Главные вкладки

    Методическая разработка по коррекции сложной формы дисграфии
    методическая разработка по логопедии

    Караваева Элина Владимировна

    В методической разработке представлены различные виды работ по коррекции сложной формы дисграфии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prilozhenie.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1.

    ВИДЫ  РАБОТ  НАД  СЛОГО – ЗВУКОВЫМ  СОСТАВОМ  СЛОВА.

    1) К  данному  слогу  подбери  из  скобок  слоги  так, чтобы  получилось  слово. Напишите  слова. Подчеркните  гласные.

    Ры…(нок, си, бак, ба)

    Ку…(лак, ры, лик, сок)

    За…(мок, бор, кон, вод)

    2)Прослушайте  слова. Определите  в  них  количество  слогов. В  первый  столбик  начертите  схемы  односложных  слов, во  второй- двухсложных. Вписывайте  в  схемы  гласные.

    Раки, суп, утки, мак, стул , травы, грачи, листик, слон, крыса.

    3)Прослушайте  слова. Определите  в  них  количество  слогов. В  первый  столбик  начертите  схемы  двухсложных  слов, во  второй – трёхсложных. Вписывайте  в  схемы  гласные.

    Ложка, рубашка, крупа, сахар.

    4)Разложить  картинки  под  гласными  буквами. Предварительно  дети  называют  картинки. ( сук, стул, сом, сук, лес, хлеб, рак, мак.)

    5)Определить  количество  слогов  в  названных  словах. Поднять  соответствующую  цифру ( 1, 2, 3). Например: сахар, стол, машина, самолёт.

    6)Назвать  цветы, деревья, домашних  и  диких  животных, мебель  или  посуду, в  названии  которых  два  или  три  слога.

    7)Составь  слово  из  слогов, данных  в беспорядке: вар, мо, са;  руш, пет, ка;  ша, ква,  прос,  то;  та, ка, пус.

    8)Придумать  слово  с  определённым  слогом  в  начале  слова, например  со  слогом  ма.

    9)Придумать  слово  с определённым  слогом  в  конце  слова, например  со  слогом  ка.

    10)Преобразовать  слова:  

    а)добавляя  звук  в  начале  слова.( мех – смех, дочка – удочка, пушка – опушка.)

    б)добавляя  звук  в  конце  слова.(вол – волк, пол – полк, стол – столб.)

    в)изменяя  один  звук  слова.(сом-сок-сук-суп-сух-сох-сыр-сын-сон.)

    г)переставляя  звуки.(палка-лапка, кукла-кулак, рыбак-рыбка, гора-рога, мода-дома, дар-рад.)

    ВИДЫ  РАБОТ  НАД  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ  ТВЁРДЫХ  И  МЯГКИХ  СОГЛАСНЫХ.

    1)Спишите  слова. Вставьте  нужные  гласные.

    Л – жа, сл – ва , гр – ша, шл – па, кл – вы, в – лосы.

    2)Спишите  слова. Вставьте, где  надо, Ь.

    Нос., сем., кон., сом., стол., шарф., звер., пен.,бол.

    3)Игра «Спрячем  мягкий  знак  в  серединку». (пень-пеньки…,)

    окунь-…

    день-…

    зверь-…

    кульки-…

    огонь-…

    4)Зрительный  диктант.

    Горький, кошка, письмо, фильм, серьги, львы, палка.

    5)Прочитайте  словосочетания. Найдите  допущенные  ошибки  и  напишите  словосочетания  правильно.

    Красивая  шлапка, чистая  трапка, родные  братя, медвежя  шкура, большие  деревя, лися  шапка.

    6)Отгадай  загадки. В  отгадках  определить, твёрдый  или  мягкий  звук  в слове.

    Без  рук, без  ног, а  рисовать  умеет. (Мороз).

    То  толстеет, то  худеет, на  весь  дом  голосит. (Гармонь).

    Я  над  речкой  лежу, оба  берега  держу. (Мост).

