Самообразование. Документы.
материал

Иванова Офеля Расимовна

1)Индивидуальный план профессионального  самообразования  педагога на 2021 - 2025 годы

2) Реферат по теме: " Межличностные отношения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии " ( курсы повышения квалификации январь 2017 год)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план профессионального самообразования на 2021-2025 годы

учителя начальных классов Ивановой Офели Расимовны

Актуальность

              Личность педагога всегда играла важную роль в жизни общества. Ведь именно педагогу предоставлена возможность стать наставником для будущего поколения, сформировать гармоничную и образованную личность. Педагог – ключевая фигура в образовании, которая находится в центре изменений в данной сфере и в обществе в целом.

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Роль учителя повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные работать творчески.

            Обязательным условием   формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками. Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.

             Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

           Изменения, происходящие в современной системе образования, делают   актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, то есть его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения   целей современного образования.

              Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

             Образовательная среда школы способствует становлению и развитию современного учителя как профессионала и творческой личности, обладающей высоким уровнем компетентности, соответствующим характеристикам Профессионального стандарта педагога. Данный документ является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования. Он включает в себя новые профессиональные компетенции, такие, как:

• работа с одаренными обучающимися;

• работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

• работа с детьми - мигрантами, для которых русский язык   не является родным;

• работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии;

• работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.                                                       Такая образовательная политика побуждает педагога кардинально менять подходы к организации учебно-воспитательного процесса как на уроке, так и во внеурочное время, искать новые точки профессионального роста. Немалую роль здесь играет самообразование учителя, постановка цели и рефлексия собственной педагогической деятельности.

Цель самообразования – развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии, развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям Профессионального стандарта педагога и эффективное использование личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации в условиях ФГОС.

Задачи:

1) определить уровень дефицита компетентности, провести диагностику профессиональных барьеров;

2) повышать уровень профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОС и Профессионального стандарта педагога;

3) совершенствовать знания в области психологических и возрастных особенностей школьников  в соответствии с трудовыми функциями;

4)  продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания предметов  начальной школы в соответствии с трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями согласно профстандарту;

5)  продолжить работу над повышением качества образования, достижением планируемых результатов обучающихся;

6) продолжить работу над совершенствованием способов и методов формирования универсальных   учебных  действий обучающихся путём   внедрения новых технологий.

Источники самообразования: методическая литература, журналы, Интернет-ресурсы, семинары, вебинары, конференции, курсы повышения квалификации, дополнительные программы профессионального развития, мастер-классы   и др.

Методы процесса самообразования: изучение профессионального стандарта педагога, участие в Интернет - форумах по заявленной проблеме.

Формы самообразования: индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности методических объединений учителей начальных классов разного уровня, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

1. Профессиональное

1. Изучить Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287)  

Сентябрь 2021 г

2. Изучить Профессиональный стандарт педагога (УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «8» октября 2013г. № 544н).

Сентябрь 2021 г

3. Разработать рабочие программы   по предметам для начальной школы, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Сентябрь 2021 г

4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

Систематически

5. Пополнять портфолио учителя.

Систематически

6. Участвовать в методической работе учителей начальных классов школы, района.

Систематически

7. Принять участие в апробации примерных рабочих программ.

2021 г - 2022 г

8. Пройти курсы повышения квалификации для учителей начальных классов по теме: «Современные образовательные технологии в коррекционной педагогике и индивидуальном обучении в условиях реализации ФГОС»

Январь – сентябрь   2022 г

9. Участвовать   в очных и заочных профессиональных конкурсах для учителей начальных классов.

2021 г – 2025 г

10. Участвовать в профессиональных публикациях.

2021г – 2025 г

2. Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2021г – 2025 г

3. Методическое

1. Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся.

2021г – 2025 г

2. Ознакомиться   с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения.

2021г – 2025 г

3.Участвовать   в работе МО учителей начальных классов разного уровня по вопросам:

-работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

 - работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии;

- работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Один раз в четверть

4. Продолжить работу с одарёнными детьми, используя современные методы и подходы; принимать участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Систематически

5. Изучать опыт работы лучших учителей района, округа и России в области обучения и воспитания посредством Интернет-ресурсов, применять лучшие практики в своей деятельности.

Систематически

6. Создать собственную базу лучших методических разработок.

2021 г – 2025 г

7. Посетить и провести открытые уроки и мастер-классы.

Один раз в полгода

8. Выступление с докладом по теме самообразования на заседании МО учителей начальных классов школы, районного методического объединения, трансляция опыта в сети интернет.

