Рабочие программы 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Бакушина Наталья Владимировна

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy.4_klass.rar242.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Урдомская СОШ»

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

______/Куприяшкина Л.И/

Протокол  №  ___  

от «   » сентября 2015 г.                    

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора поУВР

 _____/Тончихина А.С./

«   » сентября 2015 г.                    

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ      «Урдомская СОШ»

________/Додонов В.А./

«   » сентября 2015 г.                    

Рабочая программа

по литературному чтению

 для 4а класса

Уровень: общеобразовательный

        

Учитель начальных классов

Бакушина Наталья Владимировна

Квалификационная категория: первая

2015-2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373.
  • Примерной программы по литературному чтению начального общего образования/ Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч. 1- М.: Просвещение, 2011.
  • Программы по литературному чтению. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др./ Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 кл. /А.А.Плешаков и др. - М.: Просвещение, 2011.

Содержание курса «Литературное чтение» в начальной школе рассчитано на 448 часов. В соответствии с учебным планом школы на изучение литературного чтения в четвёртом классе отводится 102 часа, 3 часа в неделю.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Проекты

1

Летописи, былины, сказания, жития

10

1

2

Чудесный мир классики

16

3

Поэтическая тетрадь

8

4

Литературные сказки

11

5

Делу время – потехе час

7

6

Страна детства

7

7

Поэтическая тетрадь

4

8

Природа и мы

11

1

9

Поэтическая тетрадь

5

10

Родина

5

1

11

Страна «Фантазия»

4

12

Зарубежная литература

14

Итого:

102

3

Для реализации данной программы используется УМК «Школа России»:

1. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 2ч. /Л.Ф. Климанова, В.Г Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2014, входящий в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе Министерством образования и науки РФ на 2015/2016 учебный год.

2. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс (Диск CD-ROM), И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко.

Содержание курса полностью соответствует авторской программе по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др., на основании чего составлена рабочая программа.

В связи с введением курса по краеведению «Морянка» в рабочую программу добавлено 10 часов по изучению родного края. В тематическом планировании эти темы помечены аббревиатурой РСМ. Цель курса «Морянка»: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.

Для реализации данной программы используются:

  • Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов, Архангельск 2011;
  • «Морянка»: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/науч. Ред. Э.И. Николаева, сост. Отв. Ред. И.Ф. Полякова-Архангельск: ГОУ«АО ИППК РО», 2010;
  • «Морянка»: Рабочая тетрадь для 4 –х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой-Архангельск, 2015;
  • Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников/науч. Ред. Э.И. Николаева, отв. Ред. И сост. Е.В. Михайленко-Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010.

Изучение курса «Литературное чтение » направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Основные задачи:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
  • развивать поэтический слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • формировать у младших школьников бережное отношение к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе; РСМ
  • формировать системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях. РСМ

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • полноценное восприятие художественной литературы;
  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметными результатами изучения предмета является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в учебном материале;
  • сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение осознанно читать, строить речевые высказывания;
  • начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
  • начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений отнесения к известным понятиям;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Формирование ИКТ – компетентности:

  • осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета.

Работа с текстом

Поиск информации и понимание прочитанного

Ученик 4 класса научится под руководством учителя:        

  • определять тему и главную мысль текста;
  • находить в тексте конкретные сведения, факты;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
  • использовать различные виды чтения – ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • понимать информацию, представленную разными способами – словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов).

Ученик 4 класса получит возможность научиться:

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
  • составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Преобразование и интерпретация информации

Ученик 4 класса научится под руководством учителя:

  • пересказывать текст подробно устно и письменно;
  • составлять на основании текста высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
  • формулировать выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.

Ученик 4 класса получит возможность научиться:

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном;
  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.

Оценка информации

Ученик 4 класса научится под руководством учителя:

  • высказывать свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Ученик 4 класса получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную информацию;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

  • активное использование речевых средств;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • умение определять общую цель и пути её достижения;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Ученик 4 класса научится под руководством учителя:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту);
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
  • читать по ролям литературное произведение;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Ученик 4 класса получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

Для реализации рабочей программы на уроках литературного чтения применяются педагогические технологии: ИКТ, развивающее и дифференцированное обучение. Внедряются методы обучения: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности. Используются разнообразные средства обучения: тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, таблицы.

Критерии оценивания

Оценивание обучающихся осуществляется в соответствии с «Положением о системе оценивания образовательной деятельности обучающихся МБОУ «Урдомская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС и ликвидации академической задолженности» в форме выразительного чтения, чтения наизусть, самостоятельной работы.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

тема

Кол-во часов

Типы, виды, формы, методы контроля

Дата

Коррекция

Летописи, былины, сказания, жития (10 ч)

1

Инструктаж по ОТ и ТБ.

Знакомство с учебником, с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

02.09

2

События летописи – основные события Древней Руси.

1

03.09

3

Летопись-источник исторических фактов. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

1

08.09

4

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

1

09.09

5

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой.

1

10.09

6

Герой былины – защитник Русского государства.

1

внешний

текущий

фронтальный

выразительное чтение

15.09

7

Сергий Радонежский – святой земли Русской.

1

16.09

8

Житие Сергия Радонежского.

1

17.09

9

Обобщающий урок. Проект «Создание календаря исторических событий».

1

внешний

тематический фронтальный

самостоятельная работа

22.09

10

РСМ «В глубь веков».

1

23.09

Чудесный мир классики (16 ч)

11

Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

1

24.09

12-13

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

2

29.09

30.09

14

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

1

01.10

15-17

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

3

внешний

текущий

фронтальный

чтение наизусть

06.10

07.10

08.10

18

РСМ «В глубь веков».

