рабочая программа внеурочной деятельности "культура общения" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Неретина Любовь Сергеевна

готовая рабочая программа по кружку "культура общения"внеурочная деятельность для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheniya.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 имени Героя Советского Союза Д.Ф.Чеботарева

«Рассмотрено»

На заседании ШМО Классных руководителей

Протокол № ____ от

«___»________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Ятчева Е.В.

«___»________2016г.

«Утверждено»

Приказ №___ от

Директор

_________ Баркова И.В.

«___»________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«культура общения»

 для 1 «В» класса

Неретиной Любови Сергеевны

на 2016-2017 учебный год

СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА 2011 ГОДА

Образовательная система «Школа России»

г. Воронеж

2016 год

Пояснительная записка

Программа предмета «Культура общения» представляет собой целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею изучения культуры общения от более простых форм к более сложным. Концепция обучения культуре общения состоит в следующем: от освоения элементарных навыков культуры поведения и общения.

 Особенностью концепции формирования культуры общения, которая реализуется в региональной программе и отличает ее во многом от других программ подобного типа – в приоритете обучения устной речи и в устной основе обучения.

Принадлежность предмета «Культура общения»

Кружок «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».

 В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Кружок «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся культуру устного общения.

Цель занятий по программе курса внеурочной деятельности «Культура общения»– формирование у младших школьников адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – совокупность норм и традиций общения. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как эффективней?).

 Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

  • устойчивых риторических навыков;
  • устойчивых навыков культуры устной речи;
  • навыков эффективного общения.

Основные задачи курса

В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса  сводятся к следующему:

1. Сформировать у детей  универсальные учебные действия (личностных и метапредметных) на межпредметном уровне.

2.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся

2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от  ситуации

 3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета       поведения и общения, а также норм культуры речи.

4.  Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Объём учебного времени, отводимого на изучение «Культуры общения» с 1 по 4 класс – 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.

Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, инсценировки, «устные журналы», дискуссии, игровые упражнения.

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной  деятельности "Культура общения"

• личностные:

  • овладение начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

• метапредметные:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  • логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
  • умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;

• предметные:

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
  • умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

1 -й класс

Личностными результатами изучения курса "Культура общения" в 1 -м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни людей;
  •  оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности  в конкретной ситуации;
  •  объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т. д.).

Метапредметными результатами изучения курса "Культура общения"  в 1-м классе является сформированность у детей следующих универсальных учебных действий (далее - УУД):

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
  • строить простое высказывание на заданную тему;
  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса "Культура общения"  в 1-м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:

  • различать устное и письменное общение;
  • употреблять вежливые слова в изученных стандартных коммуникативных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, обращение;
  • произносить заданные фразы с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией;
  • изменять громкость и темп речи в зависимости от коммуникативной ситуации;
  • изменять тембр речи при изображении речи персонажей сказок и литературных произведений;
  • использовать открытые жесты, приветливую мимику,
  • изменять тон речи в зависимости от коммуникативной ситуации;
  • четко произносить не менее 5 скороговорок.

Основные особенности проведения кружка по предмету “Культура общения”

Кружок культуры общения должен проводиться на устной основе. Рассказ учителя должен сочетаться с активной речевой деятельностью учащихся. Учащиеся должны активно участвовать в занятии, много говорить, приобретая практические навыки культуры общения и культуры речи.

Активные формы проведения занятий должны преобладать.  Урок в начальной школе по названному предмету обычно включает речевую гимнастику, анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций, решение коммуникативных задач, коммуникативные игры. Такие уроки помогают снять страх перед самостоятельным высказыванием; прививают навык анализировать свои поступки и проходящие события; дети узнают себя как партнера по общению, открывают в себе самые разнообразные стороны личности (те, которые помогают установить контакт с окружающими и те, которые мешают это сделать).

На уроке учащиеся должны знакомиться как с нормами коммуникативного поведения, с правилами этикета поведения и общения (как надо? как принято?), так и с правилами эффективного общения (как лучше? как эффективней?).

На ранних этапах обучения – в начальной школе и преобладает обучение нормам общения. На каждом уроке учащиеся должны приобретать новые знания, умения и навыки по культуре общения и активно закреплять уже изученное.

Учитель должен замечать и исправлять речевые и коммуникативные ошибки учащихся и приводить правильные речевые образцы. Необходимо стимулировать учащихся к развернутым высказываниям, исправлению ими собственных речевых и коммуникативных ошибок и добиваться полного, развернутого повторения учащимися правильных речевых формул и речевых образцов.

Общение учителя с учениками должно осуществляться в соответствии с принципами педагогики сотрудничества, отвечать нормам толерантности, вежливости и речевого этикета.

Речь учителя должна быть образцом культуры речи, недопустимы орфоэпические, стилистические и речевые ошибки.

Внешность учителя должна отвечать нормам этикета внешнего вида.

На уроке должна присутствовать атмосфера доброжелательности, урок должен доставлять детям удовольствие и создавать положительный эмоциональный настрой.

Учащиеся должны демонстрировать на уроке культуру речи и поведения, а также учебную речевую активность.

На уроке должны использоваться современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии.

Урок должен ориентировать учащихся на освоение норм и правил повседневного общения и поведения, на уроке не должно быть излишнего пафоса и избыточного эмоционального накала.

Содержание программы

Основы этикета поведения и общения

 1. Речь и этикет

  • Понятие речи. Речь и информация. Речь и эмоция. Речь и взаимопомощь людей.
  • Функции речи в жизни человека.
  • Виды речи. Устная и письменная речь.
  • Понятие вежливости. Вежливость как проявление уважения к другому человеку. Вежливость как выражение добрых отношений к человеку. Вежливость и добрые слова. Вежливость речи и вежливость поступка.
  • Понятие этикета. Вежливость и этикет. Важность этикета в жизни общества.
  • Роль. Постоянные и временные роли. Роль и правила поведения, ей соответствующие. Роль и вежливость.
  • Говорящий и слушающий. Содержание речи. Цели речи.