2021 г – 2025 г

4. Информационно-коммуникативные технологии

1. Совершенствовать знания и умения в области ИКТ – технологий, внедрять их в учебный процесс.

Систематически

2. Прохождение курсов по ИКТ компетентности по теме: «Информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС»

Январь – сентябрь    2022 г

3. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.

Систематически.

5. Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Систематически.

2. Приобщать детей к   здоровому образу жизни.

Систематически.

6. Оценка качества образования

1. Ознакомиться с новыми формами мониторинга в образовательном процессе.

2021 г

2. Внедрять в образовательный процесс современные технологии оценки качества образования.

Систематически

Ожидаемые результаты:

1) повышение качества преподавания предметов при создании комфортных условий обучения детям разных категорий;

2) повышение результативности участия в олимпиадах, конкурсах;

3) разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание электронного комплекта педагогических разработок на учебном пространстве.

4) разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

5) доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;

6) продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет;

7) умение оказать практическую помощь коллегам; повышение творческой самооценки, стремление к самообразованию и самосовершенствование педагогического мастерства; готовность воспринимать новое.

Подготовила: Иванова О. Р.

01.09.2021 г



Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ на тему:

 «Межличностные отношения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии»

по дисциплине:

 «Психолого – педагогическое сопровождение

детей с нарушением интеллекта (олигофренопедагогика и психология) ОВЗ»

                                                                                 Работу выполнила:

слушатель курса: 1.15

Иванова Офеля Расимовна                            

                                                                                                                                   

Научный руководитель:

к. психол. наук, доц.

Шелепанова Н.В.

                                                                                 

Новосибирск – 2017

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1 Специфика межличностных отношений детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………5

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………5

1.2. Особенности общения детей с нарушением интеллектуального

развития……………………………………………………………………………8

Заключение…………………………………………………………………….....13

Список использованной литературы……………………...……………………15


Введение

В настоящее время при серьезных изменениях в системе образования значительно возрастает  роль семьи и школы при воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно остро встает вопрос о психологической и педагогической помощи детям с нарушениями в интеллектуальном развитии. Эти дети обучаются в специальных (коррекционных) классах (школах) VIII вида. Система специальных (коррекционных) учебно-воспитательных учреждений имеет цель обучения, воспитания детей с различными отклонениями психофизического здоровья. Развитие таких детей подчинено тем же закономерностям, что и развитие остальных. Однако особенности детей с нарушениями в интеллектуальном развитии ограничивают получение ими информации из окружающего мира, приводят к нарушению средств общения, в результате социальный опыт детей значительно обедняется и возникают серьезные проблемы с социальной адаптацией.  

Общение,  коммуникация очень важны для организации учебно-воспитательного процесса. Поскольку успешность учебной деятельности школьника напрямую зависит от его отношений в группе,  классе.

Овладев навыками общения в школьном коллективе, ребенок легче вступает в будущем в новые трудовые отношения на производствах. Как пишет Пиский Б. П. «…коллектив является связующим звеном между отдельной личностью и обществом. Работа в коллективе оказывает влияние на поступки и развитие личности, она побуждает человека действовать в соответствии с определенными нравственными нормами, руководствоваться в своих действиях не только личными, но и общественными интересами. Постоянная работа в коллективе и для коллектива способствует преодолению индивидуалистических стремлений и установок. Она создает предпосылки для формирования общественных мотивов деятельности»

В данной работе будут рассмотрены физиологические и психологические  особенности детей с нарушением интеллекта, которые  вызывают определенные проблемы и затруднения при межличностных отношениях,  общении таких детей друг с другом и окружающими людьми.

Цель данной работы: изучить особенности межличностных отношений у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Задачи:

  • Осуществить теоретический анализ литературы по теме работы;
  • Проанализировать полученную информацию;
  • Применить полученные знания   для организации  учебно – воспитательного процесса  в условиях ФГОС с детьми с ОВЗ;

Глава 1 Специфика межличностных отношений детей с нарушением интеллекта

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

Современная педагогика акцентирует свое внимание на том, что детям с ограниченными возможностями здоровья требуется воспитание и обучение в гораздо большей степени, чем остальным детям. В связи  с этим рассмотрим подробнее психологические и физиологические особенности детей с нарушением интеллекта, умственно отсталых детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья с педагогической точки зрения являются детьми «с особыми образовательными потребностями». Соответственно,  для обучения данных школьников необходимо создание специальных условий, особой образовательной среды.

