История становления и развития дополнительного образования
статья (4 класс) на тему

История становления и развития дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Колесникова Л. Н.,

студентка группы 160-зо

Внешкольное образование России возникло и устойчиво развивалось с 60-х годов XIX века.

Начиная с 20-х годов XX века внешкольное образование постепенно трансформировалось в государственную систему дополнительного образования.                                                                                        

С 60-х гг XIX века в Курской губернии, как и в российской провинции в целом, наметилась тенденция к широкому распространению внешкольного образования.  Это явление социокультурной жизни для населения Курской губернии было закономерным в связи с естественным стремлением народа к преодолению неграмотности и повышению своего культурного уровня

Учреждения внешкольного образования в Курской губернии включали в себя практически весь спектр просветительных учреждений воскресные школы, народные чтения, народные библиотеки и читальни, книжные склады, повторительные курсы для взрослых и пр. Эти организации сплачивали вокруг себя все интеллектуальные слои курского общества и занимались не только общественно-просветительной, но и научно-исследовательской деятельностью, оказывая помощь сельской интеллигенции в деле распространения учреждений внешкольного образования.

Самым активным учреждением, занимавшимся внешкольным образованием, было «Общество содействия начальному образованию в Курской губернии», созданное в 1898 году Кроме того, в Курской губернии активно действовали воскресные школы, библиотеки и читальни (например, Курская Семеновская и Пушкинская библиотеки, Белгородская, Фатежская и др), книжные склады, повторительные курсы для взрослых, религиозно-просветительные общества (Епархиальное братство преподобного Феодосия Печерского и т п), попечительства о народной трезвости, учительские и педагогические организации (Курское учительское общество, Педагогическое общество и др). Очень перспективными в плане внешкольного образования можно считать Народные дома, которые, к сожалению, не получили широкого распространения на территории Курской губернии (имеются данные о трех действовавших Народных домах - в Курске, Судже, Льгове и одном строящемся в Курске) из-за нехватки денег на их строительство и содержание. Таким образом, диапазон деятельности учреждений внешкольного образования Курской губернии был широк и принимал самые различные формы и направления Общее число организационных форм внешкольного образования по России постоянно росло. Если к началу 90-х гг XIX в., по данным одного из исследователей этого периода Я Абрамова, было всего около двух десятков просветительных обществ, то к 1907 г., по списку, составленному В. И. Чарнолусским, их насчитывалось уже более 200, что свидетельствует о большой их популярности среди населения.

С 60-х гг XIX в до 1917 г организацию внешкольного образования в Курской губернии осуществляли добровольные благотворительные общества, состоявшие в основном из местной интеллигенции Их деятельность, на первом этапе была направлена на повышение грамотности населения. Затем общества обратились также к организации культурного досуга народа.        

Начиная с 20-х годов XX века, внешкольное образование постепенно трансформировалось в государственную систему дополнительного образования.    

 С образованием в 1954 году Белгородской области исторически взаимосвязанные регионы России в социально-экономическом отношении развивались неодинаково. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства на промышленной основе в Белгородской области привели к социально-демографическим изменениям, одним их которых, стало увеличение численности детей школьного возраста в городах и рабочих поселках. Удовлетворение детских интересов и потребностей во внеучебное время и, в то же время, рост правонарушений в подростковой среде ставил перед необходимостью партийно-государственные структуры, российские государственные структуры заниматься проблемой организации детского досуга. Вероятно, эти причины повлияли на развитие сети внешкольного образования.

Уникальная сфера внешкольного образования в виде Дворцов и Домов пионеров и школьников, станций юных техников, юных натуралистов, юных туристов, детских парков и клубов, комнат школьника, детско-юношеских спортивных, музыкальных  и художественных школ 80-х годов включала в себя кружковую и секционную деятельность детей и подростков за пределами программ общеобразовательной школы и обеспечивало содержательный культурный досуг.

