Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
рабочая программа (4 класс) на тему

Платон Валентина Сергеевна

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы исследовательского обучения младших школьников  А.И.Савенковой.

Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Задачи:   

Ø познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;       

Ø мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

Ø прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

Ø прививать интерес к исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_issledovatel.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружка «Я - исследователь»»

в рамках внеурочной деятельности

                                                                 Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 6-10 лет

            Составила:

Учитель начальных классов

Платон В. С.

     

г. Нягань

2014 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы исследовательского обучения младших школьников  А.И.Савенковой.

Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Задачи:  

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса « Я - исследователь» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

Содержание программы «Я - исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.

На курс «Я - исследователь» отводится 2 часа в неделю в 3 классе.  Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление -  «Проектная деятельность».  

 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема исследования:  «Тюльпаны для мамы»

Цель исследования: получить цветы  тюльпанов к определённому времени в комнатных условиях (например, к Международному женскому дню 8 Марта)

Задачи:

        изучить литературу о тюльпанах;

        создать оптимальные условия для выгонки тюльпана;

       установить сроки развития тюльпана;

        получить цветущее растение к намеченной дате.

Объектом исследования: являются луковичные растения тюльпанов.

Предмет исследования: процесс выращивания луковичных растений в зимний период в комнатных условиях к определённому сроку.

Гипотеза: можно ли получить цветущее луковичное растение зимой.

Методы исследования: 

1)изучение литературы и обобщение полученной информации;

2) эксперимент;

3)  наблюдения.

План работы

№ п/п

Вид деятельности

Сроки

Место проведения

Результат

 1.

Выбор и обсуждение темы проекта

 8. 09

15.09

Библиотека, интернет

Определение темы

2.

Цели и задачи проекта

 22.09

библиотека

Цели и задачи

3.

Составление плана работы и подбор материала для проекта

29.09

6.10

Городская библиотека

План работы

4.

Из истории тюльпана

 13.10

20.10

Городская и школьная библиотека

Информация о тюльпане

5.

Условия выгонки луковичных растений

 27.10

3.11

Городская и школьная библиотека

Информация о выгонке

6.

Обобщение собранного материала

 10.11

17.11

Кабинет № 8

Информация об исследовании тюльпана

 7

Практическая часть работы: покупка луковиц тюльпана и посадка

 24.11

1.12

Кабинет № 8 и дома

Запись наблюдений

8.

Высадка луковиц в грунт

8.12

15.12

кабинет № 8 и дома

Запись наблюдений

9.

Уход и наблюдения

 22.12

29.12

Кабинет № 8 и дома

Запись наблюдений

10.

Уход и наблюдения

5.01

19.01

Кабинет № 8 и дома

Запись наблюдений

 11.

Уход и наблюдения

 26. 01

9.02

Кабинет № 8, дома

Запись наблюдений

 12.

Уход и наблюдения

16.02

Кабинет № 8, дома

Запись наблюдений

13.

Составление памятки по выращиванию тюльпана

 23.02

Кабинет № 8, дома

Памятка

14

Обобщение собранного материала

  2.03

Кабинет № 8, дома

Готовая письменная работа

15

Составление презентации

2.03

Кабинет № 8, дома

презентация

 15.

Подготовка к публичному выступлению на конференции

  9.03

Кабинет № 8

выступление

16

Выступление перед учащимися 3 б класса

16.03

МБОУ «СОШ № 6»

Публичное выступление

17.

Выступление на школьной конференции

21.03

МБОУ «СОШ № 6»

Публичное выступление

18

Выступление перед учащимися 3 а класса

6.04

МБОУ «СОШ № 6»

Публичное выступление

 19.

Подготовка к городской научно-практической конференции

 13.04

кабинет № 8

выступление

 20.

Выступление на городской конференции

18.04

?

Публичное выступление

21

Выступление с проектом перед учащимися 1-х и 2-х  классов школы

27.04

4.05

11.05

18.05

25.05

МОУ «СОШ № 6»

Распространение своей работы

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.
  2. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.        
  4. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.
  5.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
  6.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7        

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  3. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....