Авторская программа
рабочая программа на тему

Агафонова Елена Витальевна

Авторская программа педагога доаолнительного образования, художественная направленность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agafonova_programmy_16-17.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр технолгического образования и детского технического творчества»

г. Белгорода

Авторская программа «Умелые руки»

Педагог дополнительного образования:

Агафонова Елена витальевна

г. Белгород

Оглавление:

  1. Введение…………………………………………………………………….3-4

  1. Пояснительная записка……………………………………………………5-20

  1. Учебный план………………………………………………………………..21

  1. Учебно-тематический план 1 года обучения………………………..……..22

  1. Содержание программы 1 года обучения………………………………23-28

  1. Учебный план 2 года обучения…………………….....................................29

  1. Содержание программы 2 года обучения………………………………30-34

  1.  Методическое обеспечение……………………………………………..35-36

  1. Список литературы……………………………………………………….37-48

                                Из бисера колье, сережки украсят женское лицо

                                 А вот – гердан, браслеты брошки, цветы, пасхальное яйцо…

     Какие вещи – загляденье! От них исходит чудо-свет.

  Недаром бисероплетенье так популярно сотни лет.

        Ценился бисер средь народа, он украшал наряд и быт.

             Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер все же не забыт.

                Он может вышивкой стать гладкой,  цветком прекрасным и жгутом.

            И остается он загадкой – волшебной, сказочной притом.

                    Возрос вновь интерес к дизайну, к вещам красивым и  словам.

                                        (З. М. Торопчина «Ода бисеру»)

Введение

         Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться. На занятиях в объединении  учащиеся знакомятся с различными видами народного творчества. Бисероплетение, мягкая игрушка, вышивка, ткачество – все это приобщает ребят к многонациональной культуре народов нашей страны.  

               На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры.

                  Народное искусство влияет на формирование художественных вкусов человека, и в первую очередь на подрастающее поколение.

         Игрушка – постоянный спутник детей. Ещё не умея сидеть, ребенок уже следит за игрушкой глазами, пытается схватить её руками. Повзрослев, дети с радостью учатся создавать свою игрушку- мечту. Это  помогает лучше разглядеть и узнать окружающий мир; приобщает к миру прекрасного в природе и искусстве.

         В процессе изготовления изделий, совершенствуются навыки, дети начинают глубже ощущать красоту окружающего мира, стремятся придумать что-то новое. Изделия получаются разного качества, но главное в том, как через творчество дети преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой небольшой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Поэтому процесс создания не менее важен для ребенка, чем результат.

                 Издавна люди использовали различные природные материалы для изготовления украшений. Первоначально это были семена растений, ракушки, морские камушки, кости. Затем драгоценные и полудрагоценные камни, наконец, металлические и стеклянные бусинки.

         Создание и созерцание изделий из бисера – не только источник удовольствия и радости от встречи с прекрасным. Подобно тому, как шахматы развивают интеллект, любование невообразимыми сочетаниями цветов, изяществом форм украшений обостряет и развивает эстетическое чувство, учит пониманию красоты и гармонии мировоззрения. А это так необходимо человеку для полноценной жизни, как логическое мышление.

     Самые древние бусы, возраст которых превышает 40000 лет, были найдены американскими археологами при раскопках в Кении (Африка). Ученые полагают, что, придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира.

      Бусинка – безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Бусы могут быть только знаком, символом – а это начало культуры и духовности. Так это или нет, но, во всяком случае, всегда и всюду людей сопровождали бусинки.

Бусинки нанизывали на нити и вешали на руки, ноги, шею, вдевали в уши. Бусами украшали ритуальные предметы, домашнюю утварь, одежду, оружие, элементы интерьера.

       Сочетание бисера с другими техниками и новыми материалами дает потрясающие по красоте результаты, а сравнительно низкая стоимость сырья делает это увлечение доступным почти каждому.

     Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популярна работа с бисером. И это не только молодежные фенечки. Многие мастерицы творят из бисера чудеса – великолепные картины, роскошные украшения, нарядные бытовые мелочи.

      Последнее время нас окружают в основном вещи массового машинного производства, может, поэтому так хочется иметь что-нибудь особенное, рукотворное, хранящее частицу души мастера. Важно уже с младшего возраста развивать у детей хороший художественный вкус. Эта задача может быть решена в творческих объединениях дополнительного образования.

