Интегрированный урок "Весна в словах и красках"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Разработка урока расскрывает творческие способности детей. Можно использовать на уроке ИЗО, русского языка и музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx299.54 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

(русский язык – ИЗО-музыка)  

4 класс

ТЕМА: «Весна в словах, красках и звуках.»

ЦЕЛИ:

Образовательный компонент: - расширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического кругозора и кругозора в изобразительном искусстве;

                                                     - формирование у учащихся способности участвовать в диалоге литературы и живописи;

                                                     - совершенствовать навыки выразительной речи и чтения текстов (прозаических и поэтических) наизусть;

                                                    - научить правильно строить композицию, передать цветовую гамму на основе услышанной музыки, стихов.

Развивающий компонент: - развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;

                                             - расширение знаний о пейзаже, как гармоничном сочетании чувств художника и поэта;

                                             - развивать творческое воображение и образное восприятие мира учащихся через умение применять знания в новых ситуациях;

                                             - развитие у детей, способности к восприятию прекрасного в самом себе, в другом человеке и окружающем мире;

                                             - развивать умение анализировать и описывать художественные тексты и картины.

Воспитательный компонент: - воспитание эстетического вкуса, любовь к творчеству, природе родного края;

                                                  - воспитывать нравственно – эстетическое представление, систему взглядов на  окружающий мир;

                                                  - формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней.

ФОРМА УРОКА: интегрированный урок развития речи и творчества.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Настрой

Слайд 1

– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.

Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них.

Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха…. И все то прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце. А радость, зазвучавшая в вашем горячем сердечке, станет слышна людям.

Слайд 2

Притча “КРАСОТА”  В.А. Сухомлинский

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, –  возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек….

  1. Сообщение темы урока, постановка целей.

Теперь вы поняли, почему мы прислушивались именно к вашим горячим сердечкам?  Что удалось услышать?

- Только человек с горячим сердцем может творить прекрасное и дарить людям радость и красоту.

А вам приходилось видеть красоту на своем пути?

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?

Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

– А что ему помогло?

ВЫВОД: Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Сегодня мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня или ночи, красоту живой и неживой природы весной. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной!

Слайд 3

Именно поэтому наш урок пройдет под девизом из стихотворения:

У каждого времени года

Особенный запах и цвет,

Но так совершенна природа,

Что в целом ее краше нет……

  1. Работа по теме.

- Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом весна? С чем вы связываете весну? (подснежник, мамин праздник, день смеха, радуга, гром ,яркое солнце, день длиннее, прилетают птицы)

- Волшебные превращения происходят в природе. С большим интересом и любовью наблюдают люди за ними. Эти, поистине волшебные, представления вдохновляли поэтов и художников

--- Для того, чтобы передать состояние и настроение природы, художники придумали особенный жанр ИЗО искусства. А как называется этот жанр, вы узнаете, разгадав загадку.

Если видишь – на картине                    

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или спешная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется…   (Пейзаж!)

ВЫВОД: что такое пейзаж?

---Художники пишут пейзажи, потому что как и все люди очень любят природу. Но художник стремится изобразить ее красоту, показать ее людям. А поэты рисуют красоту природы словами яркими, выразительными и очень вдохновляющими.

Слайд 6-10

Слайд 11

Капает капель.

Звонкие хрусталики,

На дворе апрель.

На земле проталинки.

Воздух чист и свеж!

И подснежник маленький,

И птичий пересвист.

Голубые бусинки

С крыш стремятся вниз.

Звук веселой песенки

Над городом повис,

И от песенки

Стало всем так весело:

Ручьям, лесам, земле,

Тебе и мне.

Мир вокруг милей,

Он проснется радугой,

Станет веселей.

Люди все подряд

Сделать что-то доброе,

Хорошее хотят.

---- Какие звуки весны вы услышали? --- Какие запахи имеет весна?

--- Как поэту удалось передать звуки и запахи весны? Какие приемы изобразительности вы заметили в стихотворении

Слайд  12

-Мы предлагаем вашему вниманию картины художников.

