игровая деятельность
проект (3 класс) на тему

игровая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_uch._nach._lugantsevoy_m.a.doc752 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по  образованию и науке Волгоградской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская  государственная академия последипломного образования»

 (ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

Кафедра начального образования

МАСТЕР- КЛАСС

Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах.

Выполнил: 

Учитель начальных классов МОУ « СШ №3»

 г. Николаевска Волгоградской области

_Луганцева Марина Александровна

Проверил: Гончарова Е.М., доцент

Волгоград – 2015

Мастер-класс

Тема: «Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах.»

Цель: презентация педагогического опыта работы по применению игровых технологий на уроках русского языка

  1. осмыслить необходимость применения игровой технологии в организации активной и эффективной деятельности при реализации курса
  2. показать особенности уроков русского языка с применением игровых технологий
  3. приобрести практический опыт использования некоторых приёмов и методов на уроках русского языка
  4. создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класс между собой.

Оборудование: карточки для групповой работы, мячик, ребусы, кроссворд

План проведения:

1. Организационный этап

(Присутствующие рассаживаются за столы)

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть  на моем мастер — классе. Я ,Луганцева Марина Александровна, учитель начальных классов, стаж моей работы — 24 года в школе и  уже 15 лет я работаю  по своей специальности. Вот я  вам рассказала немного о себе, а теперь предлагаю вам познакомиться друг с другом  с помощью этого мячика, в чьи руки он попадет тот представляет себя всем присутствующим , так как ему нравится.

(игра « Мячик »).  

Спасибо.

 Слайд № 1. ( Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).

Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (ИГРА).

 Верно. А посредством чего мы с вами получили сегодня  небольшую  информацию о каждом из  здесь присутствующем? ( с помощью игры)

 Скажите, можно  играя давать знания ребёнку?

Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер — классе презентовать вам  свой опыт применения игровых технологий на уроках  русского языка в начальных классах.

 Слайд № 2. (тема мастер — класса)  

  (рефлексия «Сердечко»)

 Предлагаю сейчас каждому взять сердечко и  написать на одной половинке свои ожидания по данной теме мастер — класса. От всего сердца желаю успеха в нашей работе.

2. Основная часть.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у младших школьников к предметам. Для этого проводятся различные конкурсы, олимпиады, викторины, тесты

 Слайд № 3. (Я.А.Каменский)

 Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Каменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».

 Одним из средств сохранения и получения радости познания во время серьезного и нелегкого учебного процесса является игра.

 Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес  к изучаемому предмету, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для  любого ребенка. Даже те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Следовательно, игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

Слайд № 4. (школа Древней Греции, древний римлянин).

Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучаюший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр».

 

 Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.

Слайд № 5.

 При использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:

  1.  Соответствие игры учебно- воспитательным целям урока;
  2.  Доступность для обучающихся данного возраста;
  3.  Умеренность в использовании игр на уроках.

 Слайд № 6.

Все знают, что по форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.

 Мне хотелось бы остановиться на дидактических играх, которые я  использую на уроках русского языка . Выделяют следующие виды дидактических игр:

  1. игры-упражнения- это кроссворды, ребусы, викторины и т.д.
  2. игры-путешествия
  3. игры-соревнования

Классификация дидактических игр основана на тематическом принципе( игры распределяются по разделам)

1.) Фонетические и орфоэпические игры

«Составь текст и озвучь его»

«Пригласи на обед»

 «Конкурс докторов»

«Спортивный комментарий»

«Расшифруйте анаграммы» и др.

2. )Лексико-фразеологические игры:

«Собери фразеологизм»

«Переводчик»

«Угадай слово по его описанию»

«Собери пословицу» и др.

3.) Игры по морфеме и словообразованию:

                      « Сорняки»,

                      « Допиши сказку»

                      « Собери слова»

                       « Ромашка»и др.

4.)Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

«Третий лишний»

«Я работаю волшебником»

«Лингвистический футбол»

«Умный редактор»

«Справочное бюро» и др.

5) .Кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки на уроках русского языка и литературы.

Кроме этого, я использую кроссворды как форму контроля на любом этапе обучения.

 Результативность.

 Применяя на своих уроках игровые технологии, я наблюдаю следующие результаты у моих учеников:

  •  формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
  •  вырабатывается умение самостоятельно добывать знания  и применять их на практике;
  •  создается положительный морально — психологический климат в классе для развития личности учащихся;
  • повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;
  •  в каждом классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
  •  развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

Таким образом, игровые технологии в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации умений и навыков, творческой мыслительной, познавательной деятельности у учащихся.

 Слайд 7  Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который  они призваны изменить.

3. Имитационная игра со взрослыми.

