Программа кружка "Умелые руки"
рабочая программа по теме

Усачёва Ольга Валериевна

Программа кружка "Умелые руки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_umelye_ruki.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

«Центр образования №4»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

МБОО «Центр образования №4»

Протокол педагогического совета МБОО

«ЦО №4» №___ от «___» _________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОО «ЦО №4»

_______________________ Зуева О. А.

«____» _________________ 2014г.

Приказ № ____ по МБОО «ЦО №4»

от «____» _________________ 2014г.

Рабочая программа кружка

«Умелые руки»

Составитель: Усачёва Ольга Валериевна

 

г. Донской

2014 г.

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, этого явно недостаточно для развития детского творчества. В третьем и четвертом классах на изучение курса «Технология»  отводится  2 часа в неделю. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 1 часа в неделю.


       Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства,  с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели кружковой работы:

  • Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
  • Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
  • Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

Задачи кружковой работы:

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  • учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
  • учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Вводная беседа (1 час).

Работа с бумагой и картоном (5 часов).

  • Знакомство с профессией дизайнера.
  • Изготовление игрушек-сувениров.
  • Мозаика
  • Аппликация по желанию детей

Работа с тканью, мехом (8 часов).

  • Из истории мягкой игрушки.
  • Знакомство с профессией портной.
  • Знакомство со швами «козлик», «узелок».
  • Шитье мягкой игрушки.
  • Изготовление настенного кармашка для мелочей.
  • Изготовление сувениров из меха.

Работа с солёным тестом (6 часов).

  • Беседа   об истории создания изделий из теста
  • Замешивание теста
  • Изготовление поделок на плоскости (подковы, рамки для фотографий, декоративное украшение тарелок)
  • Изготовление объёмных поделок (неваляшка, ваза для цветов)

Работа с бисером (10 часов).

  • Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения. Плетение животных из бисера (бабочки, стрекозки, божьи коровки)
  • Плетение колец и браслетов – «фенечек» из бисера.

Работа с  бросовым материалом (3часа).

  • Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки)

Подведение итогов (1 час).

К концу учебного года обучения учащиеся должны знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
  • применение пастели и бисера в окружающем мире.

К концу 2  года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
  • изготовлять изделия из бисера.

Методические рекомендации по проведению занятий

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Использованная литература

  • А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
  • Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
  • Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  • Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
  • С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  • А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
  • М.А.Гусакова “Аппликация”
  • М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  • Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  • 10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
  • 11.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”
  • М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  • Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
  • Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  • Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  • Н.М.Конышева “Умелые руки”
  • Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Умелые руки" для младшего школьного возраста

Программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований ФГОС для детей младшего школьного возраста. Автор: Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова .4 года обучения.Пояснительная записка.Результаты изуче...

Программа Умелые руки

Программа внеурочной дятельности "Умелые руки" составлена для детей 1 класса. Направленность программы – художественно-эстетическая....

Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Дополнительная образовательная программа "Умелые руки"

Программа кружка "Умелые руки", возраст детей 7-8 лет....

Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...

Календарно - тематическое планирование по технологии для 3 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.

Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...

Календарно - тематическое планирование по технологии для 4 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.

Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...