     Занятия бисероплетением и мягкой игрушкой воспитывают у учащихся усидчивость, фантазию, эстетический вкус, терпение, развивают чувство прекрасного, поддерживают творческое начало в его деятельности.

     Вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других, бережное отношение к окружающей среде.

Пояснительная записка

          Направленность дополнительной общеразвивающей  программы – художественная.

         Программа «Умелые руки» является авторской.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является комплексной. Программа базируется и объединяет в единое целое материал по нескольким направлениям художественного творчества с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа является общеразвивающей  и направлена на развитие у детей творческой активности и приобретение умений и навыков в этом виде деятельности по таким направлениям как: бисероплетение, мягкая игрушка. Учащиеся знакомятся с историей возникновения бисера, игрушек, назначением изделий и возрождением народного промысла, народными традициями.   Программа предусматривает составление узоров, изготовление различных композиций, игрушек, цепочек, браслетов, герданов из бисера.

По    цели       обучения    программа   является    познавательно – развивающей.  В  программу вводится   значительный  объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественных техник, ремесел. Начиная с первого года обучения, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (выполнение швов, различные техники плетения). Овладение этими терминами и названиями операций, свойств материалов, является важным вкладом в развитие детей.

Народное творчество актуально было всегда, интерес к нему будет только возрастать.  

         Актуальность программы заключается в том, что предложенный материал способствует обеспечению необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 7 до 11 лет, адаптации их к жизни в обществе, организации содержательного досуга. Она способствует запросу современной жизни, требованиям учебно-воспитательного процесса.

       Предложенный вид деятельности вызывает мотивацию познания и творчества. Занятия развивают эстетический вкус, мышление, воображение, формируют конструктивные навыки, повышают качество проводимого после школьных занятий времени, что развивает коммуникативные умения, содействует профилактике ассоциального поведения детей и подростков.  

Актуальность в том, что занятия стимулируют творческую деятельность – стремление к самостоятельной деятельности, создают условия для развития личностных качеств обучающихся.

         Отличительные особенности данной программы состоят в:

- создании предпосылок для востребованной передачи знаний от педагога к детям и получение их посредством самообразования; развитии фантазии и воображения учащихся;

- расширении самостоятельности учащихся в решении технических вопросов на основе предыдущего опыта под контролем педагога.

    Программа позволяет более углубленно знакомиться с направлениями декоративно-прикладного творчества, в отличие от занятий в школе, где учащиеся получают минимальный объем знаний и умений, уделить больше времени на знакомство учащихся с народными ремеслами, формировать умения и навыки в ручном труде.

       Новизна программы в том, что она предполагает соединение бисероплетения и мягкой игрушки, знакомит с другими направлениями этих техник: вышивка бисером, изготовление игрушек с применением бисера, панно, композиции из ткани и бисера. Это способствует развитию самостоятельности, способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи, позволяет сопоставлять и комбинировать полученные знания.

Педагогическая целесообразность общеразвивающей  программы в том, что предлагаемые программой виды декоративно-прикладного творчества позволяют развивать в детях любовь к прекрасному, научить их не только видеть красоту, но и сначала представить, а затем воплотить замысел своими руками, создавая красивые изделия, используя различные техники исполнения.

Программа составлена на основе следующих источников:

1.  Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Нормативно-правовой аспект (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);

2.    Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и наука РФ от 26 июня 2012 г. № 504;

3.   Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПин 2.4.4.1251-03);

Данная программа может быть использована педагогами дополнительного образования.

Цель программы:  развитие и формирование эстетического и художественного вкуса детей, уважительного отношения к национальной культуре, воспитание гуманной, духовно богатой личности средствами декоративно-прикладного

искусства.

Задачи обучения:

- способствовать формированию умения достаточно самостоятельно и аккуратно выполнять изделия;

- начать работу по развитию у детей творческой активности в процессе создания изделий, обучить умениям и навыкам работы с бисером и мягкой игрушкой, научить основам мастерства работы в этих направлениях;

- пробуждать изобретательность, любознательность и устойчивый интерес к творчеству, воспитание разносторонней личности.

