Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Михайлова Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва,  «Просвещение», 2009 г.), с грифом «Рекомендовано» МОРФ, Москва  Просвещение 2009г. Программе соответствует учебник А.А.Плешаков«Окружающий мир» для 1 класса  в  двух частях, Москва «Просвещение», 2016 г.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Федеральные нормативные документы

1.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении государственного образовательного стандарта начального общего образования»

3.  «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).

4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" от 29 декабря 2010 г. N 189

Региональные документы

  1. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» от 09.10.2013 года № 413-п.
  2. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О направлении Инструктивно-методического письма об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014-2015 учебном году» от 22.08.2014 года № 10-Исх-7869.

Муниципальные  документы

1. Рекомендации департамента образования Администрации города  «Об основных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса в муниципальном  образовательном учреждении (организации) в 2014-2015 учебном году» от  № 12-15-43-08/14 от 03.06.2014.

Документы образовательного учреждения

1. Календарный учебный график МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева на 2016-2017 учебный год.

2. Учебный план МБОУ СОШ 22 имени Г.Ф. Пономарева на 2016-2017 учебный год.

Общая характеристика учебного курса.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

        Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.

        В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.

        Важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д.

        Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов,растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той илииной экспозиции.

В рамках регионального компонента учебного плана курс « Мы дети природы, краеведение» изучается интегрировано 15 %.

Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится по 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 270  ч: в 1 классе — 66 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 68 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Содержание учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В ходе изучения курса учащиеся научатся:

  • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
  • различать флаг и герб России;
  • узнавать некоторые достопримечательности столицы;
  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
  • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;
  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
  • различать овощи и фрукты;
  • определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
  • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
  • сравнивать реку и море;
  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
  • находить на глобусе холодные и жаркие районы;
  • различать животных холодных и жарких районов;
  • изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
  • различать прошлое, настоящее и будущее;
  • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
  • соотносить времена года и месяцы;
  • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;
  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
  • раздельно собирать мусор в быту;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
  • подбирать одежду для разных случаев;
  • правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
  • правильно переходить улицу;
  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
  • различать виды транспорта;
  • соблюдать правила безопасности в транспорте.

Содержание программы (66ч)

Задавайте вопросы! (3ч)

Задавайте вопросы. Вводный     урок.Наша школа. Экскурсия № 1: Знакомство со школой. Дорога от дома до школы. Экскурсия  № 2: Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? 18 ч

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? 14 ч

Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда? 9 ч

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».  Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? 22 ч

Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология

Наименование разделов и тем

Тема

Основное содержание

Основные виды деятельности

Форма организации учебных занятий

Формы контроля

Задавайте вопросы!

Задавайте вопросы. Вводный     урок.

Наша школа. Экскурсия № 1: Знакомство со школой.

Дорога от дома до школы.

Экскурсия  № 2: Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Учебник, рабочая  тетрадь, окружающий мир, атлас-определитель. Окружающий мир, школа, ученик. Безопасность, дорога, правила, ПДД

Учащиеся осваивают первоначальные умения: задавать вопросы;  вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания  окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке.

Урок

Индивидуальные, групповые, фронтальные

Что и кто?

Что такое Родина?

Что у нас над головой?  

Что у нас под ногами?  

Что общего у разных растений?

Что растёт на подоконнике?

Практическая работа № 1Знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа – определителя.

Что растёт на клумбе?

Что это за листья? Практическая работа № 2  Знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям.Что такое хвоинки?   Сравнительное исследование сосны и ели  (по общему виду хвоинкам и шишкам).

Экскурсия. Сезонные изменения в природе.

Кто такие насекомые?

Кто такие рыбы?

Кто такие птицы?

Кто такие звери?

Что такое зоопарк?

Что нас окружает дома?

Что умеет компьютер?

Практическая работа № 3 Знакомство с компьютером, простейшие  приёмы работы с ним.

Что вокруг нас может быть опасным?

Проверим себя по разделу «Что и кто?»

Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Наш город (село) — часть большой страны.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать, анализировать, классифицировать по группам; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

составлять устный рассказ;  выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);  оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку.

Урок

Индивидуальные, групповые, фронтальные

Как откуда и куда?

Как живет семья? Проект «Моя семья».

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Откуда в наш дом приходит электричество?

Как путешествует письмо?

Куда текут реки?

Практическая работа № 4 Откуда берутся снег и лед?

 Практическая работа № 5 Как живут растения?

Как живут животные?

Практическая работа № 6 Как зимой помочь птицам?

Откуда берется и куда девается мусор?

 Откуда в снежках грязь?

Река и море. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.Роль электричества в быту. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;  рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;  называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;  рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;  оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проектовдети с помощью взрослых учатся:  отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;  интервьюировать членов семьи;  оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;  составлять экспозицию выставки;  оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;   обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;  практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Урок

Индивидуальные, групповые, фронтальные

Где и когда?

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».  

Когда придет суббота?

Когда наступит лето?

Где живут белые медведи?

 Где живут слоны?

Где зимуют птицы?

Когда жили динозавры?

Когда появилась одежда?

Когда изобрели велосипед?

Когда мы станем взрослыми?

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;  называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;  работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Урок

Индивидуальные, групповые, фронтальные

Почему и зачем?

Почему солнце светит днем, а звезды – ночью?

Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер?

Почему звенит звонок?

Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Почему их так назвали?

Зачем мы спим ночью?

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Практическая работа № 7 Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Зачем нам телефон и телевизор?

 Зачем нужны автомобили?

Зачем нужны поезда?

Зачем строят корабли?

зачем строят самолеты?

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

 Зачем люди осваивают космос?

 Почему мы часто слышим слово «экология»?

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.Зачем летают в космос. Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.

Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;  использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие; работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездия; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку; сочинять и рассказывать сказку по рисунку; описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

Урок

Индивидуальные, групповые, фронтальные

Перечень обязательных видов работ

Экскурсии (4ч):

Экскурсия № 1: Знакомство со школой

Экскурсия  № 2: Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути

Экскурсия № 3. Сезонные изменения в природе.

Экскурсия № 4. Сезонные изменения в природе

Практические работы (7ч):

Практическая работа № 1. Знакомство с комнатными растениями.

Практическая работа № 2. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных   деревьев .Сравнительное исследование сосны и ели.

Практическая работа № 3. Знакомство с компьютером, простейшие  приёмы работы с ним.

Практическая работа № 4 Изучение свойств снега и льда.

Практическая работа № 5 Отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями.

Практическая работа № 6  Изготовление простейшей кормушки для птиц.?

Практическая работа № 7 Простейшие правила гигиены.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Печатные пособия:

        - карта полушарий, физическая карта России;

Технические средства обучения:

Оборудование рабочего места учителя:

- классная доска с креплениями для таблиц;

- магнитная доска;

- персональный компьютер с принтером;

- ксерокс;

- мультимедийный проектор;

-экспозиционный экран размером 150x150 см.

Экранно-звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку;

-  мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Учебно-практическое оборудование:

-  простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;

- материалы: бумага (писчая).

Модели:

- модель планеты Земля (глобус);

Оборудование класса:

- ученические столы двухместные с комплектом стульев;

- стол учительский с тумбой;

-  шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;

- настенные доски (полки), стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Учебники:

Рабочая программа реализуется через использование учебно-методического комплекта:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1 класса нач. шк. М.: Просвещение 2016

2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004

3. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл. (ч.1,2)



Предварительный просмотр:

Календарно тематическое планирование


№ п/п

Кол-во часов

Тема

 урока

Дата

Примечания

План

Факт

Задавайте вопросы! - 3 часа

1

Задавайте вопросы. Вводный     урок.

02.09

1

Экскурсия № 1Наша школа.

07.09.

1

Экскурсия  № 2Что у нас на школьном дворе.

09.09

Что и кто? - 18  часов

1

Что общего у разных растений?

14.09

1

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России?

