Учимся писать красиво и правильно
статья на тему

Василенко Алла Сергеевна

Красивый почерк - это визитная карточка любого современного человека. Школьник, студент, чиновник, служащий и даже доктор должны не только грамотно выражать свои мысли, но и уметь красиво их оформлять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_pisat_krasivo.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся писать красиво и правильно.

Культура красивого письма – одна из древнейших культур в мире.

Красивый почерк – это визитная карточка любого современного человека. Школьник, студент, чиновник, служащий и даже доктор должны не только грамотно выражать свои мысли, но и красиво их оформлять.

Все родители хотят, чтобы их ребенок писал красиво и каллиграфически правильно. Однако,  почерк учеников 2, 3 и 4-х классов далек от идеала. Если в 1-м классе дети пишут более или менее красиво, то, начиная со 2-го класса, почерк становится значительно хуже. Как правило, от 2–3 до 5–6 человек в классе пишут буквы ровно, четко и правильно. У 2–3 детей написанные слова и предложения можно разобрать с большим трудом. Остальные пишут небрежно, буквы разной высоты и ширины, наклонены в разные стороны, часто написаны выше или ниже строки. Многие буквы написаны неправильно: пропущены или неверно написаны элементы букв и соединения, встречается “зеркальное” письмо и замены по оптическому сходству. При этом в тетради большое количество помарок, исправлений и зачеркиваний. Знакомая картинка, не правда ли? Кроме того, в таких работах куча дисграфических ошибок. Поэтому мне, как логопеду, чаще приходится работать с теми детьми, у которых плохой почерк.

Причины плохого почерка

Исправить почерк можно и нужно. Чем раньше начать его корректировать, тем легче и быстрее пройдет этот процесс, шансов на успех больше. В юном возрасте любая информация усваивается лучше, сохраняется надолго. Но надо отметить, что плохой почерк указывает на наличие каких-то проблем физиологического, эмоционального и психологического характера. Важно вскрыть истинные причины формирования корявого, нечитабельного письма.

1. Недостаточно развита моторика рук. Ребенку тяжело писать, кисть и пальцы сильно устают, немеют. Также сложной задачей является вырезание различных фигур ножницами, рисование, раскрашивание карандашами, лепка из пластилина, завязывание шнурков.

2. Наследственность. Очень часто почерк ребенка похож на стиль письма одного из его родителей. Корректировка даст результаты только при сильном желании, стремлении, терпении.

3.  Пространственное восприятие сформировано плохо. Ребенок путает верх и низ, право и лево.

4. Плохое самочувствие, усталость, недавно перенесенное заболевание. Изменение почерка по этой причине временно. Все нормализуется, как только ребенок наберется жизненных сил, энергии.

5. Обстановка внутри семьи. Если на ребенка оказывается сильное давление, часто возникают конфликты с родителями или, он воспитывается в неполной семье, то это сказывается на душевном, эмоциональном состоянии. Все жизненные проблемы влияют на почерк, по которому, кстати, графологи могут определить психологическое состояние и индивидуальные особенности личности.

Каждый человек обладает индивидуальным почерком, который вырабатывается на протяжении долгих лет. В начальных классах школьники учатся писать, осваивая каллиграфию для детей, а затем долго шлифуют этот навык, занимаясь написанием диктантов, сочинений и изложений. Однако красивый, разборчивый почерк у взрослого человека – это довольно редкое явление.

Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.

Как поставить почерк ребенку?

Обучение не должно начинаться слишком рано. Родители, которые так гордятся успехами в чистописании своего 4-5-летнего ребенка, часто потом хватаются за голову: пойдя в школу, малыш начинает писать, «как курица лапой», быстро устает, не старается. Причиной тому служит неподготовленность руки ребенка к письму в столь раннем возрасте. Всё-таки не зря раньше дети шли в школу в 7 лет и только в первом классе изучали письмо. Для того чтобы учиться каллиграфии, у ребенка должна быть достаточно развита мелкая моторика. Заниматься этим нужно, начиная с самого раннего возраста. Тренировка мелкой моторики – это любые упражнения, в которых задействуются пальцы рук: рисование, лепка, аппликации, пальчиковые игры и т.п. Когда ребенок открывает первые прописи, родителям следует быть особо внимательными. Это – ключевой момент формирования навыка красиво писать. Если его упустить, исправить почерк у ребенка будет гораздо сложнее, ведь, как правило, привычки в детском возрасте формируются очень быстро.

Какой должна быть поза при письме, ручки и бумага.

Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят "как сидят” и ручку держат "как держится”. Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких,- тем более, что к 5—б годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки. Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:

1) научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

2) научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);

3) научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым. Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается. Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим "мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат "как удобно”.Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — "опять сидишь неправильно” или "неправильно держишь ручку”, а чаще — "плохо сидишь” и "плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное — не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.

