за грибами.

5.Руки надо мыть водой с мылом.

6.Красивы улицы нашего города.

Набор №10 (Приложение 10)

1.Москва – столица нашей Родины.

2.Школьники поливают саженцы.

3.Депутаты съехались на съезд.

4.Надо быть честным и правдивым.

5.Звёзды сияют на башнях Кремля.

6.Летом наша семья жила на Волге.        

Набор №11 (Приложение 11)

1.Весело колосится густая рожь.

2.Поля запорошило белым снегом.

3.Мы читали интересный рассказ.

4.Мичурин много и упорно работал.

5.Новые дома растут очень быстро.

6.Из машины вышел наш учитель.

Набор №12 (Приложение 12)

1.Мальчики принесли сухих веток.

2.В поле поспевают рожь и пшеница.

3.Из книжки выпал листочек сирени.

4.Дети всех стран хотят жить в мире.

5.Свежий ветерок повеял прохладой.

6.Сверкнула молния, и загремел гром.

Набор №13 (Приложение 13)

1.Давно скосили и убрали луга и поля.

2.Белка взобралась на верхнюю ветку.

3.Солнце светило ярко, и дети купались.

4.Весь народ гордится героями космоса.

5.Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.

6.Люблю я в поле встречать восход солнца.        

Набор №14 (Приложение 14)

1.Поднялась за рекой большая серая туча.

2.В далёкой тайге живут охотники-эвенки.

3.Все радовались встрече с космонавтами.

4.Разведчицы отправились в опасный путь.

5.Дружная семья и землю превратит в золото.

6.Обувь всегда необходимо очищать от пыли.        

Набор №15 (Приложение 15)

1.Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.

2.Меж редеющих верхушек показалась синева.

3.Хороши привольные широкие степи Украины.

4.На смелого собака лает, а трусливого кусает.

5.Нам велит трудиться школа, учит этому семья.

6.Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.        

Набор №16 (Приложение 16)

1.В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.

2.Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

3.Школьники готовятся к новому учебному году.

4.Много работы пастухам в стаде ранней весной.

5.На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.

6.Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

Набор №17 (Приложение 17)

1.Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

2.Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.

3.Малыши очень любили слушать волшебные сказки.

4.Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.

5.Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.

6.Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.        

Набор №18 (Приложение 18)

1.Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.

2.Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.

3.Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.

4.По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.

5.Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом.

6.Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.