16.09

1

Что мы знаем о Москве?

21.09

1

Проект «Моя малая родина»

23.09

1

Что у нас над головой?  

28.09

1

Что у нас под ногами?  

30.09

Охрана растительности нашего края

1

Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе?

Практическая работа № 1  

05.10

1

Что это за листья? Что такое хвоинки? Практическая работа № 2 

07.10

1

Экскурсия № 3. Сезонные изменения в природе.

Кто такие насекомые?

12.10

Растительный мир Югры

1

Кто такие рыбы?

14.10

Охрана растительности нашего края

1

Кто такие птицы?

19.10

Сезонные изменения в природе Югры

1

Кто такие звери?

21.10

1

Что такое зоопарк?

26.10

1

Что нас окружает дома?

28.10

1

Практическая работа № 3

 Что умеет компьютер?

09.11

Что вокруг нас может быть опасным?

11.11

На что похожа наша планета?

16.11

Проверим себя по разделу «Что и кто?»

18.11

Как откуда и куда? - 14 часов

1

Как живёт семья?

23.11

Культура и быт коренного человека

1

Проект «Моя семья».

25.11

1

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

30.11

Югорская семья.

1

Откуда в наш дом приходит электричество?

02.12

1

Как путешествует письмо?

07.12

1

Куда текут реки?

09.12

1

Практическая работа4

Откуда берутся снег и лёд?

14.12

1

Практическая работа № 5

 Как живут растения?

16.12

1

Как живут животные?

21.12

1

Практическая работа № 6

 Как помочь птицам зимой?

23.12

Искусное мастерство северян.

1

Откуда берётся и куда девается мусор?

28.12

1

Откуда в снежках берётся грязь?

13.01.17

1

Обобщение по разделу Как откуда и куда? -

18.01

1

Проверим себя

20.01

Где и когда? - 9 часов

1

Когда учиться интересно?

25.01

1

Проект «Мой класс и моя школа

27.01

Кто живёт в Югре.

1

Когда придёт суббота?

01.02

.

1

Когда наступит лето?

03.02

1

Где живут белые медведи? Где живут слоны?

15.02

1

Где зимуют птицы?

17.02

Кухня народов Севера

1

Когда появилась одежда?

Когда изобрели велосипед?

22.02

1

Когда мы станем взрослыми?

01.03

1

Проверим себя

03.03

Почему и зачем? - 22 часа

1

Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?

10.03

1

Почему Луна бывает разной?

15.03

1

Почему  идёт дождь и дует  ветер?

17.03

1

Почему звенит звонок?

29.03

1

Почему радуга разноцветная?

31.03

1

Почему мы любим кошек и собак?

05.04

1

Проект «Мои домашние питомцы»

07.04

1

Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

12.04

1

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

14.04

1

Зачем мы спим ночью?

19.04

1

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

21.04

1

Практическая работа    № 7

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 

26.04

1

Зачем нам телефон и телевизор.

28.04

1

Зачем нужны автомобили?

03.05

1

Зачем нужны поезда?

05.05

1

Зачем строят корабли?

10.05

1

Зачем строят самолёты?

12.05

1

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

17.05

1

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

19.05

1

Зачем люди осваивают космос?

24.05

Сказки и легенды Югры

1

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Экскурсия № 4.. Сезонные изменения в природе

26.05

1

Проверим себя по разделу «Почему и зачем?»

31.05



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка в 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 119 ч отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 46 ч — урокам русского языка

.

