Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Глебова Наталья Викторовна

Роспись пасхальных яиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ  2

МБОУ Пречистенская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок

по изобразительному искусству на тему:

«Я сам мастер декоративно-прикладного искусства»

                                                                           Учитель начальных классов:

Глебова Наталья Викторовна.

2012 г.


Тема урока: «Я сам мастер   декоративно-прикладного искусства»

Цели урока: развивать творческие способности учащихся, познакомить   с историей, символикой и образцами росписи пасхального яйца.

Задачи: 

формирование:

интереса к изобразительному искусству;

развитие:

речи, памяти, мышления, творческого воображения,  художественно-эстетических навыков учащихся, глазомера и внимания,

расширение кругозора учащихся о работах народных умельцев;

воспитание:

любви к народному искусству, эстетических чувств, аккуратности и трудолюбия.

Оборудование:

Для учащихся:

лист бумаги

ф-А4, шаблон яйца, карандаш, краски (гуашь), нитки,

кисти №3, 4, 5,

салфетки, банки с водой, ластик;

для учителя:

презентация (приложение №1)

конспект

ПЛАН УРОКА (40 минут)

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Сообщение темы и цели урока.  
  3. Теоретические сведения.
  4. Беседа по теме урока.
  5. Практическая часть. Самостоятельное выполнение эскиза росписи пасхального яйца.
  6. Подведение итогов урока.

Слайд №1

Ход урока

  1. Организационный момент урока.
  1. Приветствие:

В чистой, тёпленькой водичке

Рыбки плещутся в пруду.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песок.

А у нас звенит звонок

Начинается урок.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.

- Прежде, чем начать занятие, проверим, всёли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится:

  1. Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

                                           (Кисточка)

  1. Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там глядишь – красота.

                                           (Краски)

- Ещё нам сегодня будут нужны баночка с водой, нитки.

- Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё рабочее место и разложить необходимые материалы на столе.

                Правила:

  1. Лист бумаги кладём перед собой.
  2. С правой стороны ближе к нам, ставим баночки с гуашью, дальше с водой.
  3. Аккуратно смачивать кисточки в воде, излишки воды вытирать о край баночки, можно использовать салфетку для промачивания кистей.
  4. После работы гуашь надо плотно закрыть, чтобы она не высохла.

- Молодцы ребята!  К уроку всё готово и можем приступать к работе.        

II. Закрепление изученного.

- На предыдущих уроках мы с вами изучали народные промыслы, давайте мы закрепим ваши знания и я предлагаю вам составить лото, вы должны выбрать всё,  что относится к тому промыслу, который вам  достанется, работать будем в парах.        

III. Сообщение темы урока

 - Сегодня на уроке я вам предлагаю побыть самим мастерами искусства и тема нашего урока «Я сам мастер   декоративно-прикладного искусства»

IV. Сообщение теоретических сведений

- Ребята, какой приближается праздник?

Скоро наступает один из великих христианских праздников. Этот праздник на Руси называют по-разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качание на качелях.   На Пасху существовал обычай загадывать желание.

К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Их раздавали детям, гостям, и устраивали состязания между собой, чье яйцо крепче.

Люди были не грамотны, писать не умели – вот и рисовали. Не было поздравительных открыток, бумагу приобрести было сложно. Куры были у всех яиц было много.

- Ребята, скажите, как люди в старину окрашивали яйца?

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни.

Старинная и прекрасная традиция – превращать обычные яйца в пасхальные. Наши бабушки и прабабушки красили их в основном с помощью луковой шелухи. Теперь пасхальные яйца стали не просто атрибутом Пасхи, но и праздничным сувениром, их стараются «принарядить

Слайд №2

Крашенка –  яйца, окрашенные в один цвет

Слайд №3

Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет.

Слайд №4

Малёванка – это более сложный вид. Используется   кисточки, которыми разрисовывалось  яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется

Слайд №5

Драпанка – это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия

Слайд №6

 А еще есть удивительной красоты  писанки  — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Такая роспись производилась на сыром яйце. Крашенки и крапанки предназначались для лакомства и угощения гостей. А вот писанки изготавливались исключительно для сувениров. Считалось, что только сырое яйцо может сохранить свою магическую силу и передать её людям.

Слайд №7

-Давайте обратим внимание на основные цвета писанок

красный - цвет радости, жизни, любви;

желтый – посвящается солнцу, луне, звездам;

зеленый – символизирует весну;        

сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.

В христианстве яйцо приобрело новые символические значения. Каждый рисунок, пришедший к нам из глубины веков, имеет свою символику, символы были разные.

Слайд №8

Слайд №9

V.  Практическая работа.

- Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные  Писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца и  мы с вами будем мастерами  и попробуем  изготовить свой пасхальный сувенир, но немного необычным способом, мы нанесём узор при помощи нитей.

нити                                              шаблоны

Раскройте ваши шаблоны, возьмите в руку нить и покрасьте её в любой цвет, а теперь выложите внутри шаблона, так проделайте с другими нитями. Закройте ваши шаблоны и прижмите левой рукой, а правой вытащите нити, раскройте и посмотрите, какой узор у вас получился, затем закройте ваши шаблоны рисунком наверх.

Вот такие необычные пасхальные яйца у нас с вами получились.

- Посмотрите на таблицы, на них изображены основные символы, которые наносили на пасхальные яйца, давайте вместе подумаем, что они могли обозначать. А сейчас мы с вами попробуем расписать другие шаблоны следующим способом: кладём перед собой чистый шаблон и по хлопку начинаем наносить на нём любые символы, когда раздастся следующий хлопок, передаём шаблон по кругу, по часовой стрелке и продолжаем наносить узор на другом шаблоне и так пока  к вам не вернётся ваш шаблон.

VI. Подведение итога урока.

  1. Выставка работ учащихся и  обсуждение.

Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные сувениры у вас получились.  Вы можете их подарить маме, бабушке и другим членам семьи.

  1. Обобщение по теме урока
  1. Для чего делали яйца-писанки?
  2. Какие цвета использовали мастера?
  3. Что нового вы узнали на уроке?
  4. С какой новой технологией рисования вы познакомились сегодня на уроке?

- Пора надежд и вдохновенья,

  Опять пришла! Душа поёт!

  Так пусть же это настроенье

  Вам только радость принесёт!

- Спасибо  за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Коллекция произведений декоративно-прикладного искусства в ГБОУ "Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи" (заочное путешествие)

Только в музейной коллекции происходит настоящее осмысление, что наряду с живописью, графикой и скульптурой существует полноценный художественный мир декоративно-прикладного искусства. Данная му...

Роль декоративно – прикладного искусства у подростков на уроках изобразительного искусства в средней школе

Народное искусство в воспитании детей. Развитие гармонично - творческой личности очень сложно представить без участия искусства. При этом роль народного декоративно-прикладного творчества переоценить ...

План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Декоративное панно "Чудо-город"

Разработка занятия "Декоративное панно "Чудо-город", которое может быть проведено в рамках художественно-эстетического направления внеурочной деятельности....

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

«Мастера народного декоративно – прикладного искусства Моркинской стороны Республики Марий Эл»

Исследовательская работа «Мастера народного декоративно – прикладногоискусства Моркинской стороны Республики Марий Эл»...

Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства ( с использованием регионального компонента) «Страна Мастеров» для 4 класса

Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства( с использованием регионального компонента)«Страна Мастеров»  для 4 класса...