Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе
рабочая программа (3 класс) на тему

Хлебникова Оксана Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_issledovatel_3.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и  на основе методики и программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Количество часов по программе на год – 34 ч.

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в неделю по учебному плану – 1 ч.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

        Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

       Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

- развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Юный исследователь» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс – 33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 34 ч (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания  курса

Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Курс «Я  исследователь» будет одной из таких форм.

       Программа  курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами:

1) они направлены на достижение конкретных целей;

2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных

действий;

3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным

началом и концом;

4) все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Предметные  результаты

освоения курса

В результате изучения курса «Юный исследователь»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Содержание

      Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над исследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор исследования.

5. Работа над исследованием.

6. Презентация результата.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие результаты  возможно достичь по итогам изучения темы.

 Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.  При выполнении исследования используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе других ребят.

  Каждая работа должна быть доведена до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

3 класс (34 ч)

Содержание тем

1.  Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях (2 часа).

Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос.

2.   Структура  и  содержание учебно-исследовательской деятельности (2 часа).

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».

3.  План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования (2 часа).

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.

4. Основные источники получения информации (3 часа).

Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

5.  Оформление списка литературы и использованных электронных источников (1 час).

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

 6. Методы исследования. Мыслительные операции (1 час).

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов (1 час).

Практика: письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».

8. Оформление работы. Подготовка доклада (2 часа).

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

9.  Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point  (2 часа).

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft  Power Point . Презентация «Моя мама».

10. Тематические учебные исследования (17 часов).

•     исследование числа - 1 час;

•     исследование суммы, произведения - 1 час;

•     исследование «Лексическое значение слов» - 1 час;

•     исследование «Орфограммы в корне слова» - 1 час;

•     исследование «Соединительные гласные в сложных словах» - 1 час;

•     мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» - 2 часа;

•     исследование «Вода - источник жизни». Конференция - 2 часа;

•     исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» - 2 часа;

•     исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» - 2 часа;

•     исследование «Труд в моей семье» - 1 час;

•     вредные  и  полезные  привычки.  Театрализованное  представление « Вредные привычки» - 2 часа;

•     игра-викторина «Путешествие в страну Знаний» - 1 час.

11. Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год (1 час).


Календарно-тематическое планирование

Плановые сроки прохож

дения

Скорректи

рованные сроки прохож

дения

№ урока

Наименование разделов и тем

01.09-04.09

1.

Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях.

07.09-11.09

2.

Науки, которые нас окружают. Что я думаю

своих о способностях. 

14.09-18.09

3.

 Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. 

21.09-25.09

4.

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. 

28.10-02.10

5.

План работы над учебным исследованием.

 

05.10-09.10

6.

Объект, предмет и гипотеза исследования. 

12.10-16.10

7.

Основные источники получения информации. 

19.10-23.10

8.

Основные источники получения информации. 

26.10-30.10

9.

Основные источники получения информации. 

09.11-13.11

10.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

16.11-20.11

11.

Методы исследования. Мыслительные операции.

23.11-27.11

12.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

30.11-04.12

13.

Оформление работы.

07.12-11.12

14.

Подготовка доклада.

14.12-18.12

15.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с программой Microsoft  Power Point. 

21.12-25.12

16.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с программой Microsoft  Power Point 

11.01-15.01

17.

Исследование числа.

18.01-22.01

18.

Исследование суммы, произведения.

25.01-29.01

19.

Исследование «Лексическое значение слов».

01.02-05.02

20.

Исследование «Орфограммы в корне слова».

08.02-12.02

21.

Исследование «Соединительные гласные в сложных словах».

15.02-19.02

22.

Исследование «Герои мифов Древней Греции».

22.02-26.02

23.

Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции».

29.02-04.03

24.

Исследование «Вода - источник жизни». Конференция.

07.03-11.03

25.

Исследование «Вода - источник жизни». Конференция.

14.03-18.03

26.

Исследование названий географических объектов.

31.03-08.04

27.

Исследование « Родная улица моя».

11.04-15.04

28.

Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны».

18.04-22.04

29.

Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны».

25.04-29.04

30.

Исследование «Труд в моей семье».

02.05-06.05

31.

Исследование «Вредные  и  полезные  привычки».  

09.05-13.05

32.

Театрализованное  представление «Вредные привычки».

16.05-20.05

33.

Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний».

23.05-27.05

34.

Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год.


Материально-техническое обеспечение

  1. А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. –Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2015.
  2. А.И.Савенков. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008.
  3. М.В.Дубова.  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.: БАЛЛАС, 2008
  4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина.  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М.: БАЛЛАС, 2008.
  5. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  6. Интернет  - ресурсы
  7. Мультимедийный проектор, ноутбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...