№п/п

Содержание разделов

Общее количество часов

Диктант

Списывание

Диагностическая

 работа

Развитие речи

Сочинение

Изложение

Входная диагностическая работа

1

1

1

Подготовительный период

19 ч

2

Букварный период

80 ч

3

Послебукварный период

21ч

1

4

Наша речь

2 ч

5

Текст, предложение, диалог

3 ч

6

Слова, слова, слова …

4 ч

7

Слово и слог. Ударение

6 ч

1

8

Звуки и буквы

33 ч

Итоговая диагностическая работа

1

1

Результаты изучения курса

Предметные результаты:

Общие предметные результаты освоения программы:

  • представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
  • представление о значимости языка и речи в жизни людей;
  • представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
  • практические умения работать с языковыми единицами;
  • представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
  • представление о правилах речевого этикета;
  • адаптация к языковой и речевой деятельности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

(1 класс)

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • соотносить заголовок и содержание текста;
  • составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
  • составлять текст по его началу и по его концу;
  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Содержание учебного предмета, курса (основные виды учебной деятельности, формы организации учебных занятий)

 (обучение грамоте – 119ч, русский язык – 46ч)

Раздел

Тема

Основное содержание

Основные виды деятельности

Форма организации учебных занятий

Формы контроля

Подготовительный этап

Пропись — первая учебная тетрадь

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки

Письмо овалов и полуовалов

Рисование бордюров

Письмо длинных прямых наклонных линий

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево и вправо)

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево и вправо)

Письмо овалов больших и маленьких,  коротких наклонных линий

Диагностическая  работа

Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо, вверху влево, с петлёй вверху и внизу

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу, полуовалов и овалов

Строчная и заглавная буквыА, а.

Строчная и заглавная буквыО, о

Заглавная  и строчная буквы иИ

Строчная буква ы

Закрепление написания изученных букв

Строчная и заглавная буквыУ, у

Строчная и заглавная буквыУ, у

Элементы прописи (обложка, титульный лист). Первые учебные принадлежности для письма. Рабочая строка. Правила письма, образец, рабочая строка, контур, штриховка. Линии наклона, прямые, вертикальные, строка овал, полуовал.

Образец, наклон, правильная посадка,
работа со схемами слов, с образцом написания.

предложение, схема, гласные и согласные звуки

Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи.

Ориентироваться в первой учебной тетради.

Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме.

Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма.

Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.

Чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец.

Осваивать правила работы в группе

Называть предметы, изображённые на странице прописи (яблоко, помидор, огурец, репа), классифицировать их по группам.

Обводить предметы по контуру, штриховать.

Обозначать условным знаком наиболее удавшийся элемент.

Писать элементы основного алгоритма.

Обозначать значками места соединений элементов  в буквах и букв в словах.

Урок, урок-игра, урок-путешествие

индивидуальная, групповая и фронтальная

Букварный (основной) период

Строчная и заглавная буквы Н, н.

Строчная и заглавная буквыС, с

Строчная и заглавная буквыК, к

Строчная и заглавная буквы Т, т

Строчная и заглавная буквы Л, л

Написание слов и предложений с изученными буквами

Строчная буква р. Заглавная буква Р

Строчная и заглавная буквыВ, в

Строчная и заглавная буквыЕ, е

Строчная и заглавная буквы П, п

Строчная и заглавная буквы П, п

Строчная и заглавная буквы М, м

Строчная и заглавная буквы М, м

Строчная и заглавная буквы З, з

Строчная и заглавная буквыБ,б

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами

Строчная и заглавная буквыД, д.

Строчная и заглавная буква Я, я

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами

Строчная и заглавная буквы Г, г

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами

Строчная и заглавная буквы Ч, ч

Строчная и за главная буквы Ч, ч

Письмо слогов и слов с изученными буквами

Буква ь

Буква ь

Строчная и заглавная буквы Ш,

 ш

Строчная и заглавная буквы Ш, ш

Строчная и заглавная буквыШ, ш

Письмо слогов и слов с изученными буквами

Строчная и заглавная буквыЖ, ж

Строчная и заглавная буквыЖ, ж

Строчная букв ё

Строчная буква ё

Заглавная букваЁ

Строчная и заглавная буквы Й, й

Письмо слогов и слов с изученными буквами

Строчная и заглавная буквы Х, х

Строчная и заглавная буквыХ, х

Строчная и заглавная буквы Ю, ю

Строчная и заглавная буквы Ц, ц

Строчная и заглавная буквы Ц, ц

Строчная и заглавная буквы Ц, ц

Строчная и заглавная буквыЭ, э

Строчная и заглавная буквыЭ, э

Строчная буква щ

Строчная и заглавная буквы Щ,щ

Строчная буква щ.

