я-гражданин
рабочая программа (4 класс) на тему

Ковалькова Наталья Николаевна

Способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю право-вую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сос-традание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Я гражданин44.33 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                              Утверждаю:

Зам.директора по ВР                                                  Директор МБОУ СОШ№7

________/М.Ю. Холомьева/                                           ________/Т.А.Шнеева/

«__»______________20___ г.                                  «__»______________20___ г.                                                      

                        Программа кружка

«Я - гражданин»

для учащихся 4  класса

/34 уч.недели - 1 час в неделю - 34 часа в год/

                                                             Руководитель кружка:

                                                             Ковалькова Н.Н. - учитель начальных классов  

2014 – 2015 уч.год

Пояснительная записка

      В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.  

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

     Программа предусматривает 1 год обучения. Предусмотрено 34 учебных часа. Длительность занятий в 4 классе  составляет 45 минут.

      Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с освоением учащимися пройденных тем.

Межпредметные связи - данный курс имеет межпредметные связи  и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Литературное чтение», «Внеклассное чтение», «Окружающий мир».

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

     Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Основная литература для педагога:

1.  Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. – М.: ИПК МО, 1995.

2.  Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция. Учебники. Программы. – С.-П., 1995.

3.  Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4.  Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.

5.  Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года №422.

6.  Декларация прав человека.

7.  Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.

8. Закон «Об образовании».

9. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности».

10.  Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

11.  Конституция РФ.- М.: Известие, 2002.

12. О гражданско – правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации от 13 марта 1996 года №391\11. Письмо Министерства образования. «Вестник образования» апрель 1996.

13. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Литература для учащихся:

1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. -  М.: Вита-Пресс, 1995.

2. Усачёв А. Приключения маленького человечка. - М.: Самовар, 1994.

3. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995.

4. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М.: Вита-Пресс, 1995.

Перечень наглядных средств обучения:

  1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
  2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города».
  3. Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
  4. Буклет «Региональные символы ХМАО».
  5. Портрет президента РФ.
  6. Географические карты РФ, области, города.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

теория

практика

Всего часов

Дата проведения

Азбука гражданина

12

1-2

Здравствуй, школа. Я – ученик.

1

1

3-4

Моя страна. Гордость моей страны.

1

1

5-6

Москва – столица России.

1

1

7

Символы государства

1

8

История флага.

1

9

Есть такая профессия – родину защищать.

1

10

Защитники Отечества.

1

11

Этих дней не смолкнет слава.

1

12

Россия – родина моя.

1

Азбука права

12

13-14

Ребенок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних.

1

1

15

Почему взрослые решили защищать права детей.

1

16

Право на жизнь.

1

17

Мой дом – моя крепость.

1

18

Право на образование.

1

19

Право на медицинское обслуживание.

1

20

Что в имени тебе моем. Право на имя и фамилию.

1

21

Право на отдых.

1

22-23

Моя семья. Права и обязанности членов семьи.

1

1

24

По страницам добрых сказок.

1

Азбука нравственности

10

25

Доброе дело – великое счастье.

1

26

О дружбе и товариществе.

1

27

Мы все разные.

1

28

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

1

29

Красота человека.

1

30-31

В гостях у Этикета.

1

1

32

Повторение и обобщение по курсу «Я – гражданин»

1

33

Итоговая контрольная работа.

1

34

Итоговое занятие «Викторина «Я – гражданин»

1

итого

34

Приложение 1

Основные понятия курса

Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, федерация, государственные праздники, Государственная дума, независимость, обязанность, государство, Россия, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, старина, уважение, дружба, взаимопомощь, добро, зло, защита, жадность.

Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.

Герб –  эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства.

Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.

Государственная дума – так в России называют собрание избранных народом представителей, которое разрабатывает и утверждает законы.

Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

Государственные символы - флаг, герб и гимн государства.

Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.  

Закон – обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.

Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру.

Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан.

Независимость – самостоятельность, свобода.

Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.

Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения.

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в стране.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Президент - глава государства.

Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является.

Российская Федерация – полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев).

Старина - давнее, давно минувшее время.

Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория- участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной.

Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.

Методы и формы обучения

Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы. Формой  проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие.

Приложение 2

Аттестационные материалы:

Исследуя уровень сформированности гражданско-правовых качеств  используется анкета для учащихся 1-4 классов по методике Капустиной Н.И., Третьяковой П.И., Шамовой Т.И. «Определение уровня воспитанности» и проверочные тесты.

Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает

учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я всегда выполняю домашнее задание

* я люблю читать

* мне интересно находить ответы на не-

понятные вопросы

*я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я самостоятелен

* я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

* мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

* я берегу землю

* я берегу растения

* я берегу животных

* я берегу природу

4. Я И ШКОЛА

* я выполняю правила для учащихся

* я выполняю правила внутришкольной жизни

* я участвую в делах класса и школы

* я добр в отношениях с людьми

* я справедлив в отношениях с людьми

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ

* я аккуратен и опрятен

* я соблюдаю культуру поведения

* я забочусь о здоровье

* я умею правильно распределять время учебы и отдыха

* у меня нет вредных привычек

Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда                                                      По каждому качеству (критерию) выводиться

4 – часто                                                        одна среднеарифметическая оценка.

3 – редко                                                       В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

2 - никогда

  1. у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,

3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности

учащихся ______ класса

№ п/п

Фамилия, имя

Любозна

тель

ность

Прилежание

Отношение к при роде

Я и школа

Прек

рас

ное в моей жизни

Сред ний балл

Уро вень воспи танно сти

В классе _______ учеников

                         ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                         ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                         ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                         ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

Дата ________________                 Классный руководитель ___________________

Приложение 3

Проверочный тест

Критерии оценки знаний учащихся

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов –   курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов -    курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.

1. Закончи предложение:

Наша страна называется________________________________________________

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва;                                                б) Санкт- Петербург;

в) Екатеринбург;                                      г) Новосибирск.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король;                                     б) губернатор;

в) мэр;                                           г) президент.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ;                                                б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;             г) Устав школы.

 5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это __________________________________________________

 6. Раскрась российский флаг в его цвета:

7.  Выбери и отметь правильный ответ:

Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ;                                                 б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;             г) Устав школы.

8. Обведи  правильный ответ:

Человек считается ребёнком до:   а) 14 лет;        б)16 лет;

                                                          в) 18 лет;       г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на _____________________________________________________

___________________________________________________________________

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел  мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул.  Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Что должны сделать люди в зале?

_________________________________________________________________________

12. Соедини линиями дату и название праздника:

23 февраля

                  День России

4 ноября

                  День защитника Отечества

12 июня

                  День согласия и примирения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Я учитель-гражданин"

Выступление "Я учитель -гражданин"...

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"

Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...

"Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана"

Тема урока: "Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана". Данный урок формирует патриотическое отношение обучающихся к русскому язуку, осознанию его величия и могущества....