2. Качества речи

  • Громкость речи. Понятие громкости речи. Речь громкая, средняя и тихая.
  • Зависимость громкости речи от ситуации, содержания высказывания, эмоций человека, расстояния до слушателей, количества слушателей. Ситуации, требующие громкой и тихой речи.
  • Понятие темпа речи. Быстрый, средний и медленный темп речи. Ситуации, требующие разного темпа речи. Зависимость темпа речи от ситуации. Зависимость темпа речи от эмоции, от содержания высказывания.
  • Тембр речи. Понятие тембра. Индивидуальная окраска голоса. Голос высокий и низкий, уверенный и робкий, грубый и ласковый. Изображение речи других людей, персонажей сказок.
  • Тон речи. Понятие тона речи. Тон как оттенок звучащей речи. Тон вежливый, доброжелательный и тон грубый. Тон просительный, извиняющийся, возмущенный, огорченный, одобрительный, восторженный, радостный, нежный и др. Тон и ситуация речи. Тон речи и вежливость.
  • Несловесное общение. Понятие несловесного общения. «Помощники» устной речи, их функции. Понятие жеста, мимики. Взгляд, поза. Громкость речи, темп речи как средства несловесного общения. Паузы. Интонация (повествовательная, вопросительная, восклицательная).
  • Скороговорки как средство улучшения дикции и чистоты речи.

3. Речевой этикет

  • Приветствие. Функции приветствия. Кого, как и когда надо приветствовать. Формулы приветствия. Приветствие краткое и развернутое. Различия в приветствии родных, знакомых и незнакомых, сверстников и взрослых. Формулы ответа на приветствие.
  • Прощание. Функция прощания. Формулы прощания. Формулы ответа на прощание. Прощание краткое и развернутое. Прощание и пожелание. Различия в прощании с родными, знакомыми и незнакомыми, сверстниками и взрослыми. С кем надо прощаться. Формулы ответа на прощание.
  • Благодарность. Функции благодарности. За что надо благодарить. Формулы благодарности. Формулы ответа на благодарность. Благодарность краткая и развернутая.
  • Обращение, вступление в контакт. Функции обращения: привлечение внимания, характеристика собеседника. Формулы обращения. Обращение вежливое, уважительное и грубое. Обращение на ты и вы, их различие и функции. Зависимость обращения от того, к кому обращаются: к ровеснику или старшему, к родным, знакомым или незнакомым.
  • Имя человека. Различные формы личных имен. Имена полные, краткие, ласкательные. Обращение по имени, имени и отчеству, фамилии.

4. Общение в стандартных коммуникативных ситуациях

  • Особенности общения в семье. Обращение членов семьи друг к другу. Приветствие, прощание, благодарность в семье. Ласковые слова в семейном общении. Семейный разговор.
  • Правила общения в школе. Приветствие и прощание с учителями и ребятами. Вежливость на уроке. Вежливая просьба. Извинение. Поведение на перемене. Вежливость в общении мальчиков и девочек.
  • Разговор на улице со знакомыми и незнакомыми. Как разговаривать со своими друзьями в общественном месте. Громкость разговора на улице. Как задавать вопросы незнакомым взрослым.
  • Как вести себя, когда разговор ведут взрослые.
  • Как вести себя в магазине. Как разговаривать с продавцом, кассиром (приветствие, просьба, вопросы, благодарность).
  • По окончании первого класса учащиеся должны знать:
  • виды речи;
  • функции речи в жизни человека;
  • цели речи;
  • понятие этикета и вежливости;
  • основные правила вежливого общения в семье, в школе, со знакомыми и незнакомыми, с мальчиками и девочками, в магазине.

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Что такое речь?

3

1.

Для чего нужна речь?

1

2.

Слово сообщает, веселит, утешает.

1

3.

Какой бывает речь?

1

Что такое вежливость?

2

4.

Вежливость- уважение другого человека.

1

5.

Понятие об этикете.

1

Роли, которые мы играем в жизни

2

6.

Семь наших «я»

1

7.

Постоянные и временные роли

1

Кто – кому – что – зачем говорит.

2

8.

Что? Кто? Кому? Как?

1

9.

Почему? Зачем?

1

Громкость речи

1

10.

Громко или тихо?

1

Темп речи

2

11.

Быстро или медленно

1

12.

Повторим без запинки

1

Тембр речи

1

13.

Индивидуальная окраска голоса

1

Несловесное общение

3

14.

Общение с помощью жестов

1

15.

Помощники устной речи

1

16.

Помощники устной речи

1

Тон речи

2

17.

Различаем тон человека

1

18.

Какой тон лучше?

1

Приветствие

2

19.

Вы сказали «здравствуйте»

1

20.

Приветствие родных и знакомых

1

Прощание

1

21.

Как люди прощаются?

1

Благодарность

1

22.

Я «спасибо говорю», если вас благодарю

1

Обращение, вступление в контакт

2

23.

Хочу пообщаться!

1

24.

Человек и его имя.

1

Поведение в семье

1

25.

Я и моя семья

1

Поведение в школе

2

26-27

Я – ученик

2

На улице

1

28.

Как говорить со знакомыми, незнакомыми взрослыми.

1

В магазине

1

29.

Я- покупатель

1

Ежели вы вежливы…

4

30.

Ролевая игра «Вежливый слон»

1

31.

Ролевая игра «Мы в гостях»

1

32.

Театральное представление «Театр вежливых ребят»

1

33.

Обобщающее занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...