- дать представление учащимся об инструментах и материалах, необходимых для работы, научить ими пользоваться;

- способствовать развитию художественного вкуса, эстетического восприятия, творческого потенциала через индивидуальное раскрытие творческих способностей.

Принципы обучения:

             Принцип доступности - деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их  физическом и психическом здоровье. При изложении материала и организации деятельности детей, идти от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от известного к неизвестному, от  фактов к обобщениям и т. п.  Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи. 

Принцип связи теории с практикой основан на центральном понятии философии: практика – основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. К практической стороне педагогики относится опыт предков, наблюдения педагогов, экспериментальная педагогическая деятельность и т. д. Практически полученные знания являются наиболее достоверным источником получения информации. Однако сама по себе информация, полученная в ходе практической деятельности, не может быть двигателем педагогической науки и не имеет ценности. Возможность использования результатов педагогической практики осуществляет тщательная их переработка, которая включает систематизацию, исследование и анализ, выводы и создание на их основе педагогических выкладок и теорий, которые, при условии дальнейшего успешного исследования, будут включены в систему педагогических научных знаний. Не всегда теория возникает из практики. Многие ученые разрабатывают новые методы педагогического воздействия на основе синтеза различных теоретических знаний педагогической науки, выдвигают гипотезы и предположения, которые требуют обязательного практического эксперимента с целью выявления их истинности, эффективности и возможности применения.

Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической и практической подготовки. Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.

         Принцип творческой активности и сознательности - в обучении решающее значение имеет овладение теоретическими знаниями, а это значит их осмысление и усвоение на понятийном уровне, и осознание прикладного значения теоретических идей. Учащиеся должны осознавать технологию учения и владеть приемами учебной работы, т. е. технологией знаний.

              Принцип наглядности в педагогическом процессе обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т. п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса. В  использовании   наглядности   должна   быть вариативность, чтобы в сознании учащихся не запечатлелся какой-либо конкретный образ предмета или явления. Чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления учащихся, в использовании наглядности важно чувство меры.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся - этот принцип требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания детей. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности. Соблюдение этих принципов позволяет достичь эффективности учебно-воспитательной работы.

          Процесс обучения детей младшего школьного возраста осложняется возрастными особенностями: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления.

            В преодолении этих трудностей важное место занимают дидактические игры. Через игру можно научить, воспитать, развить в детях всё самое лучшее. Применение игровых приемов в занятиях как вывод по конкретной части занятия или его окончания дает детям интеллектуальную разгрузку, которая позволяет лучше усвоить предложенный материал.

            Учитывая возрастные особенности детей целесообразно во время занятия вводить и двигательные нагрузки. Это могут быть как физкультминутки, так и соревнования, проводимые с использованием изготовленных детьми поделок.

 В течение учебного года в интересах учащихся можно вносить изменения в программе.

         Принцип прочности - целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками. Ведь во многом отношение к предмету определяется отношением к учителю, который его преподает. Возбудив интерес к изучаемой дисциплине, педагог значительно облегчает ученикам усвоение относящегося к ней материала. Это объясняется тем, что память человека легко и надолго фиксирует то, что вызывает активный интерес. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.

При реализации программы используются следующие инновационные технологии:  методы проблемного обучения, алгоритмический метод, проектный, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод запрещений (когда не разрешается использование в работе какого-либо цвета, способа обработки детали, что побуждает детей искать новое решение поставленной задачи), здоровьесберегающие технологии, уроки самостоятельной деятельности; исследовательские; на основе групповой технологии; проблемные; дифференцированного обучения; на основе проектной деятельности; уроки-тренинги и др.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Использование ИКТ на различных занятиях позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить занятия на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к учащимуся, применяя разноуровневые задания.  

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится педагог. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению .

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.  

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина.  

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.).  

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.  

Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Организация образовательного процесса

      Программа «Умелые руки» рассчитана на 2 года обучения, она предусматривает занятия в школе, учреждениях дополнительного образования.

Этапы обучения:

1 год обучения - начальный этап.

Учащиеся получают первоначальные знания и умения при выполнении работ из бисера на проволоку леску и нить, учатся читать простейшие схемы, знакомятся со свойствами цвета. Количество часов в год 144 часа.

2 год обучения – расширенный этап.