Заданные государством виды внешкольных учреждений развивались в крупных городах - Белгороде, Губкине, Старом Осколе, - а так же во всех районных центрах.  В 1985 Белгородской области было 230 внешкольных учрежденьях занималось 81,9 тыс. детей (9). Сфера внешкольного образования развивалась и сельской местности. Однако в 1990 годах по экономическим причинам происходило ее сокращение. Тем не менее, сравнительный анализ в деле внешкольного показал, что в 1998 г. Белгородская область находились среди 43 регионов страны, превышавших охват от общего числа учащихся детей дополнительным образованием. Если среднефедеральный показатель равнялся 38,7 процентам, то в Белгородской области он составлял 52,3 процента.  На 1 января 2000 г. 224  учреждения Белгородской области посещали 176,6 тыс. школьников, то есть 81,1 процент                                                                                                                                                                        

До 1990-х годов в Белгородской области, как и по всей стране, существовала единая структура внешкольных учреждений с одинаковой по содержанию деятельностью. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. разрешил территориальным органам управления образованием и культуры Белгородской областей приступить к созданию на базе сети детских внешкольных учреждений, на основе кадрового и программно-методического потенциала, традиций и опыта внешкольного воспитания, к созданию системы дополнительного образования детей,

Новизна Закона состояла в том, что законодатель не только ввел новый термин «дополнительное образование», но и дал правовое обоснование для переустройства сферы внешкольного воспитания в иную подсистему российского образования. Новым явлением стала реализация дополнительного образования детей не только в разнообразных муниципальных государственных учреждениях, но и в негосударственных образовательных учреждениях.

Следует отметить, что дополнительное образование детей сохранило свою внешкольную сущность, ибо оно, отвлекает их от интересов, не связанных с учебной деятельностью и, по-прежнему, заполняет свободное время учащихся, приобщает к культурному досугу.

Сегодня дополнительное образование, как правопреемник внешкольного образования, находится в состоянии развития. Оно оказывает существенное влияние на формирование воспитывающей среды и воспитательного пространства современного общества. Дополнительное образование является одним из важнейших ресурсов формирования духовно-нравственных, интеллектуальных, творческих основ личности.

Список литературы:

  1. Абрамов, Я.В. Хроника народного образования. Педагогическая хроника Текст. /Я.В. Абрамов. // Русская школа. 1902. - №7-8. - С. 43,108.  
  2. Акимов, В. Деятельность Курского земства по народному образованию Текст. / В. Акимов. // Журнал Министерства народного просвещения. -1910. № 9-11 (Ч. 26, сент. - С. 241-275; Ч. 27, окт. - С. 1-43; нояб. -С. 141-184).
  3. Алчевская, Х.Д. Хроника воскресных школ Текст. / Х.Д. Алчевская, М.Н. Салтыкова. // Русская школа. 1905. -№ 12. - С. 45-46.                                                                                                        
  4. Булкин, А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Текст. /А.П. Булкин. Дубна, 2001. - 267 с.                                                                                                    
  5. Звягинцев Е.А. Из хроники народного образования Текст. / Е.А.

Звягинцев. // Вестник воспитания. 1915. - № 5. - С.57-81.

  1. История отечественного образования (IX-XIX вв.): Учебное пособие. Текст. / Под общ. ред. Д.М. Забродина. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2002. - 207 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...

Презентация к классному часу "Становление и развитие школьного образования на Руси"

Презентацию можно использовать при проведении классного часа об истории развития школьного образования на Руси. Дети узнают, что и как изучали их сверсники в прошлом. Какие были школы на Руси....

Классный час для 3 - 4 классов "Мы живем в Российском государстве" об истории становления и развития символов государства и конституции

Об истории становления Российского государства, символах нашего государства и Российской конституциии....

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...

История становления и развития начального образования на Смоленщине

В современных условиях реформирования российской системы образования значительно повышается необходимость изучения отечественной истории, так как знание опыта предшественников — одно из условий ...

"Из истории становления образования лиц с проблемами в развитии."

Реферат по инклюзивному образованию на тему "Из истории становления образования лиц с проблемами в развитии."...