Справочная литература. Энциклопедии.
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Двинянина Лариса Валерьевна

Урок информационной грамотности в 3 классе. Проводится совместно с библиотекарем школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravochnaya_literatura.entsiklopedii.docx25.25 КБ
Файл entsiklopedii.pptx116.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «Справочная литература: энциклопедии»

Урок информационной грамотности в 3 классе

Двинянина Лариса Валерьевна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Чита  Забайкальский край

Эл.адрес: dvinyanina70@mail.ru

Описание: урок информационной грамотности в 3 классе проводится совместно со школьным библиотекарем. Это второй урок в блоке уроков «Справочная литература». На первом уроке учащиеся знакомились со словарями. Тема следующего урока «Справочники».

На уроке применялось проблемно-диалогическое обучение и приёмы технологии развития критического мышления.

Цель:создать  благоприятные условия для работы с энциклопедией как источником информации.

Ожидаемые результаты:

Предметные: учить самостоятельному поиску и выбору нужной информации.

Метапредметные:

Личностные: самоопределение; способность к самооценке;  развитие мотивации к учению

Регулятивные: прогнозирование темы урока;  целеполагание

Познавательные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;  анализ объектов с целью выделения признаков; находить ответы на вопросы в тексте

Коммуникативные: строить взаимодействие с одноклассниками, учиться строить речевое высказывание в устной форме.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: технология проблемного диалога, ТРКМ

Оборудование: - компьютер, проектор, презентация;

- книжная выставка – различные энциклопедии;

- обязательные для урока энциклопедии и словари: -для каждой группы –

Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся нач.классов/Под ред. Т.Г.Рамзаевой.- М.: Просвещение, 1989

Грушников П.А. Орфографический словарик.- М.: Просвещение,1993

Брукс Ф., Чандлер Ф., Кларк Ф. Новая детская энциклопедия /М.: ООО «Издательство «Росмэн - пресс»,2005

Иллюстрированная энциклопедия школьника / пер. Чуткова С., М.: АСТ: Астрель,2012

-для работы с классом –

Словарь синонимов, антонимов и омонимов. / сост.Т.В.Зеркальная, М.: Эксмо,2013

Никольский М.В. Техника.-М.: Росмэн-пресс,2013

Степанова Т.В. Страны и континенты.-М.: Росмэн-пресс,2013

Рысакова И.В.-М.: Росмэн-пресс,2013

Литература: Я бы книжечку нашел – пусть меня научат! Уроки информационной грамотности / сост. А. М.Павлова; МУК «Городские библиотеки», центральная детская библиотека им. В. В. Бианки. – Великий Новгород, 2007.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение к деятельности.

1. Приветствие гостей

- Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте их.

- У нас в гостях и наш библиотекарь. Поприветствуйте Галину Геннадьевну.

2. Настрой на урок.

- Не будем терять ни минуты, начнём.

Приветствие гостей.

Мы доброжелательны.

Мы активны.

Мы многое умеем.

Всё у нас получится.

II. Актуализация опорных знаний и фиксация затрудне-ний в деятельности.

1.Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке информационной грамотности мы начали знакомиться со справочной литературой. Какой?

- Какое  домашнее задание вам было дано?

- Послушаем лучшие варианты.

2. Разгадывание кроссворда

- Предлагаю вам разгадать кроссворд. Если потребуется справочная литература, можете ею пользоваться.

  1. Синоним слова «конница»
  2. «Сердце машины»
  3. Космодром в Казахстане
  4. Зебра – это дикая африканская…
  5. Одного из длинношеих гигантов называют «пле-чистый ящер». Что это за динозавр?

- Итак, из всего кроссворда вам удалось отгадать только 2 слова.

-У вас на столах есть справочная литература – словари, энциклопедии, но вы не нашли ответы на вопросы. Почему?

- Знакомились со словарями.

- Написать синквейн «Словарь» и определить лучший в группе.

* Выступление представителей групп.

*Презентация. Слайд1

1.Словарь синонимов, с.41 – кавалерия.    Слайд 2

4.Толковый словарик, с.23 – лошадь.        Слайд 3

- Мы не умеем пользоваться энциклопедиями.

III. Постановка темы урока, цели деятельности.

- Значит, тема урока…

- Какую цель вы поставите на урок?

- На какие вопросы вам будет интересно найти ответы?

- С помощью чего и кого можно найти эту информацию?

-Какой способ выберете?

- Энциклопедии.

- Учиться работать с энциклопедиями.

-Как устроена энциклопедия?

- Как найти ответ на вопрос?

- Интернет, спросить у взрослых, библиотека и т.п.

- Спросим у библиотекаря.

IV. Открытие нового знания

* Работа класса со школьным библиотекарем.

В ходе работы учащиеся:

- узнают что такое энциклопе-дии;

- чем они отличаются от другой справочной литературы;

- знакомятся с указателями, содержанием;

- учатся находить нужную информацию.