 «Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие»

Понятие «умственно отсталый ребенок» охватывает  весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие поражения коры головного мозга. Преобладающее большинство умственно отсталых детей – это дети - олигофрены.

Данное заболевание представляет собой следствие самых разных форм патологий психической деятельности  человека, связанных с генетическими, интоксикационными или органическими повреждениями головного мозга. Дисгармоничное развитие личности, в основе которого лежат такие этиологические факторы, как особенности внутриутробного развития, перинатальные патологии различной степени тяжести, эндокринные нарушения, генетические патологии влияют на замедленный возраст у детей.

Говоря о таких детях К. С. Лебединская отмечает, что на лицо «недоразвитие способности к познавательной деятельности…, связанное со слабостью логического мышления, замедленностью темпа психических процессов, их подвижности, переключаемости, недостаточностью восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, несформированностью эмоциональной сферы и личности в целом»

Для умственно отсталых детей типично недоразвитие познавательных интересов, которое «выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании». «Недоразвитие высших форм познавательной деятельности оказывает отрицательное влияние и на формирование речи».

Как известно, речь является необходимой основой человеческого общения.  Речь «…придает логический и осмысленный характер процессам памяти, организует восприятие, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль речь играет в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний» У умственно отсталых детей, в связи с нарушением в центральной нервной системе  «…страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая». Эти дети испытывают большие трудности при звуковом и буквенном анализе и синтезе, часто происходит непонимание смысла слов. Словарный запас у детей с данной патологией ограничен. Фразы их отличаются почти полным отсутствием прилагательных, предлогов и союзов. Часто страдает и грамматический строй речи. Нередки в данных случаях и дефекты произношения.

Как говорит К. С. Лебединская: «Одна из основных особенностей олигофренического недоразвития – инертность психических процессов. Темп мышления замедлен, тугоподвижен. Затруднена переключаемость с одного вида деятельности на другой», также для этих детей характерна слабость произвольного внимания. Они с трудом фокусируют внимание на чем-либо, при этом рассеивание  его происходит очень быстро.

Типичным для детей с нарушением интеллекта является и недостаточность памяти. Они плохо запоминают и с трудом воспроизводят. Усвоение нового материала происходит крайне медленно, необходимо многократное повторение.

Характерным для умственно отсталых детей, помимо несформированности  познавательной деятельности, является и слабое развитие эмоционально-волевой сферы данных детей. Эмоции их однообразны. Они отличаются «бедностью либо отсутствием оттенков переживаний, слабостью побуждений и борьбы мотивов», слабой психической активностью, недостаточностью интереса к окружающему, отсутствием инициативы, самостоятельности». Эмоции этих детей крайне неустойчивы. У ребенка с нарушение в интеллектуальном развитии может без особых причин радостное, приподнятое настроение сменяться грустью, печалью, либо наоборот.  Переживания их носят поверхностный характер.  При этом дети склонны к импульсивным поступкам, аффективным реакциям, вспышкам гнева, агрессии по несущественным поводам. Это связано с неспособностью контролировать, подавлять аффекты.

Говоря об эмоционально-волевой сфере, стоит отметить, что умственно отсталые дети отличаются большой внушаемостью, слабостью своих намерений. Ребенок под воздействием постороннего может очень быстро отказаться от своих целей, интересов. Также эти дети легко отступают при возникновении затруднений в ходе выполнения какой-либо деятельности. Это проявляется из-за нарушений в волевой сфере.

По словам С. Д. Забрамной «нарушение высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда особенностей… ; в отличии от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности». В результате этого у этих детей не могут формироваться правильные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.

Поражение центральной нервной системы сказывается и на двигательных функциях.  Поражение двигательной сферы ребенка приводит к недоразвитию моторики. Его движения отличаются угловатостью, однообразием, замедленным темпом. А часто можно наблюдать общее двигательное беспокойство, тремор рук. В результате чего выполнение мелких, точных и тонких движений вызывает затруднение.

Отмеченные выше особенности детей с нарушением в интеллектуальном развитии оказывают огромное влияние  на общение, межличностные отношения данной категории детей.

1.2.  Особенности общения детей с нарушением интеллектуального развития

Каждый человек занимает в обществе  вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими его людьми. При общении человек начинает понимать себя и других людей, оценивает чувства и действия. Как результат – появляется возможность реализовать себя и занять свое место в жизни.

Как отмечал Л. С. Выготский, развитие психики происходит лишь в совместной деятельности людей и общении. «Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка». Следовательно, общение является наиболее важным фактором формирования личности человека, его основным видом деятельности.