1

13.10

19

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

1

14.10

20-21

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

2

внешний

тематический фронтальный

самостоятельная работа

15.10

20.10

22

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Детство».

1

21.10

23

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал».

1

22.10

24-25

А.П. Чехов «Мальчики».

2

27.10

28.10

26

Обобщающий урок.

1

29.10

Поэтическая тетрадь (8 ч)

27

Знакомство с названием раздела.

Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

1

10.11

28

А.А. Фет «Весенний дождь», «Ба-бочка».  

1

11.11

29

Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..».  

1

12.11

30

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

1

внешний

текущий

фронтальный

чтение наизусть

17.11

31

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».  

1

18.11

32

И.А. Бунин «Листопад».

1

19.11

33

Обобщающий урок.

1

внешний

тематический фронтальный

самостоятельная работа

24.11

34

РСМ «В глубь веков».

1

25.11

Литературные сказки (11 ч)

35

Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в таба-керке».

1

26.11

36

В.Ф. Одоевский «Городок в таба-керке».

1

01.12

37-38

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и ро-зе».

2

02.12

03.12

39-40

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

2

внешний

текущий

фронтальный

выразительное чтение

08.12

09.12

41-43

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

3

10.12

15.12

16.12

44

Обобщающий урок.

1

внешний

тематический фронтальный

самостоятельная работа

17.12

45

РСМ «В глубь веков».

1

22.12

Делу время – потехе час (7 ч)

46

Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

23.12

47

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

24.12

48

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

29.12

49

Инструктаж по ОТ и ТБ.

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

1

19.01

50

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

1

20.01

51

Обобщающий урок.

1

внешний

тематический фронтальный

самостоятельная работа

21.01

52

РСМ «Гений земли русской».

1

26.01

Страна детства (7 ч)

53

Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1

27.01

54

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1

28.01

55-56

К.Г. Паустовский «Корзина с ело-выми шишками».

2

внешний

текущий

фронтальный

выразительное чтение

02.02

03.02

57

М.М. Зощенко «Ёлка».

1

04.02

58

Обобщающий урок.

1

09.02

59

РСМ «Гений земли русской».

1

10.02

Поэтическая тетрадь (4 ч)

60

Знакомство с названием раздела.

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

1

11.02

61

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

1

16.02

62

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».

1

17.02

63

Устный журнал «Поэтическая тетрадь».

1

внешний

текущий

фронтальный

чтение наизусть

18.02

Природа и мы (11 ч)

64

Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

24.02

65

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

25.02

66-67

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

2

01.03

02.03

68-69

М.М. Пришвин «Выскочка».

2

03.03

09.03

70

Е.И. Чарушин «Кабан».

1

10.03

71-72

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

2

15.03

16.03

73

Обобщающий урок. Проект «Природа и мы».

1

внешний

тематический фронтальный

самостоятельная работа

17.03

74

РСМ «Северяне – Победе!».

1

22.03

Поэтическая тетрадь(5 ч)

75

Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

1

23.03

76

С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

1

24.03

77

Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебёдушка».

1

05.04

78

Обобщающий урок.

1

внешний

текущий

фронтальный

чтение наизусть

06.04

79

РСМ «Северяне – Победе».

1

07.04

Родина (5 ч)

80

Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь».

1

12.04

81

С.Д. Дрожжин «Родине».

1

13.04

82

А.В. Жигулин «О, Родина! В неяр-ком блеске…».

1

14.04

83

Обобщающий урок. Проект «Они защищали Родину».

1

внешний

тематический фронтальный

самостоятельная работа

19.04

84

РСМ «Гордость твоя, Поморье!».

1

20.04

Страна «Фантазия» (4 ч)

85

Знакомство с названием раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

21.04

20.04

86

К. Булычёв «Путешествие Алисы».

1

26.04

21.04

87

Путешествие по стране Фантазии.

1

внешний

текущий

фронтальный

выразительное

чтение

27.04

26.04

88

РСМ «Имён прекрасное созвездье».

1

28.04

27.04

Зарубежная литература (14 ч)

89

Знакомство с названием раздела. Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

03.05

28.04

90-91

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

2

04.05

05.05

03.05

04.05

92

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

внешний

тематический фронтальный

самостоятельная работа

10.05

05.05

93

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

1

11.05

10.05

94

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.

1

12.05

11.05

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.

1

17.05

12.05

96-97

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

2

18.05

19.05

13.05

17.05

98-99

С. Лагерлеф «Святая ночь»

2

24.05

25.05

18.05

19.05

100-101

С. Лагерлеф «В Назарете».

2

26.05

24.05

25.05

102

Обобщающий урок «Литературные тайны».

1

26.05


Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Игнатьева Т. В. Контрольные тексты для проверки техники чтения: 1-4 кл./ Т. В Игнатьева-М.: ООО « Издательство АСТ», 2002.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. Часть 1,2. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс /Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2015.
  4. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. – М.:ВАКО, 2014.
  5. «Морянка»: Рабочая тетрадь для 4 –х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой-Архангельск, 2015.
  6. «Морянка»: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/науч. ред. Э.И. Николаева, сост. отв. ред. И.Ф. Полякова-Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010.
  7. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы / авт.-сост.Е.А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов, Архангельск, 2011.
  9. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 кл.: Методическое пособие/ А.А. Плешаков и др. – М.: Просвещение, 2011.

Для учащихся:

  1. Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников/науч. Ред. Э.И. Николаева, отв. Ред. И сост. Е.В. Михайленко-Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. Часть 1,2. – М.: Просвещение, 2014.
  3. «Морянка»: Рабочая тетрадь для 4 –х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой-Архангельск, 2015.
  4. «Морянка»: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/науч. ред. Э.И. Николаева, сост. отв. ред. И.Ф. Полякова-Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010.
  5. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс (Диск CD-ROM), И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...