На этом этапе обучения закрепляются и расширяются полученные ранее знания, совершенствуется техника исполнения изделий, осваиваются новые техники плетения, изготовления игрушек. . Количество часов в год 216 часов.

Особенное внимание следует обратить на создание в коллективе доброжелательной творческой атмосферы, что способствует выявлению индивидуальности каждого учащегося. Учебное помещение  соответствует требованиям СанПиНа.

Рекомендуемый возраст учащихся  7 - 11 лет.

Режим работы для детей:

        - первого года обучения 2 занятия  в неделю по 2 часа;

        - второго года обучения 3 занятия в неделю по 2 часа.

        Наполняемость групп:

        - в группе I года обучения 12 – 15 человек;

        - в группах II года обучения – не более 10 человек.

В группы принимаются все дети без ограничений, различной подготовленности, желающие познать новое.

Основная форма проведения занятия – учебное занятия. 

Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает сведения: о видах плетения; об истории мягкой игрушки и бисероплетении; свойствах и видах ткани и меха; об основных технологических приемах в бисероплетении, изготовлении динамических поделок. Практическая часть направлена на получение необходимых умений и навыков работы в предлагаемых программой техниках.

Условия реализации программы

              Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

  1. Общие требования к оформлению  кабинета.

    - соответствие кабинета нормам СанПиНа;

- чистота, освещенность, проветриваемость   кабинета;

              2) Методическое обеспечение программы:

  • методические разработки и планы-конспекты занятий;
  • дидактические материалы (инструкционные карты, трафареты, шаблоны, таблицы, карточки-задания, схемы, тесты, кроссворды, книги, журналы).

Личностные и метапредметные результаты освоения дополнительной

 общеразвивающей программы

Личностными результатами освоения программы «Умелые ручки» является формирование следующих умений:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

 Метапредметными результатами  является формирование следующих универсальных учебных действий:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

15) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

16) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

17) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

18) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

19) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

20) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

21) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

22) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

23) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Проверка результативности:

Знания, умения и навыки, полученные на занятии необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля могут быть итоговые занятия один раз в полугодие, итоговая выставка, контрольные задания, тематические и персональные выставки, конкурсы и соревнования, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, направляют учащихся к достижению более высоких вершин творчества, нацеливают детей на достижение положительного результата.  

     Вводный контроль – беседа с детьми, родителями, учителями, педагогическое наблюдение (проводится в начале года).

     Промежуточный контроль – практическая работа, участие в выставках, беседы, тесты.

     Итоговый контроль – выставка.

I год обучения

п/п

Какие знания, умения и навыки

 контролируются

Формы проведения итогов

1.

Знание техники безопасности.

Знание инструментов, материалов и умение использовать их в работе.

устный  опрос

2.

Умение пользоваться схемами, выкройками, иглой, выполнять основные элементы, украшать и комбинировать их. Знание правил, приемов и техники плетения бисером. Основные свойства и виды материала.

фронтальный устный опрос, карточки-задания

3.

 Основные свойства и виды материала. Умение создавать схему узор, несложные изделия. Умение подобрать цвет, знание цветового круга.

фронтальный устный опрос

4.

Знание народных традиций и праздников, предназначение игрушек и бисера в них, умение творчески использовать изделия, создавать работы, имеющие практическое значение (пасхальные яйца, панно, вышивка бисером картин, настольные вазы, салфетки, украшения, игрушки подушки)  

контрольные вопросы

5.

 Знание техники изготовления простейших работ в технике  бисероплетение.

кроссворд, наблюдение, фронтальный устный опрос

6.

Знание техники изготовления работ в технике  мягкая игрушка. Умения подбирать материалы для работы.

контрольные вопросы

7.

Знание техники плетения. Умение выполнять моделирование игрушки. Работа со схемами и материалами, умение творчески выполнять работу, использовать дополнительные материалы (природные и декоративные). Вносить изменения в конструкцию изделия. Создавать новые схемы, выкройки.

фронтальный устный опрос

8.

Креативность в выполнении практических заданий, аккуратность и соответствие технологии изготовления.

наблюдение

2 год обучения

№ п/п

Какие знания, умения и навыки

 контролируются

Формы проведения итогов

1.

Соблюдение правил техники безопасности; организация рабочего места.