Строчная буква ф

Заглавная буква Ф

Строчная и заглавная буквы Ф, ф

Строчные буквы ь, ъ

Предложение, правила написания предложения, рабочая строка, межстрочное пространство, схема, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их.

Йотированная гласная, рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их. Строчные, заглавные буквы.

Выполнять гигиенические правила письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Писать буквы в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы с образцом.

буквами, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные.

Списывать без ошибок с письменного шрифта.

Работать в парах и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам.

Писать слова с новыми буквами, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные.

Списывать без ошибок с письменного шрифта.

Писать под диктовку отдельные изученные буквы, односложные слова.

Списывать без ошибок с письменного шрифта.

Грамотно оформлять на письме вопросительное предложение.

Правильно интонировать при чтении вопросительное предложение.

Списывать с рукописного и печатного текста.

Писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения.

Списывать с рукописного и печатного текста.

Писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения.

Осуществлять самоконтроль и самооценку.

Урок, урок-игра, урок-путешествие

индивидуальная, групповая и фронтальная

Послебукварный период

Оформление предложений в тексте

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»

Правописание безударных гласных в корне слова

Проверочный диктант

Правописание безударных гласных в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Правописание жи-ши

Правописание ча-ща

Правописание чу-щу

Правописание чк-чн, щн

Правописание гласных после шипящих

Заглавная буква в именах собственных

Списывание печатного текста

Повторение и закрепление пройденного.

Предложение. Слова, отвечающие на вопрос Что? Кто?; что делать? Что сделать? Какой? какая? Какие?

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и проверочные слова.

Имен собственные. Грамматическаяосновапредложения; главныечлены предложения. Правописание сочетаний жи-ши, ЧК, чн. щн оформление предложений на письме, нахождение орфограмм в словах и подбор проверочных слов.

Осуществлять самоконтроль и самооценку. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Называть правильно элементы букв.

Писать буквы в соответствии с образцом, каллиграфически правильно писать изученные буквы. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Соотносить звучание и написание слогов-слияний со звуками правильно записывать слова следуя образцу. Обозначать правильно границы предложения. Использовать слова-опоры при составлении рассказа на заданную тему.Обозначать правильно границы предложения. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи.Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Урок, урок-игра, урок-путешествие

индивидуальная, групповая и фронтальная

Наша речь

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речи (общее представление).

Речь устная и речь письменная (общее представление)

Русский язык — родной язык русского народа.

Знакомство с учебником по русскому языку. Русский язык — родной язык русского народа. Язык и речь, их значение в жизни людей.

Система условных обозначений. Содержание учебника.            

Виды речи (общее представление).

Речь устная и речь письменная Словарь.

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

урок

индивидуальная, групповая и фронтальная

Текст, предложение, диалог.

Текст (общее представление).

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)

Распознавание текста. Смысловая связь предложений в тексте.

Заголовок текста.Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Выделение предложения из речи.

Установление связи слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи. Различать диалог. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

урок

индивидуальная, групповая и фронтальная

Слова, слова, слова …

Слово. Роль слов в речи.

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению

Развитиеречи. Составление текста по рисунку и опорным словам

Роль слова в речи. Определять количество слов в предложении,.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Значение «вежливых слов». Употребление их в речи. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю.

Однозначные и многозначные слова, а также слова, близкие и противоположные по значению в речи.

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать предмет и слово, называющее предмет.

Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.

Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Составлять текст по рисунку и опорным словам

Урок, урок-игра, урок-путешествие

индивидуальная, групповая и фронтальная

Слово и слог. Ударение.  

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Ударение (общее представление)

Способы выделения ударения.

Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.Способы выделения ударения.

Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.

Знакомство с орфоэпическим словарём.

Различать слово и слог.

Определять количество в слове слогов.

Деление слов на слоги.Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов

Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов. Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.  Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую Переносить слова по слогам.