А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Для этого необходимо разделиться на  три группы .по  5-7 человек

1. Игра « Подбери фразеологизм, в котором упоминается изображённое животное»

Одним выстрелом двух зайцев, белая ворона, водить за нос

                                                         

Похожее задание можно встретить в учебнике Ивановой 2 класс 21 век

( Подбери фразеологизм по картинке к предложению)

Ребусы в картинках

               

«Собери фразеологизм»

Кто-то рассыпал фразеологизм на отдельные слова , соберите их

1-я группа как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых

Куда Макар телят не гонял, в ежовых рукавицах, вертится на языке, свистит ветер в карманах, канул как в воду

2-я группа расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу

Расхлёбывать кашу, бить баклуши, заметать следы, на ночь глядя, душа уходит в пятки

Игра «Конкурс пародистов»  умение менять тембр голоса

Фраза                                              тембр

Фу! Фу! Фу! Руским духом пахнет              старческий, хриплый, низкий

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!      Нежный, мелодичный, приятный

Корову заведём, молоко пить будем!            Ласковый, мурлыкающий

Игра «Переводчик»

Перевести устаревшие слова на современный язык

Око – глаз                              чело-лоб

Вежды-веки                           выя-шея

Ланиты-щёки                         рыло- чьё-то лицо

Перси-грудь                           длань-ладонь

Уста-губы                             пясть-ладонь с пальцами

Чрево-живот                         перст-палец

Мыльня- баня

Ветродуй- вентилятор

Самодвиг- автомат.

                       

По рисунку отгадать фразеологизм:

Ни рыба ни мясо, чесать язык, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке

Игра «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»

 Столбик слов, которые отвечают на вопрос ЧТО? Коса Сон Оси Леса Измените одну букву в словах так, чтобы они стали отвечать на вопрос КТО?

Игра «ИЗ МУЖСКОГО В ЖЕНСКИЙ» 

К каждому слову мужского рода добавьте только одну или две буквы, чтобы получилось новое слово женского рода. Гость – (горсть) шах - … Клуб - … жест – … Пол – … рак - … Полк - … рост - … Хлор - … вол - … Лак - … мел - … Сор - … мак - … Чай - … док - … Душ - … маг - …

Игра "Угадай предмет по признакам".

-Осторожная, хитрая, хищная, длиннохвостая, рыжая…(Лиса).

-Один уч-ся отворачивается у доски.(Учитель показывает картинку яблока.) Подберите слова-признаки к данному предмету, а …угадает, о каком предмете идёт речь.(Яблоко (какое?)…).

Кроссворд части слова, части речи

По горизонтали:

По вертикали:

  1. Его обозначает буква.
  2. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
  3. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
  4. Выражает законченную мысль.
  5. Звук, который можно тянуть, петь.
  6. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  7. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?
  8. Часть слова, в которой обязательно должен быть гласный звук.

  1. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  2. Название текста.
  3. Буква в слове, которая пишется по определенному правилу.
  4. Выделение голосом части слова.
  5. Обозначает звук.
  6. Звук, при произнесении которого воздух встречает преграду.
  7. Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
  8. Текст, в котором рассказывается о каком-либо событии.
  9. Буквы по порядку.
  10. Главная часть слова, в которой заключен общий смысл всех однокоренных слов.
  11. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?

                                                                                                             

              C:\Users\Натали\Desktop\1\1\2\2\Пустой кроссворд.bmp

Игра «Кто быстрее?»

В толковом словаре учебника найдите:

-одно заимствованное слово

-одно устаревшее слово

«На загадку дай отгадку»

1. Не цветы, а вянут, не ладошки, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают.

(уши)

2. Его вешают, задирают и всюду суют. (нос)

3. Её заваривают, потом расхлёбывают ,её просит дырявая обувь. (каша)

(работа в группах)

Я предлагаю каждой группе самостоятельно разработать элемент урока с применением рассмотренных сегодня игровых технологий.

(каждая группа представляет свою форму игры)

 Рефлексия

Перед началом мастер-класса вы записали свои ожидания на сердечках . Они оправдались?Я предлагаю вам зачитать их вслух .На второй половинке запишите своё отношение к увиденному.

Данный вид рефлексии в игровой форме вы так же можете использовать на своих уроках и внеклассных занятиях.

Спасибо за внимание!

Литература

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.

2. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г

3. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.

4. Зимняя А. Н. Педагогическая психология — М., 2000.

5. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.

6. Ильина ТА. Педагогика. — М., 1984.

7. Кларин М.В. Педагогическая технология. — М., 1989.

8. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1992.

9. Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.

10. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М, 199

 11.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. - Новосибирск Агентство печати и информации «Момент истины», 1994. - 95С.

12.Кларин М.В. Образовательные возможности игры // современная педагогика. - 1985, №3

13.Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. М.2005, С.3

14.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 19987

Конспект урока по русскому языку во втором классе

«Морское путешествие».

Тема: Слог и слово. Деление слов на слоги.

Задачи:

  • уточнить представление учащихся о слоге
  • развивать умение делить слово на слоги
  • составлять из слогов слова
  • обогащать словарный запас учащихся новыми словами, развивать кругозор детей
  • развивать произвольное внимание
  • развивать память, логическое мышление
  • развивать творческое мышление, воображение
  • воспитывать умение слушать чужое высказывание и прислушиваться к ответам одноклассников

Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие тетради, конверты с заданиями, аудио файлы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети заходят в класс и встают в круг в обозначенном месте.

-Здравствуйте, ребята! Послушайте и отгадайте загадку, а отгадку вы подарите друг другу и нашим гостям.