    Кто  не  лает, не  кусает,  а  в  дом  не  пускает.(Замок).

    ВИДЫ  РАБОТ   НАД   ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ  СОГЛАСНЫХ  ПО  ТВЁРДОСТИ – ГЛУХОСТИ.

    1)Прочитать  и  записать  слова, вставив  пропущенные  буквы: ф, в.

    а)с-ёкла, кон –ерт, сло – а, шар – ик, - онтан, кла – иши, про – ессия.

    б)- у –айка, - о – ремя, - ле – о, - ехто – ание.

    2)Закончить  предложения, выбрав  подходящее  слово:

    Ветер…последние  листья.

    Придвинь  гостю… .     (стул, сдул).

    Брат…экзамен.

    Я…хорошим  учеником.    (сдал, стал).

    У  Алёнушке  на  сердце… .

    На  крыльце  подгнила… .    (доска, тоска).

    3)Проверить  сомнительные  согласные  в  словах:

    … - лавка

    … - полоска

    … - шубка

    … - селёдка

    … - тетрадка

    … - сказка

    … - плитка

    … - крышка

    4)Выписать  после  проверки  сомнительных  согласных  данные  ниже  слова  в  две  колонки  по  наличию  звонкого  или  глухого  согласного.

    а)кры-ка, ко-ка, сапо-ки, теле-ка, доро-ка, опу-ка, серё-ка, кру-ка.

    б)кно-ка, коро-ка, су-ки, клу-ки, лоша-ка, ни-кий, шка-чик, бли-ко, гла-кий.

    в)страу-, голо-, сапо-, вол-, мос-, камы-, солда-, рука-, малы-.

    ВИДЫ  РАБОТ   НАД  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ  БУКВ  ПО  ОПТИЧЕСКОМУ  СХОДСТВУ.

    1)Определить  букву  в  неправильном  положении:

    2)Дописать  букву. Например:

    3)Выделить  буквы, наложенные  друг  на  друга:

    4)Конструирование  печатных  и  рукописных  букв  из   элементов.

    5)Реконструирование  букв : добавляя  элементы

    уменьшая  количество  элементов

    изменяя   пространственное   расположение  элементов

    6)Назвать  или  написать  буквы, перечёркнутые  дополнительными  линиями:

    7)Спишите  словосочетания, дописывая  элементы  букв  б, д.

    Голуоой  оант

    Оежали  по  оороге

    Олинный  оанан

    Орал  на  оом

    Оольшая  раоость

    Оегал  во  оворе

    Оелая  оумага

    8)Спишите  слова. Вместо  точек  вставьте  буквы  т  или  п.

    .о.емнел, .о.нули, .ос.авил, о.ома.ный, .ер.еливый.

    9)Прочитайте  текст. В  первый  столбик  выпишите  слова  с  буквой п, во  второй  с  буквой  т, в  третий  - с  буквами  п  и  т .

    Сплошной  стеной  стоит  лес. Застыли  стройные  пальмы. На  ветках  сидят  пёстрые  попугаи. Прячутся  в  траве  ядовитые  пауки. Снуют  по  ветвям  потешные  обезьяны.

    10)Из  данных  слов  составьте  и  напишите  предложения, изменив  слова  по  смыслу.

    Катя, стелить, постель.

    Петя, писать, на, листок.

    Паучок, плести, паутина.

    Листья, лететь, по, ветер.

    ВИДЫ  РАБОТ  НАД  УДАРЕНИЕМ   В  СЛОВАХ, НАД  УДАРНЫМИ  И  БЕЗУДАРНЫМИ  ГЛАСНЫМИ.

    1)Прослушайте  слова. Начертите  их  слоговую  схему, обозначьте  ударный  слог.

    Очки, сахар, часы, булка, кружка, окна, буква, чайник.