С возрастом потребность в общении у ребенка значительно увеличивается. Отметим, что потребность в общении не является врожденной, а возникает у  него изначально в первые месяцы жизни как потребность удовлетворения своих нужд. И лишь позже переходит на стадию именно общения с другими людьми.

Как известно, первый опыт общения малыш получает от матери, либо лица, ее заменяющего. Не стоит напоминать, насколько важным для развития коммуникативных качеств является это общение. Именно  в первые годы ребенок учится выражать свои желания, нужды, просить старших о помощи.

В силу психологических и физиологических особенностей дети с нарушением интеллекта испытывают определенные сложности в построении межличностных отношений, начиная с отношений – «мама-малыш» и заканчивая отношениями взрослых людей. С чем это связано?

Отметим, что у умственно отсталых детей длительное время, в сравнении с остальными детьми, отсутствует особое отношение к матери, ее «узнавание», выделение ее из других взрослых людей семьи. Это несвоевременное налаживание контакта с самым близким человеком отрицательно сказывается на более сложном общении в дальнейшей жизни.

В первую очередь, на мой взгляд, существенной причиной сложности в общении является нарушение речи. При тяжелых формах нарушения интеллекта речь детей часто практически не сформирована, вследствие  чего общение ограничивается лишь жестами, мимикой, понимание которых доступно только близким людям.  И как результат, общение в данном случае ограничивается обычно лишь семьей либо воспитателями (при нахождении в интернатах).

Нарушение вербального общения  проявляется также в форме  немоты, косноязычии (как результата деформации органов речи, например расщепления неба, либо при нарушении слуха). Как говорилось выше, речь детей с нарушением интеллекта имеет бедный словарный запас, невыразительна, неэмоциональна, неинформативна.

Если при выполнении совместной трудовой деятельности, дети с сохранным интеллектом, проявляют стремление к общению, то умственно отсталые дети к общению в труде практически не стремятся. Это связано со сложностью установления отношений личных и деловых в коллективе. Эти дети с большим трудом понимают интересы партнера по общению и не соотносят свои личные интересы с интересами коллектива, в котором трудятся. В результате отношения детей с нарушением интеллекта в классе, группе отличаются неустойчивостью и ситуативностью.

        Трудовая деятельность для умственно отсталых детей  является одной из наиболее сложных. Это связано с отсутствием умения вырабатывать общий единый план действий, отсутствием мотивов общения. Но при этом совместная трудовая деятельность является и очень важной для развития умственно отсталых детей. Как отмечает Пинский  Б. И. «Совместный труд создает необходимые предпосылки для развития у учащихся таких волевых качеств личности, как решительность, настойчивость и, что особенно важно в условиях вспомогательной школы, способствует развитию умения преодолевать трудности в работе».

Как известно для большинства детей с нарушением интеллекта характерна неуверенность в своих силах, недооценка своих возможностей. В результате чего «у них формируются такие нежелательные черты характера, как застенчивость, замкнутость, пассивность и т. п. Работа в коллективе, осознание ее важности вселяет уверенность в себе, и тем самым содействует преодолению указанных выше отрицательных черт характера». О положительной стороне совместной деятельности хорошо сказал Б. И. Пинский: «Под влиянием труда в коллективе жизнь умственно отсталых школьников становится богаче, содержательнее. Пассивное, безразличное отношение к окружающему уступает место активному, заинтересованному отношению к жизни коллектива и к окружающей действительности. Поступки товарищей и их собственные поступки начинают подвергаться нравственной оценке. У учащихся появляются новые, неизвестные ранее радости и переживания: достигнутые коллективом успехи их радуют, а неудачи огорчают. Коллективная работа сближает учащихся, содействует выявлению общих интересов и наклонностей ». Таким образом, совместная трудовая или общественно-полезная деятельность является очень важной для развития общения детей с нарушением интеллекта.

Следует сказать несколько слов об общении умственно отсталых детей в игре.  Потому что именно игра является основной формой для развития основ межличностного общения детей с нарушением интеллекта. Игра – очень эффективная  форма, которую надо использовать для решения задач, связанных с формированием межличностных навыков и умений.

Согласно исследованиям, описанным в статье  П. О. Омаровой «Характеристика общения и поведения умственно отсталых младших школьников», общение вышеуказанных детей в играх имеет ряд особенностей.