Урок, урок-игра, урок-путешествие

индивидуальная, групповая и фронтальная

Звуки и буквы

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Русский алфавит, или Азбука

Значение алфавита.

Использование алфавита при работе со словарями.

Гласные звуки

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Слова с буквой э.

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

Диагностическая работа

Ударные и безударные гласные звуки Способы проверки написания безударного гласного  (изменение формы слова).

Проверяемые и проверочные слова. Написание слов с непроверяемой буквой безудар. гласного зв. (ворона, сорока и др.).

Развитиеречи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Согласные звуки

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Слова с удвоенными согласными.

Буквы Й и Й

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости согласного звука (день, коньки).

Развитиеречи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Проверяемые и проверочные слова.

Способы проверки написания парных согласных (изменение формы слова).

Развитиеречи. Выполнение текстовых заданий.

Шипящие согласные звуки:

непарные твёрдые ш, ж;

непарные мягкие ч, щ.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

Развитиеречи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.

Правила вежливого обращения.

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Условные звуковые обозначения слов.

Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.

Значение алфавита.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.

Использование алфавита при работе со словарями. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук.Слова с удвоенными согласными и способы их переноса. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).Знакомство с происхождением названий шипящие звуки.

Буквы шипящих согласных звуков:

непарных твёрдых ш, ж;

непарных мягких ч, щ., с этимологией слова карандаш.Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.

Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи.  Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы. Высказываться о значимости изучения алфавита. Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Применять знание алфавита при пользовании словарями. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Различать в слове гласные звуки по их признакам. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в словах. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове. Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.. Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.  Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.  Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам. Различать в слове согласные звуки по их признакам.

Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове. Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными. Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки. Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации.

Урок, урок-игра, урок-путешествие

индивидуальная, групповая и фронтальная

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рабочая программа реализуется через использование учебно-методического комплекта:

Для обучающихся:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.

2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись. Части 1, 2, 3, 4.

Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего

образования.

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для

образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы основного общего образования.

  1. Росланова О.В. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах. – Волгоград, 2006
  2. Кувашова Н.Г. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальных классах. – Волгоград, 2004
  3. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ п русскому языку: пособие для учителя. Автор-составитель Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. – М., Дрофа, 2001

Информационно-коммуникативные средства:

  1. Электронное приложение к учебнику Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 1 класс (CD).
  2. CD «Тренажер по русскому языку. 1 класс»
  3. CD «Развитие речи». Программно-методический комплекс.
  4. http:// school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых ресурсов)
  5. http://www.openclass.ru/node/234008 ( Сетевое сообщество учителей «Открытый класс», коллекция ЭОР для 1-2 классов)
  6. http://nachalka.info/demo?did=10013028//d=1005521 (Уроки для начальной школы от «Кирилла и Мефодия»
  7. http://nachalka.school-club.ru/about/133/  (Презентации для начальной школы от «Кирилла и Мефодия»
  8. http://festival.1september.ru

Наглядные пособия:

  1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
  2. Наборы предметных (сюжетных) картинок.
  3. Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов.

Материально-технические средства:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
  2. Компьютерная техника.
  3. Интерактивная доска.
  4. Видеопроектор.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

(обучение письму 119 ч.)

№ п/п

Кол-во часов

Тема

 Урока

Дата

Примечания

План

Факт

                                                  Подготовительный период-24 ч.

  1. 1

1

Пропись — первая учебная тетрадь

1.09

  1. 2

1

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки

2.09

  1. 3

1

Письмо овалов и полуовалов

5.09

  1. 4

1

Рисование бордюров

6.09

  1. 5

1

Письмо длинных прямых наклонных линий

7.09

  1. 6

1

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево и вправо)

8.09

  1. 7

1

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево и вправо)

09.09

  1. 8

1

Диагностическая работа

12.09

1

Письмо овалов больших и маленьких,  коротких наклонных линий

13.09

1

Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо

14.09

.

