Проекты занятий по речевому развитию младших школьников
методическая разработка на тему

Романова Марина Олеговна

Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребенка она служит средством общения. Представленные проекты занятий направлены на решение ряда речевых задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проекты занятий по речевому развитию

младших школьников

Тема: Повторение

Задача: повторить основные понятия, изученные на уроках развития речи в третьем классе (стили речи, диалог, монолог)

  1. Введение в тему занятия.
  2. Речевая разминка. Работа в группах.

 

Задание для 1 группы.

К какому жанру литературы, по-вашему, можно отнести этот диалог? Почему? Прочитайте эту басню в прозе выразительно. Постарайтесь изобразить любопытного Шмеля и кокетливый цветок.

Шмель и цветок

- Ответь мне, Цветок, ты кто – он или она?

- А я, брат Шмель, и сам не знаю!

- Как это – не знаешь! Вот, например, ландыш – он.

- То ландыш.

- А вот, например, ромашка – она.

- Так то ромашка.

- А ты кто такой?

- Я-то? Да я, Шмель, Иван-да-Марья!

Задание для 2 группы.

   Прочитайте диалог выразительно. Постарайтесь изобразить задорную Бел-ку и простоватого Зайца. Какими жестами  можно сопровождать речь героев?

Заяц и белка.

    — Ты слышал новость, Заяц?

   — Я все, Белка,  слышу: эвон уши-то у меня какие!

   — Так что же ты своими ушами слышал?

   — Я слыхал, что тебя, Белка, Лиса съела!

   — Ну, это что! А я вот слыхала, что ты, Заяц, Лису съел!

   — Вот это да! Что же мне теперь делать?

   — Известно что: глазам верить, а не  ушам!

 Задание для 3 группы.

 Прочитайте диалог выразительно. Как  нужно  прочесть  последнюю фразу, чтобы  передать юмор Медведя? Изобразите рассудительного Мишу и болтливую пустую Сороку.

Сорока и медведь

   — Эй, куманек, на вопрос ответь.

   — Какой вопрос, стрекотуха?

   — Почему тебя,  Миша-Медведь, Медведем зовут?

   — Хе-хе! Бестолковая ты птица. Медведь — значит, мед ведающий.

Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан.

    — А где, где он, мёд-то?

   — Так я тебе и сказал! Ты же  всем  разболтаешь сразу, все вы в лесу

тогда медведями станете.

    Задание для 4 группы.

Прочитайте текст выразительно. Сколько будет исполнителей?  Постарайтесь изобразить хвастливых Ручку и Карандаш. Каким тоном следует читать автору?

В пенале.

   Хвастались друг перед другом Ручка и Карандаш!

   — Я отлично пишу! Без единой  ошибки!

   — А я, я и забыл, когда ошибался!

   А резинке стыдно было это слушать, ведь она стирала их ошибки.

   Исполнение диалогов учащимися. Анализ  качества  чтения.

   III. Повторение изученного

   1. Формы речи: диалог и монолог.

   - Какую форму имеют тексты 1- 4?

   - Чем диалог отличается от монолога?

   - Попробуйте составить свои короткие диалоги, выбрав одну из тем:  

     упрямство,  хвастовство,  ложь,  обидчивость,  ябедничество.

    Разыгрывание ситуаций. Анализ и оценка качества исполнения.

    2. Стили речи.

    — Как вы  считаете, к  какому стилю относятся составленные тексты?

    — Чем отличаются книжный и разговорный  стили речи?

    — Однороден ли книжный стиль? Перечислите особенности научного и художественного стилей. Какие книги из прочитанных в этом учебном году написаны научным языком, а какие художественным?

    — Вспомните героев трилогии Н.Носова «Приключения Незнайки».

    — Итак, Вы —...

    1 группа. Незнайка.

   2 группа. Знайка.

   3 группа. Доктор Пилюлькин.

    4 группа. Поэт Цветик.