Игровая деятельность у детей с ОВЗ не способствует расширению круга общения. Чаще всего количество участников игры в таких группах ограничивается двумя-тремя. Также стоит отметить, что при недостатке общения навыки игр у умственно отсталых детей остаются не сформированными. И как результат.  «Без воздействия педагога игры…чаще всего представляют собой специфические и неспецифические манипуляции с игровыми аксессуарами… Сюжетно-ролевая игра полностью отсутствует».

Одной их особенностей общения умственно отсталых детей является его продолжительность. По исследованиям П. О. Омаровой «средняя продолжительность общения умственно отсталых детей сравнительно невелика», она составляет порядка 6 минут.

Для общения такие дети чаще выбирают одного с собой пола и без выраженных неврологических нарушений. Дети с детским церебральным параличом чаще других  не входят в круг желаемого общения. Дети с ОВЗ чаще всего объединяются для общения по два-три человека. Что свидетельствует  о потребности в очень малом круге партнеров по общению. Они предпочитают «игры рядом», чем «игры с партнером».

Стоит также отметить, что отношения умственно отсталых детей характеризуются высокой конфликтностью.  Это, скорее всего, связано с  тем, что дети с нарушением в интеллектуальной сфере практически не могут разрешать конфликты без участия взрослых. А так как они не имеют возможности (в силу своего психического развития) ясно аргументировать ту или иную точку зрения, то конфликты в подавляющем большинстве случаев заканчиваются дракой. При этом стоит отметить, что мальчики в подобных конфликтах проявляют больше агрессии, нежели девочки.

Учет специфики межличностных отношений очень важен при организации учебно-воспитательного процесса умственно отсталых детей, так как позволит добиться более высоких результатов.

Заключение

Рассмотрев психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта, особенности их общения, межличностные отношения, можно сделать следующие выводы.

Полноценное развитие ребенка – является одной из важнейших задач современного общества и системы образования в целом. При этом успешное развитие невозможно без социализации ребенка. При этом отметим, что коммуникативные навыки являются важной составляющей для успешной социализации любого ребенка, но особенно они важны для умственно отсталых детей.

Как говорилось выше, дети с тяжелыми формами нарушения интеллекта не могут общаться на вербальном уровне из-за полного отсутствия речи. Остальная часть этих детей испытывает значительные трудности при общении. Но умение строить межличностные отношения в своей семье, с близкими людьми, с посторонними и сверстниками очень важно, даже при отсутствии речи. Поэтому необходимо направить коррекционную работу и на формирование умения общаться. Однако важно знать особенности межличностных отношений детей с нарушением интеллекта:

-  низкая активность отношений;

- трудность в построении отношений в связи с недоразвитием эмоционально-волевой сферы и психических процессов;

- низкий уровень мотивации общения.

Реализация коррекционной программы способствует преодолению недостатков эмоционально-волевой сферы, которая оказывает непосредственное влияние на общение детей.

Учет особенностей межличностных отношений, использование совместной трудовой и общественно-полезной деятельности позволит добиться значительных результатов при преодолении трудностей общения детей с нарушением интеллекта. В результате  чего социальная адаптация умственно отсталых детей будет проходить более успешно. И в будущем эти дети проще смогут найти свое место в жизни.

Список литературы

  1. Б. И. Пинский Психологические особенности умственно отсталых детей. – М. Педагогика, 1962. – 150 с.
  2. Детская патопсихология: Хрестоматия  / Сост. Н. Л. Белопольская, 2-е изд., испр. – М., «Когито-Центр», 2001. – 351 с.
  3. Отбор детей во вспомогательную школу: пособие для учителя  / Сост.: Т. В. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М.: просвещение, 1983.
  4.  http://econf.rae.ru/article/5733  – Омарова П. О. «Характеристика общения и поведения умственно отсталых младших школьников»
  5.  http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/vozr_psix/6.html - Возрастная психология. Тема 6. Выготский и его школа.
  6.   http://iemcko.ru/2131.html -  Особенности речи умственно отсталых школьников (из книги «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы» под ред. Ж. И. Шиф. – М., Просвещение, 1965)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Украшаем документы Word

Как украсить текстовый документ в Word, используя WortArt, автофигуры, символы, форматирование и другие находки автора....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...

Методические компоненты программы самообразования по ФГОС для учителя начальных классов/ Как организовать рабочий процесс по самообразованию.

Повышение уровня профессионализма — это способ непрерывного развития личности педагога Образовательным стандартом определены основные направления самообразования: изучение новой информации и передов...

Текстовый документ и его структура. Технологии подготовки текстовых документов

Текстовый документ и его структура. Технологии подготовки текстовых документов...