Рабочие программы 4 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа (4 класс) на тему

Представлены рабочие программы с изменениями в требованиях по их составлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_4_klass_novye.rar402.79 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования  и  науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Начальная  общеобразовательная школа г. Бодайбо»

        «Рассмотрено»                                                                      «Утверждено»

МО учителей начальных классов                                    Приказ  от «___» _____2016г.

и учителей-предметников                                                № _______

МБОУ «НОШ г. Бодайбо»                                               Директор МБОУ «НОШ г. Бодайбо»      

Протокол от «___» ________ 2016 г.                                                                                                            

№ ______                                                                              ___________ И.И. Смола

___________ Г.С.Присакарь        

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО  ПРЕДМЕТУ  «Изобразительное искусство»

В  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

УМК «Перспектива»

_ 4_ класс

Составитель:  учитель  Г.С.Присакарь

г. Бодайбо 2016 г.

                                                Содержание

  1. Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство» в 4 классе.
  2. Содержание курса «Изобразительное искусство».
  3. Календарно-тематическое планирование.

                                         

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе

-  требований к результатам освоения ООП НОО (ст. 12 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 19.5 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;

- Письма «О рабочих программах учебных предметов» Департамента Государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации  от 28 октября 2015 г. № 08-1786;

- Примерных программ Министерства образования и науки РФ, созданных на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, //М.: «Просвещение», 2011 год;

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «НОШ г. Бодайбо»;

- Учебного плана МБОУ «НОШ г.Бодайбо» на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для 4 класса начальной школы Т.Я. Шпикаловой, Л.В.Ершовой «Изобразительное искусство», //М.: «Просвещение» , 2016 год.

Цели и задачи курса изобразительного искусства

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

1) воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

2) развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Задачи:

1) развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

2) совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

3) развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

4) освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

5) овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

                                              Содержание обучения

Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)

Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.

Образ дерева в композиции пейзажа в зависимости от замысла художника.

Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявлении приёмов городецкой живописи и других школ народного мастерства.

Образ птицы-света в творчестве городецких мастеров конца ХIХ-ХХ вв. Разнообразие композиционных мотивов городецкой росписи, восходящих к древней традиции росписи прялок. Парные фигуры в едином сюжете- 2 женские фигуры, 2 птицы, 2 всадника на коне «у дерева».

Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).

Особенности приёмов композиции в панно как произведении декоративного назначения. Художественная ценность обыденных предметов из дерева, украшенных городецкой росписью.

Представление народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета.

Жанр пейзажа. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просторов, стремительности продвижения облаков по небу.

Образы природы и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду.

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)

Жанр портрета. Средства художественной выразительности в групповом семейном портрете.

Книжная графика. Выразительные средства в создании художественного образа в иллюстрации к сказке.

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

Роль цвета в произведениях изобразительного искусства, посвящённых подготовке к новогоднему празднику и встрече Нового года.

История авторской открытки. Конструкция современных новогодних открыток.

Образы природы и человека в живописи. Пейзажи разных географических широт. Художественные приёмы, которыми художники передают причудливость заснеженных деревьев и заиндевевших веток.

Жанр натюрморта. Старинные и современные предметы в жизни человека и искусстве.

Образ защитника Отечества. Герои Бородинского сражения в искусстве. Средства художественной выразительности, использованные художниками в произведениях для передачи черт отваги, мужества, стойкости воинов, их преданности Родине и верности своему воинскому долгу.

Злободневность тем лубка. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов.

Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)

Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Природная стихия – вода, раскрытие её роли в жизни человека и места в искусстве. Виды и язык плакатного искусства, особенности его графического, цветового и композиционного решения.

Средства выразительности в передаче художниками весеннего состояния природы, характерного для среднерусской полосы и северных регионов России (колористическая гамма, состояние освещённости, уровень линии горизонта).

Основные темы скульптуры. Выразительность объёмных композиций.

Медальерное искусство.

Особенности орнаментов народов России и мира. Выразительные средства орнаментальной композиции (ритм, симметрия, цвет, фактура).

Место курса в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  на изучение «Изобразительного искусства» в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

                                          Календарно-тематическое планирование

4 класс (34часа)

№п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Виды

контроля

Кодификатор

Восхитись вечно живым миром красоты

11 ч

1.(1)

Целый мир от красоты. Пейзаж.

1 ч

2.(2)

Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки.

1 ч

3.(3)

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж.

1 ч

4.(4)

Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция

1 ч

5.(5)

Птица –символ света, счастья и добра. Декоративная композиция.

1 ч

6.(6)

Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция.

1 ч

7.(7)

Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция.

1 ч

8.(8)

Знатна русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека.

1 ч

9.(9)

Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж.

1 ч

10.(10)

Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению.

1 ч

11.(11)

Осенние метаморфозы. Пейзаж.

1 ч

Любуйся ритмами в жизни природы и человека

14 ч

12.(1)

Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет.

1 ч

13.(2)

Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно- сюжетная композиция.

1 ч

14.(3)

Год не неделя – Иллюстрация к сказке: композиция, цвет.

1 ч

15.(4)

Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов.

1 ч

16.(5)

Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки.

1 ч

17.(6)

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.

1 ч

18.(7)

Зимние картины. Сюжетная композиция.

1 ч

19.(8)

Ожившие вещи. Натюрморт.

1 ч

20.(9)

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт.

1 ч

21.(10)

Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр.

1 ч

22.(11)

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»Сюжетная композиция.

1 ч

23.(12)

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы.

1 ч

24.(13)

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.

1 ч

25.(14)

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.

1 ч

Восхитись созидательными силами природы и человека.

9 ч

26.(1)

Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката.

1 ч

27.(2)

Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа.

1 ч

28.(3)

Русский мотив. Пейзаж.

1 ч

29.(4)

Русский мотив. Пейзаж.

1 ч

30.(5)

Всенародный праздник – День Победы.

1 ч

31.(6)

«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы.

1 ч

32.(7)

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.

1 ч

33.(8)

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.

1 ч

34.(9)

Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.

1 ч

Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса

по изобразительному искусству

К концу 4-го класса обучающиеся должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; 
  • известные центры народных художественных ремесел России;
  • ведущие художественные музеи России.

Учащиеся должны уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

В конце 4 класса учащиеся должны:

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;
  • развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
  • развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;
  • освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
  • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
  • сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
  • научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
  • овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

«5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

«- выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.

«3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.

«2» - работа не выполнена.

Учебно - методическое обеспечение

  1. Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, //М.: «Просвещение», 2011 год;
  2. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство», рабочие программы 1-4 классы //М.: «Просвещение», 2011 год.
  3. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Уроки изобразительного искусства 1-4 классы», методическое пособие //М.: «Просвещение» , 2011 год.
  4. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство. 4 класс», учебник для 4 класса начальной школы в / /М.: «Просвещение» , 2013 год.
  5. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство. 4 класс», творческая тетрадь для 4 класса начальной школы в / /М.: «Просвещение» , 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...