Физминутка «Упражнение на 16»

*Выполняют работу согласно указаниям библиотекаря.

*Выполняется комплекс упражнений

V. Первичное закрепление во внешней речи.

- Вернёмся к нашему кроссворду.

Попробуйте, используя различные энциклопедии разгадать его.

2. «Сердце машины». В какой энциклопедии мы можем найти такую информацию?

3. Космодром в Казахстане.

5.Длинношеий динозавр – «пле-чистый ящер»

Физминутка «Упражнения для глаз»

- Энциклопедия «Техника»

Содержание с.2 -  статья «Сердце машины» - с.8 – это двигатель.

                    Слайд 4

- Энциклопедия «Страны и континенты» - Указатель с.94 – Казахстан с.26-27 – иллюстрация – Байконур         Слайд 5

- Энциклопедия «Динозавры»

Содержание – «Длинношеии гиганты» - с.48 – брахиозавр

                Слайд 6

*Выполнение упражнений для глаз.

VI. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

1.Самостоятельная работа в группах

Задание для групп: - Найти в двух энциклопедиях ответы на вопросы.  Запишите, в какой энциклопедии вы нашли ответ, укажите страницу.

1) Я люблю читать о животных. Где я могу прочесть о дельфинах?

о черепахах?

2) Ещё я люблю читать про самолёты. Где можно найти информацию о них?

       3) Интересно, как выглядит Боинг-747?

       4) И про подводные лодки хотелось бы узнать. Что  у них  внутри? Где найти такую картинку?

       5) Мне интересно читать всё о человеке.  Хочу узнать, что происходит с проглоченной пищей?

2. Проверка по образцу.

Сверяем свои ответы с образцом на слайде. 

*Работа в группах по поиску информации.

Н -  Новая детская энциклопедия

И - Иллюстрированная энциклопедия школьника

Слайд 7

Слайд 8

*Проверяют правильность выполнения.

VII. Рефлексия

1.Рефлексия

- Итак, вы сегодня знакомились с энциклопедиями. Вспомните, какую цель мы ставили вначале урока?

- Выполнили её.

- Где и когда вам пригодятся полученные на уроке знания?

2. Домашнее задание

- Составить синквейн «Энциклопедия»

   Спасибо за работу!

- Учиться работать с энциклопедиями.

-Да.

*Ответы детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5

Слайд 2

1 К 2 А В 3 А 4 Л Е Р 5 И Я

Слайд 3

1 К 2 А В 3 А 4 Л О Ш А Д Ь Е Р 5 И Я

Слайд 4

1 К 2 Д В И Г А Т Е Л Ь В 3 А 4 Л О Ш А Д Ь Е Р 5 И Я

Слайд 5

1 К 2 Д В И Г А Т Е Л Ь В 3 Б А Й К А Н У Р 4 Л О Ш А Д Ь Е Р 5 И Я

Слайд 6

1 К 2 Д В И Г А Т Е Л Ь В 3 Б А Й К А Н У Р 4 Л О Ш А Д Ь Е Р 5 Б Р А Х И О З А В Р Я

Слайд 7

Я люблю читать о животных. Где я могу прочесть о дельфинах? о черепахах? Ещё я люблю читать про самолёты. Где можно найти информацию о них? 3. Интересно, как выглядит Боинг-747? 4.И про подводные лодки хотелось бы узнать. Что у них внутри? Где найти такую картинку? 5 . Мне интересно читать всё о человеке. Хочу у знать, что происходит с проглоченной пищей?

Слайд 8

Я люблю читать о животных. Где я могу прочесть о дельфинах? И с.150-151,Н с.88-89 о черепахах? И с. 122,126 Ещё я люблю читать про самолёты. Где можно найти информацию о них? Н с.240-241 3. Интересно, как выглядит Боинг-747? И с.290-293 4.И про подводные лодки хотелось бы узнать. Что у них внутри? Где найти такую картинку? И с.281, Н с.244 5 . Мне интересно читать всё о человеке. Хочу у знать, что происходит с проглоченной пищей? И с.104


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»

Выступление на Межрегиональном семинаре учителей г. Саранск 2010г. по авторской программе для 2 класса "Энциклопедия дружбы" совместно с психологим гимназии....

Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС

Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"...

Презентация по теме"Справочная литература"

В данной работе представлена краткая информация о том  "Что такое справочная литература?  и Какая она бывает?...

Мастер-класс: Урок информационной грамотности "Научно-познавательная и справочная литература"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиМастер-класс: Урок информационной грамотности «Научно-познавательная и справочная литература&raqu...

Урок литературного чтения во 2 классе «Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей». (УМК «Перспектива»)

Урок литературного чтения во 2 классе «Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей». (УМК «Перспектива»)...