«Социальный ресурс образования: сотрудничество, ответственность, компетентность»
методическая разработка на тему

Социальный ресурс образования....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_resurs_obrazovaniya.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Социальный ресурс образования:

сотрудничество, ответственность, компетентность»

          К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

- интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

- коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсии, эмпатию;

- информационная компетенция – объем информации педагога о себе, родителях, о коллегах;  

- регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

          Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

          Совершенствовать свою компетентность можно различными способами. На сегодняшний день наиболее эффективный способ повышения профессиональной компетентности педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

          Самообразовательная работа включает в себе чтение методической, педагогической и предметной литературы, обзор в Интернете. Посещение конференций, семинаров, занятий коллег позволит пополнить и конкретизировать свои знания. Дискуссии, совещания, обмен опыта с коллегами в учреждении, в районе и в Интернете дадут возможность преодолеть возникшие профессиональные затруднения. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации позволит педагогу ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного.

          Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег будет способствовать формированию умения решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

          Изучение информационно-компьютерных технологий даст возможность педагогу подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном образовательном уровне.

          Участие в профессиональных конкурсах (в том числе и в Интернете) позволит раскрыть творческий потенциал педагога.

          Помещение своих разработок на сайтах в Интернете создаст условие для самореализации педагога.

          Компетентным считается тот труд педагога,  в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности детей.

          В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников в некоторых источниках предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

  1.  Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
  2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
  3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Компетентность педагога – это способность качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экспериментальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Поэтому, как нельзя кстати, прозвучат слова Дистерверга: «Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным образованием и воспитанием».

Глоссарий темы:

Компетентность – системное проявление знаний, умений, способов и личных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи.

Компетенция – осведомленность человека в каком-либо круге вопросов.

Профессиональная компетентность педагога – профессионально-личностная характеристика, определяемая готовностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами.

Профессиональная компетентность педагога – психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

Профессионал – специалист в своем деле, который имеет соответствующую подготовку и высокую квалификацию, хорошо знающий и умело выполняющий свою работу; основное занятие которого – профессия.

Главное качество профессионала – способность к саморазвитию, самообразованию. Отсюда требование к педагогу – повышение квалификации. От уровня развития педагога зависит уровень развития тех, с кем он работает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»

Программа адресована классным руководителям, педагогическим работникам, родителям и всем тем, кто заинтересован в организации партнерских отношений между школой и семьей как главными институтами воспи...

Шахматное образование как ресурс образования ФГОС

Шахматное образование в округе.Одним из первых региономРоссийской Федерации, где шахматывнедрены в общеобразовательныеучреждения как предметдополнительного образования,является Ханты-Мансийскийавтоном...

Родительское собрание «Воспитание и образование детей. Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей»

Конспект родительского собрания на тему«Воспитание и образование детей. Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей»...

Программа родительского образования "Школа ответственного родительства"

Программа родительского образования "Школа ответственного родительства"...

«Педагогический подход Lesson study как ресурс расширения сотрудничества между учителями с целью формирования у обучающихся ключевых компетенций 21 века».

Данное описание педагогического опыта предназначено для административных команд и педагогов школы. Здесь представлен алгоритм внедрения системы обмена опытом на примере организации работы команды обуч...