Эссе социального педагога
статья на тему

Малагина Марина Анатольевна

Размышление о выбранной профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Эссе социального педагога.

                    Не спеша и с удовольствием, я иду по знакомой дороге. Мимо меня проходят люди, которые знают, как и зачем они живут. Вот обогнали меня дети, спешащие на занятия в школу. А куда иду я… Я иду на работу в социальный приют, я иду к детям, которые в данное время лишены родительского попечения. Вот уже почти 17 лет я с ними. Сначала работала воспитателем, а теперь – социальным педагогом. Я – разная, дети – разные, жизнь тоже разная. Постоянна только роль социального педагога. Я – воспитатель и учитель, артист и художник, врач детских душ, и, конечно же, я – мама. Мне хватает сил быть сразу всем, потому что я люблю делать то, что делаю, и тех, для кого делаю. Порой очень сложно понять маленького человечка, найти путь к его сердцу. А нужно всего лишь протянуть руку, распахнуть душу, а ещё, никогда не бояться оставаться ребёнком, прыгать вместе с ним от радости и восклицать от удовольствия. Я – социальный педагог. Могу сказать, что выбор моего профессионального пути был однозначен ещё с детства. В детстве я любила усаживать кукол в ряд и учила их читать, а на улице мне нравилось играть с малышами! Я была нянькой почти всем соседским ребятишкам. А после школы вечерами у нас дома часто собирались одноклассники-мальчишки, которым обязательно нужно было помочь с выполнением домашнего задания, а кто и просто приходил узнать, что задано. Переживая за подругу, которой никак не давались гуманитарные науки, я, по собственной инициативе, старалась подтянуть её по русскому языку и литературе, повторяя уроки нашей учительницы. Я очень любила приводить домой бездомных собак и кошек, кормила их и отпускала. По окончании школы я уехала в другой город, чтобы поступить в педагогическое училище на преподавателя начальных классов. После окончания училища проработала в школе 7 лет и ушла в детский приют – мир сложный, сплошь состоящий из детских переживаний и горя. Это мир законов, которые нельзя нарушать. Главной целью моей работы является: социальная защита моих воспитанников, их развитие, воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям. Чтобы добиться выполнения этих целей, надо хорошо знать своих воспитанников, их здоровье, их интересы, отношения с семьёй, с товарищами, с окружением. Такое знание помогает понять истоки трудностей, которые возникают в воспитании детей, помогает следить за ростом моих воспитанников в умственном, духовном, нравственном плане, вносить коррективы в уровень их воспитанности. Работа с родителями предполагает определённые трудности в следствии занятости, а чаще в нежелании родителей признавать ошибки своего воспитания. Но эта работа дает свои результаты: родители начинают прислушиваться к моим советам и рекомендациям, понимать, идти охотнее на контакт. Считаю, что социальный педагог — необходимый человек для работы в детском приюте. Именно социальный педагог должен помочь ребёнку понять себя и поверить в свои силы, создать ситуацию успеха. Работа социального педагога не даёт быстрых результатов, её эффект нельзя просчитать, но если хотя бы один бывший «трудный ребёнок» придёт через много лет и скажет, что благодаря социальному педагогу он стал человеком, то можно будет сказать, что работают социальные педагоги не напрасно! Жизнь меняется, меняемся и мы. Но наши мысли всегда должны оставаться только несущими добро. Социальный педагог-это новый тип педагога. У него новые отношения к ребёнку, новые отношения и ребёнка к педагогу. Социальный педагог решает проблемы ребёнка, не совершая действия, которые во вред подопечному. Социальный педагог объединяет усилия школы и родителей, помогает получить сильную личность, достойную гражданина, который преодолевает трудности, умеет подняться, если упал, у которого есть свой стержень, своё «Я». Сложна и многогранна работа социального педагога. Сколько надо знать, уметь и успеть, чтобы найти подход к каждому воспитаннику, ведь каждый – это личность! Главное – научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок — человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, само реализоваться. Моя цель — увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть. «Молодец!», «Умница!», «Я тобой горжусь!» - эти высказывания укрепляют доверительное отношение. Я считаю, что самое важное в моей профессии — глубокое уважение к личности каждого ребёнка. Бывает и так, что я говорю ребёнку неприятные вещи, могу быть строгой и требовательной, но если ребёнок чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его детских тайн, которые он доверил мне, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность. Социальный педагог должен быть профессионалом. Именно он должен помочь ребёнку понять себя и поверить в свои силы, создавать ситуации успеха. Главную задачу вижу в том, чтобы достучаться до самых сокровенных уголков детской души, помочь каждому поверить в себя. Понять личностные качества, определить уровень жизненных знаний — это значит приоткрыть микромир каждого ребёнка, и только потом определить цель своей работы. Для меня она такая: показать, что даже самый «плохой» ребёнок — в душе талантлив, а может быть, даже гениален. Общение с детьми научило меня очень простому правилу: не казаться хорошей, а быть такой. И, заходя каждый день с улыбкой в приют, я не притворяюсь, мне, в самом деле, радостно видеть лица детей, и дети это знают, они это чувствуют. Любить детей и верить в них — вот те киты, на которых строится общение. Когдачувствуешь отдачу от детей, на душе радостно. В детях столько силы воли преодолевать жизненные удары, что многим взрослым не под силу, главное направить их в нужное русло и помочь им, показать, что они нужны. Работа с детьми, оставшимся без попечения родителей, семьями, попавшими в трудную жизненную ситуации, как и сама профессия социального педагога в целом, требует беспрерывного личностного самоанализа и самоотдачи, вовлекает в бурный водоворот событий, открытий, эмоций, выжимает тебя как лимон, отнимая силы, и дает второе дыхание, вдохновляя на новые свершения, стоит лишь один раз взглянуть в глаза ребёнка, смотрящие на тебя с надеждой и верой! Меня, зачастую, одолевают мысли о том, что я ещё могу сделать для своих подопечных, каким образом я могу повлиять на их микро и макро социум, чтобы жизнь детишек из «трудных» семей стала радужнее. Подобные идеи приходят ко мне даже во сне… Я сделала свой выбор, и мне пришлось пройти нелегкий путь становления личности, самопознания – одно из требований профессии, как, в общем, и наличие здорового чувство юмора. А ещё надо уметь слушать и слышать! Занимать позицию не обвинения, а сопереживания! Понимать, что на современном этапе развития общества трудно быть идеальным родителем! Несмотря на сложность обустройства мира стараться быть самой примером выдержки и терпения, потому что Я – СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ!