Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
методическая разработка (4 класс) на тему

Макеева Любовь Петровна

 

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».             А.И.Савенков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektno_-_issledovatelskoy_raboy.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».             А.И.Савенков

Социальные запросы современного общества направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее умение учиться. Для того, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя программу развития универсальных учебных действий (УУД).

Организация  проектно-исследовательской деятельности в начальной школе -  требование ФГОС, так как  в процессе системно-деятельностного подхода формируются ключевые компетентности учащихся; достигаются личностные и метапредметные  результаты обучения. Проектно-исследовательская деятельность способствует формированию:

личностных УУД 

  • адекватная самооценка;
  • чувство радости от постижения  нового,  гордости за самого себя,  уверенность и позитивное отношение к самому в себе;
  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;
  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне позитивного отношения к школе.

регулятивных УУД: 

  • дети учатся  ставить новые учебные задачи;
  • проявлять  инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно  оценивать правильность выполнения действий и корректировать деятельность.

познавательных УУД: 

  • осуществлять расширенный поиск информации ;
  • строить  рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классификацию;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.

коммуникативных УУД: 

  • умение высказаться; формулировать собственное мнение и позицию;
  • учитывать разные мнения,   приходить к общему решению, сотрудничать;
  • использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монолог, владеть диалогической формой речи.

Приобщение детей к проектно-исследовательской  деятельности в начальной школе  позволяет наиболее полно развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Исследовательская деятельность направлена на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Проектная деятельность направлена на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного другими. 

Формы организации разнообразны исследовательской и проектной деятельности: исследовательские уроки базисного компонента учебного плана; специализированные учебные предметы школьного компонента; элективные курсы; программы дополнительного образования; практическая экспериментальная работа; семинары, научно-практические конференции и конкурсы; групповой исследовательский проект; поход или экспедиция; образовательная экскурсия; профильная смена; детская общественная организация.

Виды ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ:

  • по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
  • по месту проведения: урочные, внеурочные;
  • по времени: кратковременные или долговременные;

по теме: предметные, свободные.  

Как вы уже заметили,  в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы, оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность. Однако принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, “проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи”.

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа, она требует от педагога высокого уровня знаний. Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя. Младшие школьники с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. А для этого учителю необходимо:

  • Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  • Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
  • Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
  • Помнить, что в начальной школе,  у ребят,  наряду с учебной деятельностью, сохраняется игра, в процессе которой происходит активизация  познавательной деятельности учащихся. Поэтому необходимо поэтапно включать проектно-исследовательскую деятельность  в игровую.

    При организации работы также необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

   - интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их   возрастных особенностей и предпочтений;

  - возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

  - помнить, что деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

  - сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание

   Следует отметить что складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком.  учитель не просто передаёт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду.

  • В 4 классе работа выходит на новый уровень. Учащиеся способны самостоятельно осуществлять оформлять исследовательскую работу по выбранной теме, используют различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно.

Рассмотрим процесс реализации проектно - исследовательской деятельности

Этап 1

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне “ученик – ученик”, “ученик – учитель” и т. д.;

– анализ полученных результатов;

– формирование групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

– мониторинг.

Этап 2

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3

Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Этап 4

Оформление результатов,  рецензии научных руководителей.

Этап 5

Итог исследовательской работы – участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.

Отметим, что каждый проект, исследовательская работа достойны  рассмотрения, уважения. Оценка результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должна иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед.  Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники  могут высказывать  оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.

В результате правильно организованной исследовательской работы обучающиеся:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления об объектах и явлениях мира
  • овладеют основами практико-ориентированных знаний
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках, научатся создавать сообщения, готовить  презентации.

             Опыт моей работы системы организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников в нашей школе  можно изобразить с помощью модели:


Система организации проектно-исследовательской деятельности

младших школьников в МОУ СОШ №1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково - исследовательской деятельности младших школьников

Это выступление по обобщению работы с детьми в организации поисково - исследовательской деятельности....

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников

Защита опыта по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников" Резванова О.Н....

Условия организации совместной проектной деятельности младших школьников в воспитательном пространстве школы.

Воспитание гармонически развитой личности, способной взаимодействовать с обществом, приспосабливающей к изменяющимся условиям, а также развитие умения сотрудничества являются основополагающими целями ...

Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"

Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....