«Мастера народного декоративно – прикладного искусства Моркинской стороны Республики Марий Эл»
материал

Исследовательская работа «Мастера народного декоративно – прикладного

искусства Моркинской стороны Республики Марий Эл»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Йошкар-Олы»

Исследовательская работа

«Мастера народного декоративно – прикладного

искусства Моркинской стороны»

Выполнили:

обучающиеся 3 «В» класса

Албахтина Регина,

Парманов Данила

Руководитель:

Алексеева Людмила Ивановна,

Учитель начальных классов

Йошкар-Ола, 2016 г.

Оглавление

Введение

  1. Декоративно-прикладное творчество
  2. Основная часть
  1. Народные мастера-умельцы прошлого
  2. Нынешние мастера

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Цель исследования: изучение народного декоративно-прикладного искусства мастеров Моркинского района, создание альбома «Мастера, Моркинской стороны».

Задачи:

1. Собрать материал о мастерах своего района;

2. Узнать, какими видами рукоделия владели мастера;

3. Узнать, какие мастера продолжают народное ремесло;

4. Систематизировать и обобщить материал о мастерах;

5. Стремиться к сохранению культурного наследия малой родины;

6. Оформить альбом.

Объект исследования: декоративно – прикладное искусство жителей Моркинского района. 

Предмет исследования: творческая деятельность мастеров - умельцев Моркинского района.

Методы исследования:

  • Изучение литературы по теме исследования;
  • Интервью с мастерами декоративно -прикладного искусства Моркинского района;
  • Сбор материала, фотосессия;
  • Систематизация собранного материала;

Актуальность выбранной темы: эта исследовательская работа направлена на выявление и сохранение для будущего поколения имен мастеров народного декоративно – прикладного искусства Моркинского района.

  1. Декоративно-прикладное творчество

В начале работы мы решили изучить литературу на тему: «Декоративно-прикладное творчество народа мари».

Декоративно-прикладное творчество — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, отвечающий бытовым нуждам человека. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер.

Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился под руками - это дерево, глина, кость и т.д. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его, но и неотъемлемая часть жизни, повседневного быта. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

  1. Основная часть

Мы провели опрос жителей деревни Малый Корамас, Чавайнур, Шереганово, ВесьшургиМоркинского района. Нами было опрошено 7 жителей деревень разного возраста,а также участницы ансамбля «Муро сем».

По результатам опроса выяснилось, что в районе распространены художественная резьба по дереву и изготовление старинных музыкальных инструментов.

  1. Народные мастера-умельцы прошлого

Эчейкин Пётр Павлович–знаменитый волынщик  республики. Родился и жил  в деревне Шереганово.  Пётр Павлович  не только виртуозно играл на волынке , но и сам изготавливал её. Ни одна свадьба не проходила без его волынки и барабана.

В 2000 году ансамбль «Муро сем» под его руководством  прошел  отборочный  конкурс  в финно-угорской  группе и представлял нашу республику на Международном фестивале  «Шелковый путь». Посетили  они Германия Франция Голландия Бельгия Финляндия . Ансамбль  всегда  выступал во  второй  части  концертной программы и удивлял зрителей  необычным звуком  народных музыкальных инструментов  и народными танцами. Никто не оставался равнодушным к культуре народа мари.

        Эчейкин Вячеслав Петрович, сын Эчейкина Петра Павловича, был музыкально одаренным ребёнком. С трёх лет Слава  был участником концертной программы, играл на свирели, барабане, гармонике, позже на волынке. Ездил с отцом по разным странам. Повзрослев, он продолжил дело своего отца, познавал нюансы изготовления народных инструментов.

        Иванов Григорий Иванович (Васлий Иван Кыргори) родился в деревне Малый Корамас . На войну ушел добровольцем, оставив семью и двоих детей. Отличался храбростью в бою. В конце войны был взят в плен и попал в концлагерь. Все ужасы плена, голод и холод он вытерпел и выжил. Немцы посчитали его мертвым и тело выбросили в овраг за колючую проволку. Немка спасла его, спрятала и выкормила. Так Григорий Иванович остался жив.

Посчастливилось ему вернутся на родину. После войны он работал учителем в деревенской школе. Столярному делу еще до войны выучился у своего деда. Григорий Иванович резьбой украшал несложную крестьянскую мебель, предметы быта. Главное внимание уделял декору наличников, фронтону и фасаду избы. Остальные части постройки обычно резьбой не покрывал. Так он стал искусным мастером-резчиком.