Важные  моменты:

1. Посадка ребенка за партой должна соответствовать нормам (спина ровная, обе руки лежат на поверхности стола, голова чуть наклонена).

2. Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку. Если инструмент письма находится в неправильном положении, рука быстро устает, буквы получаются неровными, и у ребенка постепенно формируется плохой почерк.

3. Если у малыша возникают трудности, ни в коем случае не ругайте его за это, не повышайте голос и не наказывайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям в период обучения. Ваша задача – помочь преодолеть трудности, а достичь этого можно только внимательным отношением и дельными советами.

4. Когда ребенок рисует палочки и закорючки, а затем приступает к первым буквам, будьте рядом и контролируйте процесс. В дальнейшем также не пускайте обучение на самотек: всегда проверяйте домашнее задание у своего первоклассника, поскольку ребенку еще сложно писать одновременно и красиво, и грамотно, и в его письменной речи могут встречаться ошибки.

Коррекция почерка у детей

Исправление почерка у детей является гораздо более сложным, чем первоначальное обучение письму. Но улучшить почерк ребенку можно, и это следует начинать делать, как только он начитает ухудшаться. При коррекции почерка важным моментом является терпение, как у детей, так и у родителей. Ниже перечислены методы, с помощью которых почерк можно значительно улучшить. Они очень просты, но требуют большой внимательности и усидчивости.

1.  Метод «кальки». Купите бумагу-кальку и предложите ребенку, положив ее сверху прописи, обводить буквы. Это дает хороший эффект: вырабатывается навык воспринимать и затем воспроизводить буквы правильно. Каждую букву нужно «отрабатывать» достаточно долго, пока навык не станет автоматическим.

2. Не покупайте обычные прописи, а распечатывайте их из Интернета. В стандартных тетрадка-прописях на каждую букву дано  ограниченное количество строчек, тогда как вашему ребенку может понадобиться гораздо больше. Пусть ребенок пишет строчку за строчкой, лист за листом, пока рука не «запомнит» движение.

Когда все прописи пройдены, следует закрепить навыки с помощью написания диктантов.

Как развить мелкую моторику

Независимо от возраста ребенка, для корректировки почерка необходимо заниматься развитием мелкой моторики рук. Для этого можно использовать различные методы, например:

· рисование;

· штриховка;

· перевод рисунка с помощью кальки или копировальной бумаги

· упражнения, типа, продолжи узор, соедини точки, обведи по контуру;

· аппликации;

· занятия с игрушками-шнуровками;

· вырезание из бумаги, картона;

· пальчиковые игры;

· лепка;

· занятия квиллингом;

· складывание оригами, пазлов.

Многообразие способов развития моторики позволяет ребенку проявить свой интерес к какому-то конкретному виду деятельности интересному и увлекательному для него.

Родители должны знать, что коррекция почерка это тяжелый труд, требующий терпения, старания от взрослых и детей. Но наградой этому будет красивый почерк, поэтому старания не напрасны.

 На то, чтобы научить ребенка красиво писать, может уйти не один месяц и даже год, но оно того стоит. Ведь красивый, аккуратный почерк – лицо каждого школьника!

Памятка для родителей.

Правильная поза при письме:

- сидеть прямо;

- опираться спиной на спинку стула;

- не опираться грудью на стол;

- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

- туловище, голову, плечи держать ровно;

- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца

Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина "не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся писать красиво"

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных,метапредметных и предметных результатов.В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального госуд...

Учим детей красиво и правильно говорить.

Скороговорки - это самый наилучший способ помочь овладеть ребенку красивой речью....

Презентация ,подготовленная к лекторию для родителей по теме: "Учимся писать красиво! Формирование графо-моторных навыков. "

Почерк- наша визитная карточка.Он может рассказать о своём хозяине очень многое.Связь между особенностями почерка и эмоциональным состоянием пишущего, обусловлена тем, что моторные движения руки управ...

Конспект занятия по внеурочной деятельности («Учусь писать красиво») для 2 класса на тему:

Цель: формирование умения проверить написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.Задачи:1.      Образовательная:упражнение в написании слов с глухими и звонк...

Учимся говорить красиво и правильно через игру "Танграм"

Выступление в рамках пед.мастерской на базе ГБОУ ДПО НИРО "Проектирование образовательного процесса по развитию речевой деятельности в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО"...

Учимся писать красиво

Этот материал подойдёт не только для первого класса, но и для 2-4 и даже для 5 класса, чтобы вспомнить правильное соединение и написание букв....

" Летеринг. Учусь писать красиво"

Мастер – класс«Летеринг. Учусь писать красиво.»Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию каллиграфических навыков у млад...