Слайд 13

--- Давайте выделим главные детали картины:

Снег     Расскажите о снеге. Какой он? Он потемнел, стал рыхлым, серым, грязноватым. Местами снег подтаял: мы видим лужицу, в коричневатой воде которой отражается небо и побуревшие стволы деревьев; есть проталинки и у корней берез, и в других местах.

А есть ли на картине солнце?     Как вы догадались? Да, солнышко чуть просвечивает сквозь облака, оно еще неяркое. Мы видим это по теням берез на снегу.

А что можно сказать о небе?      Какое оно? Небо покрыто сероватыми тучами, но кое-где есть голубые просветы.

Слайд 14

---А вот перед вами мир весны Бориса Щербакова, его картины «Вода уходит», «Апрельское солнце».

C:\Users\Lacost\Desktop\открытый урок пейзаж\Б. Щербаков Вода уходит.jpg                            C:\Users\Lacost\Desktop\открытый урок пейзаж\Б. Щербаков Апрельское солнце.jpg

--- Что вы можете рассказать о первой картине?

--- Нам бы хотелось услышать ваши мнения о второй картине!

ВЫВОД: Пейзажи Бориса Щербакова – это целый мир красоты, очарования, поэзии. Художник изображает природу различных  областей нашей Родины. Природа удивительно живая, свежая, трепетная, согретая ласковым солнцем. Реки у него действительно текут, листья трепещут. Все времена года, каждый месяц со своими особенностями точно и вдохновенно изображены на картинах художника.

Грачи.      Обживая гнёзда, хлопочут на деревьях чёрные птицы. Они суетятся над своими разлапистыми гнёздами, кружат в небе, радуясь возвращению на родину и началу новой жизни

ВЫВОД: Удалось ли художнику передать ту красоту, которая его однажды поразила? Какие средства художник для этого  использовал?

 

Слайд 15

Послушайте небольшое, но очень яркое и поэтичное стихотворение А. С. Пушкина.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса,

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

---Почему поэт называет весну утром года?

--- Объясните две последние строчки в стихотворении? Как вы понимаете их?

--- Приходилось ли вам видеть деревья в зеленом пуху?

Слайд 16

--- Тогда посмотрите на картину Василия Николаевича  Бакшеева. «Голубая весна». 1930 г.

C:\Users\Lacost\Desktop\Бакшеев Голубая весна.jpg

       Пейзажная живопись мастера глубоко своеобразна. Это чистый пейзаж, в котором никогда нет человеческой фигуры. Художник восторгался природой. Для каждого состояния, для каждого времени года он находил особое звучание красок.

      Вот как сам мастер говорит о своей картине: « Весна, Нигде нет снега, земля почти просохла. Все наполнено теплым, душистым воздухом. Пахнет прелым листом, кое – где пробивается зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий, медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные – с распустившимися почками – верхушки берез, окрашенные в розовато – желтый цвет; голубовато – лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаются друг с другом по влажной земле. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!»

        Эта картина рассказ о вечно юной природе. Первое ощущение от «Голубой весны» - это то, что березы на картине как бы растут на ваших глазах, устремляются вверх. Такому впечатлению помогают порой почти вертикальные белые стволы берез.  

      Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.
      Колорит картины усиливает общее настроение покоя и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы.

Слайд 17

- Весна  своей жизнью вдохновляет не только поэтов и художников, но и музыкантов. П.И. Чайковский  Времена года. (прослушивание отрывка музыки)

Слайд 18-21

--- Рассмотрите фотографии весенней природы и постарайтесь составить несколько связанных предложений к этим фотографиям, используя данные слова.