    2)Игра  с  перекидыванием  мяча:

    один – много                вчера – сегодня        

    стена – стены                просил – просит

    гроза -                 плясал –

    ядро -                         носил –

    коза -                         чертил –

    вода -                         тащил –

    много – один                сегодня – вчера

    ряды – ряд                цветёт – цвёл

    грибы -                 пасёт –

    поля -                         метёт –

    снега -                 везёт –

    3)Отобрать  из  данных  ниже  слов  лишь  те, которые  являются  проверочными  к  выделенным   словам  в  начале  строки:

    лиса – лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька;

    снежок – снегирь, снеговик, снежный, снег, подснежник;

    садовый – посадить, сады, садик, посадка, садовник.

    4)Спишите  словосочетания, изменяя  по  смыслу  слова, данные  в  скобках. Обозначьте  точкой  во  втором  слове  безударную  гласную.

    Образец: высокая  сосна

    Ядовитая  (змеи)

    Узкая  ( тропы)

    Новые (мост)

    Старое  (гнёзда)

    Снежная  (зимы)

    Синие  ( глаз).

    5)Зрительный  диктант.

    В  деревне.

    Летом  вся  наша  с.мья  ж.ла  в  деревне. Наш  дом  ст.ял  у  р.ки. Мы  часто  х.дили  л.вить  рыбу. На  ог.роде  п.лоли  грядки  с  овощами. Утром  папа  к.лол  др.ва, пол.вал  ог.род. Я  н.сил  в.ду.

    ВИДЫ  РАБОТ  НАД  СЛОВОМ.

    1)Угадай  предмет  по  названным  действиям.

    Ходит, ржёт, жуёт…

    Летает, клюёт, каркает…

    Кукует, клюёт, летает…

    Разговаривает, ходит, жуёт…

    2)Игра  «Четвёртый  лишний»:

    пишет, звенит, соловей, смеётся

    ищет, растёт, качает, муха

    лягушка, тигр, читает, птица

    стакан, висит, стол, диван

    коза, плавает, гудит, копает

    говорит, поёт, лампа, кружится

    3)Из  данных  ниже  слов  подобрать  парами  слова, близкие  по  значению, хотя  и  различные  по  звуковому  составу:

    печаль, азбука, хворостина, врач, месяц, льётся, твёрдый, раньше, конь;

    прут, луна, грусть, течёт, лошадь, алфавит, жёсткий, доктор, прежде

    4)Закончить  предложения, используя  антонимы:

    Слон  большой, а  крот… .

    Ночью  темно, а  днём… .

    Внизу – подвал, а  вверху - … .

    Подушка  мягкая, а  камень… .

    Река  широкая, а  ручеёк… .

    Птицы  летают  высоко, а  мухи… .

    5)Подберите  правильные  приставки:

    Птица  …летела  в  клетку, а  потом  …летела  из  клетки.  ( в\вы)

    Мальчик   …лез  на  дерево  и  не  может   …лезть  с  него.  (за\с)

    Осенью  птицы   …летают, а  весной - … летают  обратно.  ( при\у)

    Чтобы  …браться  из  лужи, мальчик  сначала   …брался  в  неё.  (вы\за)

    Собака  …бежала  к  сумке, но  быстро   …бежала  от  неё.  ( под\от)

    ВИДЫ  РАБОТ  НАД   ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

    1)Выбрать  правильный  предлог:

    На\в  дереве  зеленеют  листочки.

    За\перед  деревом  спрятался  зайчик.

    Под\на  деревом  кружатся  птички.

    На\в  берлоге  спал  медведь.

    За\перед  избушкой  росли  цветы.

    К\для  мамы  ёжик  сочинил  песенку.

    Под\над  деревом  росли  грибы.

    2)Исправь  предложения, если  есть  ошибки.

    Дети  набрали  костёр  для  хвороста. Снег  засыпало  пышным  лесом.

    Весной  луга  затопили  реку. На тоненьких  листьях  показались  ветки.

    Мальчик  стеклом  разбил  мяч. После  грибов  будут  дожди.

    3)Игра  «У  кого  какие  детёныши?»

