Развитие коммуникативных умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
статья

Кутенева Ольга Владимировна

Формирование коммуникативных умений является одной из приоритетных задач школы.

В  данной статье Вы познакомитесь с классификацией коммуникативных умений, особенностями их формирование и приемами развития коммуникативных умений как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_umeniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД), прописанных в Стандарте,  коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Личностные результаты освоения  образовательной программы основного общего образования должны отражать  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебной,  творческой и других видов деятельности.

Развитие коммуникативных умений в младшем школьном возрасте имеет большое значение в связи с необходимостью успешного включения ребенка в процесс общения на более поздних возрастных этапах. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте он не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Поэтому немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативных умений.

Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, предложены  различные классификации и способы их формирования (Бодалев А. А., Андреева Г. М., Мунирова Л. Р., Бушуева Г. М. и др.).  

В своей работе по развитию коммуникативных умений мы опирались на классификацию данных умений, предложенную Галиной Михайловной  Бушуевой [1].  Г.М. Бушуева предлагает следующую структуру коммуникативных умений детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста:

  • информационно-коммуникативные умения;
  • регуляционно-коммуникативные умения;
  • аффективно-коммуникативные умения.

Данная структура Г. М. Бушуевой была положена в основу нашей работы, направленной на развитие каждого из структурных компонентов коммуникативных умений, так как она охватывает широкий спектр умений, необходимых для продуктивного взаимодействия между субъектами.

Перечислим приёмы, которые можно использовать для развития коммуникативных умений, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Начинать занятия или день в целом можно с приема «Доброе слово». Дети, повернувшись друг к другу, по цепочке желают друг другу что-то хорошее, начиная фразу словами «Я желаю тебе…». Этот приём даёт возможность создать комфортную атмосферу на занятии.

Далее работаем со стихотворением Е. Тарковской “Где овечка без хвоста?” После того, как ребята ознакомились с текстом, проводим беседу. Учитель в процессе беседы вместе с детьми делает вывод о значении речи в жизни человека, развивая тем самым, информационно-коммуникативные умения у детей.

Следующий приём направлен также  на формирование информационно-коммуникативных умений, то есть умений понимать смысл общения и необходимость ситуаций общения.  Ребята делятся на  группы. Им выдаются картинки, где изображены ситуации общения, в которых участники довольны общением, и ситуации, где люди грустят в одиночестве. Детям предлагается раскрасить только те картинки, где участники довольны общением. По окончании подводится итог о смысле общения в жизни человека.

Для развития аффективно-коммуникативных умений (умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера) можно использовать приём «Угадай эмоцию». На столах у детей тексты -  «Пуськи бятые». Ребята выбирают наугад себе бумажку, на которой написано то настроение, с которым нужно прочитать текст. А остальные должны угадать это настроение.

Стоит отметить, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества  формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает результативность становления коммуникативной компетентности учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования коммуникативных умений. Следовательно, учителям необходимо уделять большое внимание формированию регуляционно – коммуникативных умений - работе в группе, где дети смогут под контролем учителя овладеть навыками совместной работы, распределить роли и научиться договариваться, адекватно реагируя по ведение других членов группы. Например, в этом сможет помочь следующее задание. На группу раздаётся стихотворение С. Маршака «Урок вежливости» и табличка. Детям предлагается в один столбик таблички выписать правила поведения для медведя из стихотворения, а во второй столбец записать аналогичные правила для человека. В конце упражнения необходимо подвести итог о необходимости правил вежливости и особенностях работы в группе: что легко делать вместе, что трудно и каковы впечатления детей от групповой работы.

В общении важно не только то, что сказать и как выразить свою мысль, но и умение передать свои мысли на невербальном уровне. Поэтому для успешного взаимодействия необходимо развивать у детей и стороны невербального общения. Для этого может служить следующий приём. Игра «Крокодил». Каждая команда получает бумажку, на которой написано либо одно слово, либо фраза из песни, либо поговорка (в зависимости от возраста группы). Команде после небольшой подготовки необходимо показать то, что написано в задании, используя только мимику и жесты, без слов. Остальные группы должны угадать, что какую фразу или слово изобразила группа. Можно использовать следующие поговорки и пословицы:

  • Слезами горю не поможешь;
  • Битый небитого везет;
  • Глаза боятся, а руки делают и т.д.

Завершается упражнение обсуждением сложностей невербального общения и его значением в жизни человека.

В статье мы постарались рассмотреть приёмы для развития  коммуникативных умений из каждой группы умений, предложенных Г. М. Бушуевой. Но стоит отметить, что развитие коммуникативных умений у младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности будет эффективно только при соблюдении следующих условий:

  • системном целенаправленном развитии  информационно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных и регуляционно-коммуникативных умений;
  • выделении четкой структуры формируемых умений;
  • отборе учебных предметов и занятий внеурочной деятельности, способствующих развитию коммуникативных умений.

Используемая литература

  1. Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук. - Калининград, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Презентация на тему "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

Методические рекомендации «Духовно- нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »

Данные методические рекомендации посвящены проблемам духовно- нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Материалы, представленные в методических рекоме...