1

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо, вверху влево, с петлёй вверху и внизу

15.09

1

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо, вверху влево, с петлёй вверху и внизу

16.09

1

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу, полуовалов и овалов

19.09

1

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу, полуовалов и овалов

20.09

1

Строчная и заглавная буквы А, а.

21.09

1

Строчная
и заглавная буквы  
а, А 

22.09

1

Написание изученных букв.

23.09

1

Строчная и заглавная буквы о, О

26.09

1

Строчная буква и

27.09

1

Заглавная буква И 

28.09

1

Строчная буква ы

29.09

1

Закрепление написания изученных букв

30.09

1

Строчная буква у  

03.10

1

Заглавная буква У

04.10

Букварный период- 70 ч.

1

Строчная буква н 

05.10

1

Заглавная  буква Н 

06.10

1

Закрепление написания изученных букв

07.10

1

Строчная и заглавная буквы с, С

10.10

1

Строчная буква к

11.10

1

Заглавная буква К

12.10

1

Строчная буква т

13.10

1

Заглавная буква Т

14.10

1

Строчная буква л

17.10

1

Заглавная буква Л

18.10

1

Написание слов и предложений с изученными буквами

19.10

1

Строчная буква р

20.10

1

Заглавная буква Р

21.10

1

Строчная буква в

24.10

1

Заглавная буква В

25.10

1

Строчная буква е 

26.10.

1

Заглавная буква Е

27.10

1

Закрепление написания изученных букв

28.10

1

Строчная  буква п

07.11

1

Заглавная буква П

08.11

1

Строчная буква м

09.11

1

Заглавная  буква М

10.11

1

Закрепление написания изученных букв

11.11

1

Написание слов и предложений с изученными буквами

14.11

1

Строчная  буква з

15.11

1

Заглавная  буква З

16.11

1

Строчная  буква б

17.11

1

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами

18.11

1

Строчная и заглавная буквы б, Б

21.11

1

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами

22.11

1

Строчная  буква д

23.11

1

Заглавная буква Д

24.11

1

Строчная и прописная буквы д, Д 

25.11

1

Строчная буква я

28.11

1

Заглавная буква Я

29.11

1

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами

30.11

1

Строчная  буква г

01.12

1

Заглавная  буква Г

02.12

1

Строчная  и заглавная буквы г, Г

05.12

1

Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу

06.12

1

Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу

07.12

1

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

08.12

1

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

09.12

1

Буква ь (мягкий знак) – знак мягкости. Буква ь в середине слова

12.12

1

Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук

13.12

1

Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук

14.12

1

Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук

15.12

1

Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук

16.12

1

Строчная  и прописная буквы ж, Ж.

Написание слов с сочетанием жи

19.12

1

Строчная буква ё

20.12

1

Строчная буква ё, после согласных (с. 11) Заглавная буква Ё

21.12

1

Строчная буква й. Слова
с буквой
й

22.12

1

Строчная буква й. Слова
с буквой
й 

23.12

1

Написание слов и предложений с изученными буквами. Списывание.

26.12

1

Строчная  буква х

27.12

1

Заглавная  буква Х

28.12

1

Строчная буква ю

12.01

1

Заглавная буква Ю

13.01

1

Строчная и заглавная буквы ю, Ю

16.01

1

Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук

17.01

1

Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук

18.01

1

Строчная буква э

19.01

1

Заглавная буква Э

20.01

1

Слова и предложения с изученными буквами.

23.01

1

Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу 

24.01

1

Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу

25.01

1

Строчная буква ф

26.01

1

Заглавная буква Ф

27.01

1

Написание слов, предложений с изученными буквами

30.01

1

Буквы ь, ъ

31.01

Послебукварный период-25

1

Алфавит.Звуки и буквы

01.02

1

Оформление предложений в тексте.

02.02

1

Оформление предложений в тексте.

03.02

1

Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?

13.02

1

Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?

14.02

1

Слова, отвечающие на вопросы:

 что делать?что сделать?

15.02

1

Слова, отвечающие на вопросы:

 что делать?что сделать?

16.02

1

Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

17.02

1

Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

20.02

1

Списывание текста.