контрольные вопросы

2.

Классификация аппликаций, знания и умение применить основные приёмы изготовления изделий в работе.

фронтальный устный опрос, карточки-задания

3.

Знания и умения приемов изготовления мягких игрушек.

опрос, мини-выставка

4.

Технологию изготовления работ в технике бисероплетение. Умения подбирать материалы и аккуратно выполнять изделия.

Вопросник

5.

Понятие цветоведения, его характеристика. Возможности сочетания разных материалов в работе.

фронтальный устный опрос, наблюдение

6.

Технологию изготовления панно и декоративных украшений. Умения подбирать и сочетать разные материалы в работе.

наблюдение, опрос

7.

Умения работать с инструкционными картами, схемами, выкройками.

наблюдение, устный опрос

8.

Креативность в выполнении практических заданий. Аккуратность и соответствие технологии изготовления.

наблюдение

Аттестация учащихся:

        I год обучения:

- начальная аттестация (сентябрь);

- текущая аттестация (по разделам программы);

-  промежуточная аттестация (декабрь, май).

II год обучения:

-  текущая аттестация (по разделам программы);

-  промежуточная аттестация (декабрь, май).

Подготовка к аттестации

При наборе учащихся первого года обучения проводится начальная аттестация, в ходе которой  педагог проводит устный опрос, по результатам  которого узнает уровень подготовки учащихся к занятиям.

Перед проведением промежуточной аттестации с учащимися в декабре и апреле - мае проводится предварительная подготовка детей и родителей  с целью ознакомления их с порядком проведения промежуточной аттестации.  

 Кроме беседы с учащимися и родителями проводится предварительное контрольное занятие в той форме, в которой заявлена промежуточная аттестация: теоретическая часть устный опрос,  практическая часть – практическая работа.

Готовится материал с перечнем вопросов и заданий, схожих с основным аттестационным материалом.  Устный опрос  состоит из 24 вопросов по содержанию разделов программы. Практическая работа предполагает задания по пройденному материалу.

Оценка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся по теории и практике проходит по трем уровням: высокий, средний, низкий.

  Высокий уровень –  учащиеся должны грамотно излагать программный материал  и самостоятельно  выполнять практическое задание.

Средний уровень – учащиеся должны правильно, грамотно и по существу излагать программный материал и выполнять практическое задание,  не допуская существенных неточностей в ответе.

Низкий уровень – учащиеся не знают значительной части материала, допускают существенные ошибки, с большими затруднениями выполняют практическое задание.

При обработке результатов учитываются критерии для выставления уровней:

Высокий уровень – выполнение 100% - 70% заданий;

Средний уровень выполнение от 50% до 70% заданий;

Низкий уровень - выполнение менее 50% заданий.

Формы аттестации учащихся в течение учебного года

Аттестация

Сроки

Теория

Практика

 Начальная

сентябрь

устный опрос

Практическая

 работа

Предварительная

ноябрь-

декабрь

устный опрос

Практическая

работа

 Промежуточная

декабрь

устный опрос

Практическая

работа

Предварительная

апрель

устный опрос

Практическая

работа

Промежуточная

апрель-

май

устный опрос

Практическая

работа

Прогнозируемые результаты:

На этом этапе учащиеся получают первоначальные знания и умения в области изготовления мягких игрушек и изделий из бисера. Знакомятся с историей развития этих видов декоративно-прикладного искусства, их характеристикой и классификацией.  

1 год обучения

К концу первого года обучения дети должны знать:

- название и назначение материалов (ткань, бисер, стразы, нитки, рубка, клей, стеклярус и т. д.)

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, иглы, воск, клей, станок для ткачества);

- способы и правила изготовления мягких игрушек, бисерных изделий. Методы и способы плетения, низания и ткачества. Виды швов. Схема-рисунок. Гармония цветов;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работы с указанными инструментами.

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы, правильно сидеть за столом, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- передавать объемную форму предмета, цветовую гамму, экономно использовать материал, беречь книги, тетради, записи;

- пользоваться ножницами, иглами, нитками, леской, воском;

- выполнять изделия по схеме, выкройкам, уметь читать схему, описание, правильно соединять детали изделия, уметь работать с одной иглой, двумя иглами, по тому или иному виду плетения;

-уметь работать на станке, знать техники ткачества и последовательность ее выполнения;

- правильно выполнять приемы плетения, определять название материала, изделия.