Новый способ обработки древесины способствовал проявлению таланта. Доставшиеся по наследству набор инструментов он бережно использовал и доставал новые. Григорий Иванович украсил резьбой не только оконные наличники, основной наряд дома, а также карнизы, причелины, подзоры. Позже деревянной резьбой украсил крыльцо и ворота.

Изукрашенного резьбой дома в деревне ни у кого не было. Такому мастеру-резчику по дереву так и сыпались заказы. К сожалению, выполненные его руками узоры на домах не сохранились. Зато в родной деревне его инструменты до сих пор служат доброму делу.

Известный мастер по дереву Васильев Анатолий Александрович (Матран Толя) из деревни Чавайнур. Родился он в простой крестьянской семье. Его отец не вернулся с войны и ему приходилось с малых  выполнять тяжелую физическую работу.  Столярному делу он выучился сам. По просьбе жителей он изготавливал домашнюю утварь: маслобойку, коромысла, кадушки, бочки, без которых жители не могли обходится ни одного дня, а также сани и санки, наличники для окон, амбары.

Не оставил он в стороне и народный музыкальный инструмент - тумыр. Все в округе пользовались только его барабаном и до сих пор пользуются.                           Простой, скромный человек всю жизнь трудился, радовал и удивлял своих односельчан своим мастерством. После войны Анатолий Александрович построил своими руками дом, разукрасил резными узорами.  Необычной красоты дом до сих пор стоит в деревне Чавайнур, привлекая взгляды приезжих гостей.

  1. Нынешние мастера

В наше время национальные музыкальные инструменты почти не используются в быту, но их можно видеть и слышать на фольклорных праздниках, фестивалях, концертах. Старейших народных мастеров  - умельцев, увы, тоже с нами  нет, но растет новое поколение, которое продолжает  их дело.

Среди мастеров волынщиков нового поколения особое место занимает актер Марийского Национального театра драмы им.М. Шкетана, Сергей Данилов. Закончив Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина, он возвращается на сцену театра.

В 2016 молодым   актерам доверили играть в новой постановке спектакля «Салика», где непременным атрибутом должна быть волынка.  К этому времени мастеров-волынщиков почти не осталось. Молодому актеру пришлось встретиться со старейшим мастером Эчаном Малининым из деревни Кожлаер. Сначала мастер научил играть его на волынке, а затем своему ремеслу.

Будучи человеком пытливой натуры, Сергей досконально изучил строение старинных музыкальных инструментов и сам стал их изготавливать. Он так увлёкся, что даже создал ансамбль волынщиков из актеров труппы на базе театра. Со своим ансамблем, состоявшим из трёх Моркинских  парней,  Сергей  ездил в Словакию, где представлял нашу республику на Всемирном Гайдовском фестивале.

В разных уголках района живут и трудятся мастера- умельцы. Любимым делом занимается мастер по дереву Степанов Олег Геннадьевич. Своим трудолюбием и упорством он достиг своей цели. Дом в центре деревни выделяется своеобразием и красотой.

Резьба по дереву считается наиболее распространенным видом народного -художественного творчества. Она и близка ему. В основном для изготовления узоров мастер использует липу, т.к она легко поддается вырезанию.  Обилие лип в этом краю способствует развитию ремесла

Но также он экспериментирует с другим материалом. В доме, во дворе, в саду везде видны труды  его творчества, его умелые руки.

Кроме этого он занимается плетением из лыка и лозы, которые имеют глубокие корни.  По просьбе   жителей окрестных деревень   плетет корзины, а гостям – лапти.

Заключение

        Выводы по исследованию:

  1. В Моркинском районе наблюдается развитие декоративно-прикладного творчества, художественная резьба по дереву, изготовление старинных музыкальных инструментов.
  2. Среди мастеров в основном мужчины. Возрастной уровень – от 33 и выше.
  3. Нами отмечена семейная преемственность в декоративно-прикладном творчестве.
  4. Появляются новые мастера-умельцы.
  5. Декоративно-прикладное искусство сохраняется и приумножается мастерами-умельцами в Моркинском районе, которые вносят свой вклад в сохранение и развитие народных промыслов.

Используемая литература:

1. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. (1975г)

2.http://www.syl.ru/article/172993/new_vidyi-tvorchestva-kakie-suschestvuyut-vidyi-tvorchestva

3. Материалы местного краеведческого музея.

4. Фото-буклет «Край марийский»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Красота народного декоративно-прикладного искусства

Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ .

Выпускная квалификационная работа на тему "«ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ »....

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство»

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу "народные промыслы и декаративно-прикладное искусство"...