21.02

1

Правописание безударных гласных в корне слова

22.02

1

Правописание безударных гласных в корне слова

24.02

1

Правописание безударных гласных в корне слова

27.02

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

28.02

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

01.03

1

Правописание  жи – ши

02.03

1

Правописание ча – ща, чу – щу

03.03

1

Правописание ча – ща, чу – щу

06.03

1

Правописание чк – чн, щн

07.03

1

Правописание гласных после шипящих.

09.03

1

Заглавная буква в именах собственных

13.03

1

Контрольное списывание.

14.03

1

Заглавная буква в именах собственных.

15.03

1

Заглавная буква в именах собственных.

16.03

1

Повторение и закрепление пройденного.

17.03



Предварительный просмотр:

 Календарно-тематическое планирование

(Русский язык  46 ч.)

№ п/п

Кол-во часов

Тема

 Урока

Дата

Примечания

План

Факт

Наша речь- 2 ч.

  1. 1

1

Наша речь.

27.03

  1. 2

1

Речь устная и речь письменная.

28.03

Текст, предложение, диалог -3 ч.

  1. 3

1

Текст и предложение.

29.03

  1. 4

1

Предложение.

30.03

  1. 5

1

Диалог.

31.03

Слова, слова, слова-4 ч.

  1. 6

1

 Роль слов в речи.

03.04

  1. 7

1

Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

04.04

  1. 8

1

«Вежливые» слова. Однозначные и многозначные слова.

05.04

1

Развитие речи.

Составление текста по рисунку и опорным словам

06.04

Слово и слог. Ударение-6 ч.

1

Слог как минимальная произносительная единица.

07.04

.

1

Деление слов на слоги.

10.04

1

 Перенос слов .

11.04

1

Развитие речи. 

Наблюдение над словом, как средством создания словесно-художественного образа.

12.04

1

Ударение. Способы выделения ударения.

13.04

1

Диктант с грамматическим заданием

14.04

Звуки и буквы. 31 ч.

1

Звуки и буквы.

17.04

1

Развитие речи. 

Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

18.04

1

Русский алфавит, или Азбука

19.04

1

Использование алфавита при работе со словарями.

20.04

1

Гласные звуки

21.04

1

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Слова с буквой э.

24.04

1

Развитие речи. 

Составление развёрнутого ответа на вопрос.

25.04

1

Диагностическая работа

26.04

1

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

27.04

  1. 02

1

Проверяемые и проверочные слова.

28.04

1

Развитие речи.

Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

02.05

1

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

03.05

1

Слова с удвоенными согласными.

04.05

1

Слова с буквами  Й и Й.

05.05

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки .

08.05

1

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

10.05

1

Обозначение мягкости согласных звуков  ь знаком.

11.05

1

Перенос слов с ь знаком.

12.05

1

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости согласного звука .

15.05

1

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

16.05

1

Глухие и звонкие согласные звуки.

17.05

1

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

18.05

1

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

19.05

1

Развитие речи.

Выполнение текстовых заданий.

22.05

1

Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки».

23.05

1

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. С.110-112

Проект «Сказочная страничка».

24.05

1

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

25.05

1

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

26.05

1

Заглавная буква в словах .

29.05

1

Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.

30.05

1

Повторение и обобщение изученного материала.

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В данном разделе представлены рабочие программы по всем предметам на 2015-2021 учебный год с указанием ЭОР для каждого учебного задания....

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В данном разделе представлены рабочие программы, разработанные учителем....

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В данном разделе представлены рабочие программы по всем предметам на 2016-2017 учебный год....

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В разделе представлены рабочие программы по предметам. Так как рабочие программы являются разработкой учителя, то КТП рабочих программ представлено фрагметарно, что не мешает создать впечатление об ур...

Обеспечение образовательного процесса программно-методической документацией

В данном разделе представлены документы представляющие обеспечение образовательного процесса программно-методической документацией...

3.1.Обеспечение образовательного процесса программно -методической документацией

3.1.Обеспечение образовательного процесса программно -методической документацией...