2 год обучения

На этом этапе  продолжается формирование навыков и умений, направленных на изготовление изделий; усвоение и расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций с учетом самостоятельного их выполнения. Продолжается совершенствование умений и навыков изготовления работ в техниках мягкая игрушка и бисероплетение.  Процесс создания сюжетных работ постоянно усложняется путем включения динамичных по действию и с большим количеством персонажей, предметов, деталей. Работы, выполненные учащимися, должны иметь общественную значимость. Они могут быть представлены на выставках, а так же служить в качестве сувениров.

К концу второго года обучения дети должны знать:

- цветовой спектр, его характеристику, сочетание цветов в изделиях;

- технологию выполнения работ из бисера, мягкую игрушку;

- различные виды орнамента;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работы с указанными инструментами.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

- пользоваться инструментами, знание материалов используемых в работе. Соблюдение правил техники безопасности;

- самостоятельно выполнять изделия из ткани, меха;

- самостоятельно создавать эскизы, зарисовки, схемы. Творческие навыки (креативность в выполнении практических заданий);

- применять изделия в современной одежде, интерьере;

- изготавливать изделия по собственному замыслу. Изменять конструкции изделия;

- выполнять экспонаты к выставке.

Учебный план

п/п

                                  Тема занятия

    Года обучения

   1 год

  2 год

1.

     Вводное занятие

      2

      2

2.

Цветоведение и композиция

       2

       4

3.

Бисероплетение

      58

     94

4.

Мягкая игрушка

      40

     62

5.

Оформление изделий

      4

       2

6.

Изготовление панно

      10

       12

7.

Выполнение творческих композиций

      10

       20

8.

Подготовка  к конкурсам и выставкам

      10

      14

9.

Аттестация  

6

4

10.

 

Итоговое  занятие                                        

2

2

Итого:

   144

    216

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

                               Название разделов и тем

        Количество

             часов

всего

Теор.

Практ.

1.

2.

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

 5.

 6.

 7.

 8.

 9.

10.

Вводное занятие

Цветоведение и композиция

Основы бисероплетения

История бисера

Техника изготовления бисерных изделий на проволочной основе

Цветы из бисера

Техника низания на нить

Орнаменты и их символика

Ткачество

Вышивка

Изготовление мягкой игрушки

 История игрушки. Основные термины и способы обработки ткани

Правила раскроя и соединения деталей. Работа с выкройкой

Окончательная отделка изделия

Изготовление плоских, полуобъемных и объемных изделий

Оформление изделий

Изготовление панно

Выполнение творческих композиций на заданную тему

Подготовка к конкурсам и выставкам

Аттестация

Итоговое  занятие. Выставка работ учащихся

2

2

58

2

12

10

8

2

12

12

40

4

   6

6

 24

 4

10

10

  10

6

2

1

1

12

1

2

2

2

1

2

2

6

2

2

2

-

    2

2

-

-

3

-

1

1

46

1

10

16

6

1

10

10

34

2

4

4

24

   2

8

10

10

3

2

 Итого:

144

27

117

Содержание программы

1 год обучения

1 Вводное занятие

1.1. знакомство с учащимися

       Теоретические знания:

 Цели, задачи, содержание занятий в объединении. Режим работы. Правила поведения во время обучения. Показ готовых изделий выполненных учащимися в прошлом году.

      Форма занятия: вводное учебное занятие.

      Методическое обеспечение: книги по декоративно - прикладному искусству, план работы объединения, инструкции по технике безопасности.

1.2. правила по технике безопасности

       Теоретические знания:

правила безопасной работы с ножницами, иглами, булавками, клеем, бисером. Знакомство с оборудованием и материалами.

Краткие сведения из истории стеклоизделия, бисера, изделий-украшений.

Древний Египет и Древняя Индия – родина бисера. Монополия Византийского бисера «Лесное стекло» Богемии. Производство бисера в России. Возрождение народного творчества.

      Форма занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов действий.

      Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкции по технике безопасности, книги, репродукции. 

Форма подведения итогов: устный опрос.