Есть у радости подруга

В форме полукруга.

На лице она живет

И грустить нам не дает.

(улыбка)

Ответы детей.

После ответов детей демонстрация слайда (яркая улыбающаяся рожица). Дети дарят улыбки друг другу и гостям.

                                                Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся.

2. Сообщение темы, постановка задач урока.

- Сегодня мы проверяем и закрепляем наши знания о слоге. Занимайте свои места.

- Что такое слог?                                                         Ответы детей.

- Что образует слог?

- Для чего нужны слоги?

- Какие слоги бывают?

- Мы потренируемся делить слова на слоги  и составлять из слогов слова. Для этого мы отправимся в путешествие на поиски сокровища.

              (включается звук океана, крики чаек)

- Как вы думаете, на чем мы отправимся путешествовать?

        Ответы детей.              (На корабле)

- Правильно. Посмотрите, какой у нас корабль (слайд). Что можно о нем сказать?

           Ответы детей.      (Красивый, надежный, крепкий, быстрый)

- Кто может отправиться в такое путешествие? (Педагог наводит детей на мысль, что только настоящая команда может пройти все испытания).        

                 Ответы детей.

3.Основная часть.

- Сегодня я буду вашим капитаном. Все, что происходит на нашем корабле, мы будем записывать в бортовые журналы - наши тетради. (Педагог поясняет значение слов «бортовой журнал»).

- На нашем корабле есть колокол. Он называется рында. Как вы думаете, для чего его используют?

        Ответы детей.

- Откроем бортовые журналы, запишем дату нашего путешествия.

Минутка чистописания.

В тихую погоду нет нас нигде

Ветер подует, бежим по воде.

(волны)

Ответы детей.

- Назовите 3-й звук в слове волны?                               Ответы детей.

- Разделите это слово на слоги.

- От чего появляются волны?        (От ветра).

- Разделите слово ветер на слоги.

- Сегодня мы пропишем букву лл  ллл  лл.

- Для того чтобы узнать, что нам пригодится в путешествии, выполним первое задание. Работаем в парах.

- Откройте конверты. Достаньте карточки со слогами. Составьте из них слова, и вы узнаете, что нужно взять с собой в морское путешествие. Каждая пара записывает слова в тетрадь и делит их на слоги.

- Проверим.                                                             Ответы детей.

                        у-да-ча        ка-на-ты    ком-пас        я-корь

                        лод-ки                па-ру-са        во-да        кар-та

Педагог демонстрирует карту приключений, которая открывается по мере прохождения заданий.

- Карта показывает, что сейчас мы попадем в шторм. Что это такое?

                                                                                Ответы детей.

- Волны такие сильные, что со дна морского поднялись…А вот кто, вы узнаете расшифровав эти коды.

- Ответы запишите в бортовые журналы и разделите на слоги для переноса.

Ответы детей.

213       246135       351246      6314257    

икт       взазед        дзмеуа      илдьефн

4. Физкультминутка.

Мы бесстрашные матросы: йо-хо-хо! (2 раза)

Как живешь?  

Вот так! (поднимают большой палец)

Как идешь?

Вот так!  (идут по кругу)

Как шалишь?

Вот так!  (строят рожицы)

Ночью спишь?

Вот так!  (показывают)

Как дружишь?

Вот так!  (жмут руки, обнимают друг друга)

 - Наша карта подсказывает, что мы сейчас встретимся с морским чудовищем.  (слайд)         

- Морское чудище не пропустит нас, пока мы не отгадаем его ребус. (слайд)

,  21

нос                                              к=б                                                                 ,,

Картинка 18 из 169943                       

Ответы детей.        (сокровище)

- Запишите ответ и разделите слово на слоги.             Ответы детей.

        со-кро-ви-ще

- Итак, мы близки к цели. Осталось преодолеть последнюю преграду. От морского ветра и соли надпись стерлась. Давайте ее восстановим.

……          это     ……,   а  …….     учиться -   ….      к нему!

                                         Ответы детей.

Знание – это сокровище, а умение учиться – это ключ к нему. (слайд и анимационным эффектом)

- Запишите наше открытие в бортовые журналы.

- Наше приключение завершилось. Давайте вспомним, что интересного и полезного мы сделали.

5. Рефлексия. Подведение итогов. 

 

Мы с вами совершили увлекательное путешествие. Мы преодолели много преград и многому научились. Я предлагаю каждому из вас выбрать фразу на доске и закончить ее.

Я легко справился…

Мне было интересно…

Теперь я сам могу…

Мне запомнилось…

Оценки. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность в процессе обучения.

Игровая деятельность как средство обучения....

Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы

Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...

Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте

  В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидак...

Программа внеурочной деятельности "Игровая деятельность школьников"

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Игровая деятельность школьников"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игровая деятельность" 1 класс

Рабочая программа "Игровая деятельность" составлена в соответствии ФГОС...

творческая и игровая деятельность на уроках музыки и кружковой деятельности

творческие задания на уроках музыки, игры, музыкально- ритмические упражнения,кроссворды....

Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности через игровую деятельность.

Статья о создании ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности на уроке....