    Задание:  отберите слова, которые ваши герои  могли  бы  употреблять  в своей речи. Обоснуйте ответ.

   Клёво, лазоревый, микстура, тащусь,  принтер, дрыхнуть, уши вянут,

   фортран, лазер, волшебница-зима, серебряные росы, красотища,

   процедуры, настойка  календулы,  графическое  изображение,  листья

   золотые, башка раскалывается, сдавливающая повязка.

    Ответы группы. Анализ качества ответов.

IV. Подведение итогов урока

 V. Домашнее задание.

Тема: Изобразительно – выразительные средства языка и олицетворение.

Задача:

 - Сформировать у детей представление об олицетворении. Учить употреблять олицетворения в речи.

 - Будить фантазию и воображение детей, развивать их словарный запас.

Ход:

  1. Речевая разминка. Знакомство с олицетворением.
  2. Выделение олицетворений в текстах. (Коллективная и групповая работа).
  3. Сочинение сказки
    1. Рассказывание учителем сказки «Гусёнок» по Н.Гернет:
    «Жила – была девочка Алёнка. У неё был гусёнок Дорофей, которого она прилежно пасла каждое утро. Только гусёнок направился в болото, как Алёнка кричит: «Дорофей!» Гусёнок поворачивает назад. Устала Алёнка прыгать по лугам и болотам, прилегла отдохнуть, а тут и Лиса. Хвать гусёнка и потащила в лес».
    2. Добавление нового героя.
    - Давайте подумаем вместе, что же делать Алёнке, как гусёнка спасти. Добавим в эту сказку новых героев – Старичка – Лесовичка и волшебный велосипед.
    3. Совместное с учителем творчество детей по сочинению новой сказки о гусёнке Дорофее.
    4. Пересказ придуманной сказки одним (или несколькими) учеником.
  4. Итог урока.
    - Приведите примеры олицетворений из сказки. Что такое олицетворение? С какой целью и в каких жанрах литературы используются олицетворения?
  5. Задание на дом.
    - Отредактировать свою сказку про Гусёнка.
      Проиллюстрировать понравившиеся эпизоды сказки.

 Тема: Сочинение загадок.

 Задача: обобщить сведения об изобразительных средствах языка; учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.

Ход:

  1. Речевая разминка.
    - Прочитайте:
    Удивительный вагон!
    Посудите сами:
    Рельсы в воздухе, а он,
    Держит их руками!
                                                     Злая, как волчица,
                                                     Жжётся, как горчица
    - Что за диво? Это же…
    - Что это?
    - Отгадайте их. Как вы догадались, что это троллейбус? Крапива?
    - Одинаковым ли тоном надо прочитать эти загадки? (Нет, первую – с удивлением, вторую – с опаской).
    - Прочитайте загадки выразительно.
    - Кто лучше прочитает.
  2. Введение в тему занятия.
    - Вы любите загадки? Умеете ли их отгадывать?
    - Попробуйте отгадать ещё одну загадку:

Из пшеницы, из овса
Смотрят синие глаза.                   (Васильки)
- Почему вы решили, что это васильки? В Чём секрет загадки?

Верно, сам предмет, который загадывается, не называется, говорится о похожем предмете, но у которого обязательно есть признаки первого. Действительно, васильки похожи на синие глаза, отмечается и второй признак васильков – место, где они обычно растут.
- Мы уже говорили, что загадки – очень яркие произведения.
В них используются разнообразные языковые изобразительные приёмы.
- Какой приём использован в этой загадке? (олицетворение). Докажите.
- Ещё может использоваться сравнение. Зачем эти приёмы использованы в загадках? (Они делают её выразительнее, а также помогают нам её отгадать).
- Сегодня мы будем учиться использовать эти приёмы при сочинении загадок.