    котёнок  у …

    щенок  у …

    телёнок  у …

    поросёнок  у …

    козлёнок  у …

    зайчата  у …

    бельчата  у …

    лисята  у …

    цыплята  у …

    гусята  у …

    совята  у …

    4)Прослушайте  предложение. Составьте  его  схему.

    У  Алёши  поднялась  температура.

    Щука  живёт  в  реке.

    По  небу  плывут  облака.

    Дети  убежали  от  грозы.

    Петя  вернулся  из  лагеря.

    Поезд  приближался  к  станции.

    5)Правильно  записать  предложения, раскрывая  скобки.

    Стол  стоит  под  ( большая  лампа).

    Солнце  освещает  землю  (яркие  лучи).

    Петя  увидел  (солнечная  поляна).

    Вода  стекает  ( крупные  капли).

    Стены  увешены  (красивые  картинки).

    Дети  убежали  от  (большие  собаки).

    Звёзды  светят  в  (ночное  небо).

    На  деревьях  не  осталось  ( зелёные  листья).

    ВИДЫ  РАБОТ  НАД  СВЯЗНОЙ  РЕЧЬЮ.

    1)Прослушайте  рассказ. Письменно  ответьте  на  вопросы. Перескажите  рассказ, как  запомнили.

    Кит.

    Кит – самое  большое  животное  на  свете. Он  может  жить  только  в  океане. Поэтому  ни  в  одном  зоопарке  мира  нет  китов. Раньше  на  китов  охотились  и  почти  истребили  их. Теперь  охота  на  китов  запрещена.

    Вопросы:

    Какое  животное  самое  большое  на  свете?

    Где  могут  жить  киты?

    Почему  китов  нет  в  зоопарке?

    Почему  охота  на  китов  запрещена?

    2)Письмо  по  памяти.

    Осень.

    Наступила  осень. Целый  день  льёт  дождик. Падают  листья  с  деревьев. Улетают  в  тёплые  края  птицы. В лесу, в поле, на  огородах  стало  тихо.

    3)Прослушайте  рассказ. Ответьте  на  вопросы. Расскажите  сначала  об  Оле, потом  о  Лиде.

    Кто  поступил  правильно?

            Оля  и  Лида  пошли  в лес. Долго  бродили  они  по  лесу, устали  и  сели  отдохнуть  на  лесной  полянке. Оля  села  под  кустик, а  Лида  устроилась  на  пеньке. Девочки  вынули  из  сумки  хлеб, яйца  и  бутылки  с  водой  и  стали  кушать.

            Оля  поела, а  скорлупу  от  яиц, бутылку  и  пакет  бросила  под  кустик. А  Лида  остатки  еды  и  бутылку  положила  в  пакетик, аккуратно  завернула  и  положила  обратно  в  сумку.

    Вопросы:

    Куда  пошла  Оля  (Лида)?

    Как  Оля (Лида) гуляла?

    Где  села  Оля?

    Что  Лида  вынула  из  сумки?

    Как  поступила  Оля (Лида)  после  еды?

    4)Написать  сочинение  на  тему « Мой  любимый  сказочный  герой».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

    В настоящее время к учителю - логопеду  на занятия приходят дети,имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Ребёнок не определяет...

    Авторская адаптационная методическая разработка по коррекции психомоторики и сенсорных процессов « На ступеньку выше…» для обучащихся 1-4 классов

    Актуальность разработки, методологическая основа, принцыпы, цели и задачи, краткое описание структуры и блоков программы, распределение часов на разделы и блоки, тематическое планирование, рекомендуем...

    Логопедическое занятие с группой учащихся 3 класса VIII вида с сложной формой дисграфии по теме «Слова-признаки».

    Конспект логопедического занятия с группой учащихся 3 класса VIII вида с сложной формой дисграфии по теме "Слова-признаки",презентация к занятию....

    Календарно-тематическое планирование по коррекции смешанной формы дисграфии

    Наряду с основными пятью видами дисграфии, на практике встречается смешанный ее вариант, проявляющийся в наличии, как акустических ошибок, так и оптических, или же нарушение границ предложения и слитн...