Рабочая программа по внеурочной деятельности "Способный ребенок"
рабочая программа (1 класс) на тему

Беляева Жанна Михайловна

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_matematik.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сычевская средняя общеобразовательная школа №2

Рассмотрено                               Согласовано                                      Утверждаю

Руководитель ШМО                   Зам.директора по УВР                       Директор

нач.классов                                  МБОУ Сычевской СОШ №2            МБОУ Сычевской СОШ №2

________(В.П. Козлова)              __________(Л.А.Иванова)           __________(Н.И. Грудкина)

Протокол №1 от 29.08.14г                29.08.14г                                      Приказ №44 от 29.08.14г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СПОСОБНЫЙ РЕБЕНОК»

(1 КЛАСС)

учитель

БЕЛЯЕВА ЖАННА МИХАЙЛОВНА

                                2014 – 2015 учебный год

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Этому в значительной степени способствуют внеурочные занятия, которые являются неотъемлемой частью образовательно – воспитательной работы с учащимися в современной школе.

Внеурочная деятельность по данной программе направлена на формирование личностных познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий:

- позитивной мотивации к учению;

- умений определять цели и составлять планы выполнения заданий;

- умений слушать и понимать речь друг друга и т.д.

Реализация программы приведёт к решению самых актуальных проблем образования: вовлечение обучаемых в серьёзную самостоятельную деятельность, которая будет способствовать формированию навыка саморазвития, самовоспитания личности.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

создание условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности ребёнка, преобразование её в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в стойких личностных интересах к математике.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;

- расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;

- развитие тонкой моторики пальцев рук;

- обучение приёмам логического мышления;

- развитие внимания, мышления, воображения, памяти;

- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

ОСНОВНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ,  обеспечивающими реализацию программы, являются:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- создание условий для успешности каждого ребёнка;

- доброжелательный психологический климат на занятиях;

- личностно - деятельный подход к организации учебно-воспитательного  процесса;

- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

- доступность;

- оптимальное сочетание форм деятельности;

- практическая направленность.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методической особенностью организации внеклассной деятельности учащихся по математике является новая современная образовательная технология «Творческая мастерская». «Творческая мастерская» - это совокупность игрового, культурного, художественно-творческого пространства, в котором ребёнок обретает жизненный опыт, ценности, открывает истину, выстраивает собственные знания, формирует образ «Я» в культуре мира.

Всё действие в процессе работы творческой мастерской проходит в диалоге: « учитель – ученик». Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Характерной особенностью данной программы является занимательность изложения материала по содержанию и по форме.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:

- эвристическая беседа;

- интеллектуальная игра;

-викторина;

-интегрированные занятия;

- практикум по решению задач повышенной сложности;

- творческая работа ( участие детей в выпуске математической

 стенгазеты);

- самостоятельная работа;

-  турниры, олимпиада.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.

Использование современных образовательных  технологий ( проблемно – развивающее обучение, адаптированное обучение, индивидуализация и дифференциация ) позволяет сочетать на занятиях все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, задания интересны и доступны учащимся 1 класса, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, занятия в « Творческой   мастерской» могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

Занятия проводятся на добровольных началах с учётом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Оптимальная численность группы – 12 – 15 человек.

Курс рассчитан на 33 ч, 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий от 20 до 35 минут, что обусловлено психофизиологическими особенностями младшего школьного возраста.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • знание названий геометрических фигур;
  • умение собирать фигуру из заданных геометрических фигур или  частей, преобразовывать, видоизменять фигуру по условию и заданному конечному результату;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • умение самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи различного уровня сложности;
  • умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
  • умение последовательно рассуждать, доказывать;
  • успешное выступление на олимпиадах, в играх, конкурсах;
  • успешное усвоение учебного материала на уроках.