  1. Конструирование загадок.
    (Для данной работы подбираются такие предметы, которые не ассоциируются у детей с уже известными загадками).
    - Посмотрите на этот предмет. Что это? Чайник. Внимательно рассмотрите чайник. На что он похож? Кого напоминает?
    - Назовите внешние признаки чайника.
    - Для чего нужен чайник?
    - Что в чайнике?
    - Где обычно находится чайник?
    (Ответы детей на каждый из вопросов записываются столбиком на доске).
    - А теперь попробуем составить загадку о чайнике и назовите его «Слон в берете». Итак, начнём.
    Слон в берете (где находится) на огне сидит
    (Что делает?) воду кипятит.
    - Кто догадался, как ещё можно составить загадку? Посмотрите на записи на доске.
    Слон в берете на столе стоит,
    Чаем нас поит.
    На плите пузатый слон
    Хочет сделать нам поклон.
    В нём бурлит водица,
    Как бы нам напиться?
    - А теперь попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением.
    - Перечислите наиболее яркие признаки снега. С чем можно сравнить снег? Какие ещё предметы обладают такими же признаками?
    - Сочините свою загадку, используя приём сравнения.
    (Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок).
    - А теперь сочиним загадку – олицетворение про тучу (снеговую или дождевую).
    Давайте опишем её.
    - Какая она по форме? По цвету? По настроению?
    - Какое живое существо напоминает туча?
    - Какие действия может совершать «живая» туча?
    - Сочините загадку.
    (Прослушивание загадок. Их анализ. Можно организовать конкурс загадок).
    - Послушайте для сравнения известные загадки про тучу:
    Как по небу с севера
    Плыла лебедь  серая,
    Плыла лебедь серая,
    Вниз кидала – сыпала
    На поля – озёрушки
    Белый пух, да пёрышки.

    Нахмуриться, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется.
  2. Итог урока.
    - Какие изобразительные языковые приёмы используются в загадках?
    - С какой целью?
  3. Домашнее задание: сочините загадки со сравнением и (или) олицетворением.

Фрагмент занятия по развитию речи по теме:

«Тема текста: «Цепная связь в тексте»

- А вот такого сказочного героя вы знаете? Кто это? Что он сделал?
(Показываю иллюстрацию с изображением Буратино).

(Поставил пятно, кляксу).

- С носа Буратино упала тяжёлая капля на страницу и превратилась в пятно, кляксу.

- А вы знаете, «клякса» может стать причиной для начала интересной истории?

- Сядьте поудобнее, приготовьтесь внимательно слушать меня и отвечать на мои вопросы:

Чтение с остановками:

Вопросы:

- Почему он не стал смывать кляксу?
- Как вы думаете, стала ли учительница ругать мальчика? Почему?
- Подумайте, что стал делать Федя?
(попробуйте себя представить на его месте)
- Что говорила Зинаида Ивановна?
- Как чувствовал себя Федя?
- Давайте пофантазируем, как может закончиться эта история?

Работа в группах.

Проверка продолжения истории.

- Послушайте историю до конца.
- Какое продолжение больше понравилось?
- Оцените работу своей группы.  (других групп).
- Чему научил Федю этот случай?
- Итак, кто знает автора этой истории?  Это Николай Носов.
- Это рассказ или сказка?
- Как вы думаете, какое заглавие подобрал автор к этому рассказу? Как бы озаглавили текст вы?
- Кто главный герой рассказа?  (Федя)
- Закройте глаза и представьте себе кляксу на его лице. Именно клякса явилась причиной для поучительной, интересной истории.
- Сейчас я предлагаю нарисовать каждому из вас кляксу такой, какой вы её представляете.

        Покажите друг другу!

Какие они разные, как и ваши увлекательные истории, в которых главной героиней станет совсем необычная клякса. Это задание можно предложить выполнить дома).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников

Цель кусра: создание условий для становления личности младшего школьника, коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соот...

Речевое развитие младших школьников

Презентация и доклад для выступления...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...

Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....

Мультипликация как средство развития познавательного и речевого развития младших школьников

С введением ФГОС в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Мул...

Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"

В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....