C:\Users\Lacost\Desktop\открытый урок пейзаж\скоро весна.jpg

Снеговик, лужи, весна, солнце

C:\Users\Lacost\Desktop\открытый урок пейзаж\весна деревья капель отражение.jpg 

Весна, деревья, капель, отражение

C:\Users\Lacost\Desktop\открытый урок пейзаж\апрель весна дорога май.jpg

Апрель, дорога, весна, деревья

C:\Users\Lacost\Desktop\открытый урок пейзаж\весна дождь деревья дождь закат май пейзаж природа радуга.jpg

Весна, природа, радуга, дождь

Практическая работа по русскому языку

Слайд 22

Ребята, мы сейчас проделали большую работу по обогащению своего словарного запаса, я бы даже сказала – своего поэтического образного словарного запаса. Теперь вам предстоит воспользоваться полученными знаниями.

ЗАДАНИЕ:

Распространить самый обыкновенный (в какой-то степени скучный) текст художественными приемами выразительности. ------- Перечислите приемы выразительности?!!

Текст вы видите перед глазами на экране:

Пришла весна. Весна спорит с зимой.

Днем сильно греет солнце. Текут ручьи. Звенит капель. А ночью вдруг ударит мороз. Льдом затянет лужи. Вдруг закрутит вьюга. Повалит хлопьями снег.

Но скоро растает снег и лед. Небо станет голубым. Полетят легкие облака по небу. Зеленеет молодая травка. Появятся первые весенние цветы. На деревьях развернутся молодые листья. На березах покажутся сережки. В лесу будут слышны голоса птиц. Ярко засветит солнце.

--- Что же получилось в результате? Кто желает зачитать получившиеся рассказы о весне?

Получились замечательные теплые рассказы.

Практическая работа по изобразительному искусству.

- Нарисуйте по вашему тексту картинку прихода весны.

Слайд 23

--- Существует одна очень древняя легенда. Будто бы однажды апостол Петр, охранявший врата рая, выронил из рук связку золотых ключей. А ключи-то были не простые - от самого царствия небесного! И послал Петр самого своего быстрокрылого ангела вдогонку за ключами, да только слишком быстро они падали на грешную землю. И как только коснулись небесные ключики земли, сразу в том месте показался золотистый цветок, весь в завитушках и кудряшках. И хотя подоспевший ангел подхватил упавшую связку ключей, их блеск, форма и красота воплотились в крошечном цветке. А так как случилось это, согласно легенде, на земле Германии, то назвали этот цветок "ключики" от немецкого "Schlusselblume".
Уже позже, когда земные "ключики от врат небесных" распространились по всему миру, люди дали этому растению название "примула" (в переводе с латинского - "первый", "ранний"), а по-русски - "первоцвет". Другими первоцветами.

  1.  Завершение урока

Заключительное слово учителя.


Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
Говорят: талант от бога
Этим дан, а этим нет…
Всем, зато дана дорога –
Кто, какой оставит след?

Ф. Тютчев

        

--- Я искренне желаю Вам всегда встречаться с красотой в жизни, литературе, живописи и оставить красивый и памятный след на земле – пусть это будет след любви и доброго отношения в ваших помыслах и делах.

---- Урок окончен. Спасибо всем за работу!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".

Конспект урока разработан в системе  интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...

Интегрированный урок музыка - ИЗО во 2 классе на тему: «Краски в музыке и ИЗО».

План-конспект интегрированного урока музыка - ИЗО во втором классе 3 четверть, на тему "Краски в музыке и ИЗО"...

Интегрированный урок обучения грамоте и технологии по теме: "Чтение слов с изученными буквами Кк, Гг. Формы и краски зимы. Аппликация "Снеговик" 1 класс Программа "Гармония"

Данный урок - интегрированный урок - практикум по предметам "обучение грамоте", "технология" с использованием технологии развития критического мышления, применением активных, интерактивных методов обу...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства на тему:"Широкая Масленница в звуках и красках"

Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и  их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применени...

Презентация к интегрированному уроку музыки и изобразительного искусства "Широкая Масленица в звуках и красках"

Данная презентация содержит много наглядных и познавательных материалов для изучения традиционного празднования Масленицы на Руси, и поможет пробудить творческие и познавательные способности детей, ра...

Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"

Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...