ОЦЕНКА  УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ  на занятиях в « Творческой мастерской» должна отличаться от привычной системы оценивания на уроке. Можно выделить следующие формы контроля:

- различные упражнения в устной и письменной форме;

- соревнования;

- классные и школьные олимпиады;

- тестирование;

- рефлексия;

- самоконтроль, используя схему

     № занятия

Определение уровня

трудности занятия

Настроение

Самооценка работы

на занятиях

лёгкое  среднее  трудное

ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ КРУЖКА:

( индивидуальные для каждого ребёнка)

  1. Тетрадь в клетку;
  2. Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.
  3. Числовые веера.
  4. Счётные палочки.
  5. Линейка.
  6. Наборы геометрических фигур.
  7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       Содержание курса обеспечивает преемственность с программой по математике УМК « Школа России», ведущая целевая установка которой – обеспечение современным образованием младших школьников в контексте требований ФГОС, одновременно включая новые элементы, материал занимательного и творческого характера.

      Содержание  представлено 4 блоками: арифметическим, геометрическим, блоком содержательно – логических задач и заданий на развитие познавательных процессов школьника и блоком подведения итогов.

I блок. Арифметический материал ( 8 ч )

            Числа и операции над ними.

 Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

Выполняя задания, направленные на формирование вычислительных навыков, учащиеся знакомятся с методами подбора, компоновки, сравнения.

II блок. Геометрический материал ( 11 ч)

              Пространственные и временные представления.

              Геометрические фигуры и величины.

 Уточнение представлений детей о пространственных и временных отношениях: «справа-слева», «перед-за», « над-под», « выше-ниже», «сначала-потом», «раньше-позже».

Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания.

Геометрические фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, многоугольники.

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий.

Конструирование геометрических фигур.

В ходе выполнения упражнений учащиеся совершенствуют   приобретённые на уроках математики первоначальные чертёжные навыки.

III блок. Содержательно – логические задачи и задания на развитие познавательных процессов  (  10  ч )

Решение задач разными способами.

Арифметический способ, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей.

Решение старинных задач, задач повышенной трудности.

      Пять занятий носят интегрированный характер: математика–история, математика – чтение, математика – технология.

    Одно занятие отводится на проведение олимпиады.

IV блок. Подведение итогов ( 3 ч )

               Обобщение изученного в курсе.

Итоговое занятие проводится в форме математического марафона, который поможет проверить знания и умения детей, покажет, как дети умеют рассуждать и доказывать.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№   п∕п

Блок

                                   Тема

Дата проведения

1

I

Вводное занятие.

Из истории математики.

Математические игры.

2-3

II

Графический диктант.

Геометрический ковёр.

Волшебный карандаш.

4-5

I

Из истории чисел.

Математические фокусы.

Магические квадраты, цепочки, закономерности.

6

III

Задачи- загадки  в стихах.

Задачи – шутки.

7-8

II

Анализ геометрических фигур.

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

9

I

Спичечный конструктор ( счётные палочки)

10

III

Содержательно – логические задачи на проведение анализа.

11-12

I

Математические дорожки:

а)математические кресты;

б)математические квадраты;

в) числовое окно;

г) цифры в цифрах.

13-14

III

Задачи повышенной трудности.

15-16

II

Превращения фигур.

Игра « Какая фигура лишняя?»

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур

17

II

Старинные меры измерения объёма.

Новые мерки.

Измерения.

18

III

Решение старинных задач.

19

III

Решение задач с помощью схем.

20-21

II

Старинные меры измерения длины.

Придумывание новых мерок.

Измерение, исследовательская работа.

22

I

Китайская головоломка « Танграм»

23

Олимпиада

24-25

III

Решение задач с помощью графического моделирования.

26-27

III

Составление дерева возможностей

28

I

Числовые горизонтали.

29-30

II

Составление программ для преобразования фигур на плоскости

31

IV

Блиц - турнир.

32

IV

Защита проектов « Математическая стенгазета»

33

IV

Математический марафон

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?

Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005 г.

  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов ( 1 – 4 классы ). Министерство просвещения

РСФСР, 1988г.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

  1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
  2. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
  3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1990.
  4. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
  5. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
  6. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002.
  7. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
  8. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
  9. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
  10. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Оригами и развитие ребенка" 2 класс

Полная рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами. Развитие ребенка" для 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...