2. Основы цветоведения

        Теоретические знания:

 Гармония цветов. Цветовое богатство окружающего мира. Яркость и насыщенность цвета. Удачные сочетания цветов. Ахроматические (белый, черный) цвета, как средство выразительности в оформлении. Хроматические цвета, холодные и теплые цвета.

        Практическая работа:

 Наблюдение сочетаний цветов в природе, экскурсия в парк, на выставку.

       Форма занятия: беседа, рассказ, демонстрация, экскурсия.

       Методическое обеспечение: план-конспект занятия, ткань и бисер различных цветов, иллюстрации, таблица «Цветовой круг».

        Форма подведения итогов: карточки-задания, подбор цветов для браслета.

 3. Основы бисероплетения

3.1. История бисера

     Теоретические знания:

Краткие сведения из истории стеклоизделия, бисера, изделий-украшений.

Древний Египет и Древняя Индия – родина бисера. Монополия Византийского бисера «Лесное стекло» Богемии. Производство бисера в России. Возрождение народного творчества.

     Форма занятия: рассказ, объяснение, экскурсия в музей народной культуры.

      Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкции по технике безопасности, книги, репродукции.

 Форма подведения итогов: анализ ошибок, устный опрос.

3.2. Техника изготовления бисерных изделий на проволочной основе

         Теоретические знания:

 Виды плетения на проволоку - параллельное, петельное, игольчатое. Обрыв и удлинение проволоки. Расход материала при работе. Плоское и объёмное плетение. Работа с описанием и схемой.

         Практическая работа:

Плетение сувениров, фигурок животных, насекомых. Составление композиций из выполненных изделий. Плетение объемных сувениров из бисера и бусин.

         Форма занятия: комбинированное учебное занятие.

         Методическое обеспечение: план-конспект занятия, наглядные пособия, схемы, книги.

         Форма подведения итогов: фронтальный устный опрос, анализ ошибок.

3.3. Цветы из бисера

          Теоретические знания:

 Подбор материала по цвету, размеру. Техника плетения. Оформление и сборка цветка. Бисер в интерьере. Оформление композиций из цветов. Цветы на основе параллельного плетения, игольчатого плетения, цветы из петелек.

         Практическая работа:

Изготовление различных цветов из бисера и соединение их в различные композиции. Оформление интерьера изделиями из бисера. Изготовление букетов. Оформление бисерными цветами подарков и других предметов. Украшение одежды (броши).

        Форма занятия: учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.

        Методическое обеспечение: книги, схемы, образцы поделок.

        Форма подведения итогов: анализ ошибок, устный опрос.

3.4. Техника низания на нить

        Теоретические знания:

 Низание « в одну нить », « в две нити » - основа изготовления многих изделий.

Зависимость формы изделия, его длины и ширины, сложности узора от назначения украшений и его места в костюме. Простота формы, чувство ритма, строгость композиционного построения в нанизывании «в крест», «в столбик». Проработка схем, подбор цветовой гаммы.

        Практическая работа:

Простые приемы низания – цепочки, мозаика, крест. Низание сеток – оплетение пасхальных яиц. Оформление застежки.

        Форма занятий: рассказ, демонстрация, практическая работа.

        Методическое обеспечение: образцы поделок, схемы, книги.

        Форма подведения итогов: анализ ошибок, устный опрос.

3.5. Орнаменты и их символика

        Теоретические знания:

Виды орнаментов (орнаменты с изображением животных, растительные орнаменты, геометрические узоры и пр.). Значение и истоки орнамента на Руси. Использование орнамента в изготовлении бисерных изделий.

        Практическая работа:

Выполнение упражнений по созданию орнаментов, использование их в изготовлении браслетов из бисера.

        Форма занятия: рассказ, объяснение, демонстрация, практическая работа.

       Методическое обеспечение: план-конспект занятия, книги, иллюстрации.

       Форма подведения итогов: карточки-задания «Орнаменты».

3.6.Ткачество

        Теоретические знания:

 знакомство с видами ткачества (одной иглой с декоративными и потайными нитями основы). Станок для ткачества. Соединение тканных полос.

Составление схем. Подбор цветовой гаммы. Тканье – одна из старинных техник изготовления украшений из бисера на станке с нитяной основой. Способом тканья изготавливают всевозможные цепочки, браслеты ,сережки ,пояса, воротники, герданы.

         Практическая работа:

Создание различных изделий методом ручного ткачества, тканье на станке. Изготовление эскизов для выполнения работ в материале. Закрепление на станке нитей основы.

         Форма занятия: рассказ, демонстрация, практическая работа.

         Методическое обеспечение: схемы, книги, карточки.

         Форма подведения итогов: устный опрос, анализ ошибок.

         3.7. Вышивка

         Теоретические знания:

 Способы вышивки бисером, бусами, стеклярусом. Вышивка бисером по канве, по бисерной сетке. Шов «назад иголку», шитье вприкреп, шов впрокол, шитье по счету, монастырский шов.

        Практическая работа:

Изготовление конверта для носовых платков (саше), браслет «Весенний», панно «Весна» по собственному замыслу.

         Форма занятия: показ, объяснение, практическая работа.

         Методическое обеспечение: книги, образцы поделок, схемы.

        Форма подведения итогов: фронтальный устный опрос.

4. Изготовление мягкой игрушки

4.1.История игрушки. Основные термины и способы обработки ткани.

         Теоретические знания:

Игрушка как один из древнейших видов народного художественного творчества. Классификация игрушек. Инструменты и материалы, используемые в работе. Знакомство с основными терминами в работе. Виды ручных швов.

         Практическая работа:

Выполнение образцов ручных швов, знакомство с готовыми изделиями, выполненными в прошлые годы. Изучение свойств тканей.

         Форма занятия: рассказ, объяснение, демонстрация, практическая работа.

         Методическое обеспечение: образцы поделок и тканей, книги, ножницы, инструкция по технике безопасности, план-конспект занятия.

         Форма подведения итогов: фронтальный устный опрос.

4.2. Правила раскроя и соединения деталей. Работа с выкройкой

         Теоретические знания:

Знакомство с терминами лекало, выкройка. Понятие о рисунке, чертеже, эскизе. Условные обозначения на выкройке. Расположение выкройки на ткани. Расход ткани. Раскрой деталей. Последовательность соединения деталей.

         Практическая работа:

Изготовление эскизов, выкроек, рисунков. Расположение выкройки на ткани, раскрой и соединение деталей игрушки.

        Форма занятия: объяснение, демонстрация, рассказ, практическая работа.

        Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкция по технике безопасности, ткань, выкройки, литература по предмету. 

Форма подведения итогов: фронтальный устный опрос

4.3. Окончательная отделка изделия

         Теоретические знания:

Правила соединение готовых деталей изделия, расположения глаз, носа, рта. Различные виды украшений для игрушек. Украшение изделий бисером. Просмотр литературы и иллюстраций.

         Практическая работа:

Соединение деталей, изготовление украшений для изделия, изготовление игрушек с бисером.

         Форма занятия: демонстрация, объяснение, показ, практическая работа.

         Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкция по технике безопасности, ткань, выкройки, различные украшения, литература по предмету.

    Форма подведения итогов: фронтальный устный опрос, анализ ошибок.

4.4. Изготовление плоских, полуобъёмных и объёмных изделий

Теоретические знания:

Увеличение и уменьшение выкроек. Веревочное крепление конечностей. Понятие о функциональных и эстетических свойствах и назначении игрушки. Практическая работа:

Изготовление диванных подушек для оформления интерьера комнаты, подбор ткани, выбор цвета изделия.

Форма занятия: демонстрация, объяснение, показ, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкция по технике безопасности, ткань, выкройки, различные украшения, литература по предмету.

Форма подведения итогов: устный опрос.

5. Оформление изделий

         Теоретические знания:

Различные способы изготовления застежек для браслетов и бус. Способы изготовления рамочек для оформления работ. Просмотр иллюстраций по оформлению изделий.

         Практическая работа:

Изготовление рамочек из различных материалов (плотной бумаги, шнура, ткани). Оформление работ в деревянных рамках. Изготовление паспарту. Оформление изделий из бисера.

         Форма занятия: демонстрация, объяснение, показ, практическая работа.

         Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкция по технике безопасности, ткань, бисер, бумага, деревянные рамки, литература по предмету, иллюстрации.

Форма подведения итогов: фронтальный устный опрос, анализ ошибок.

6. Изготовление панно

        Теоретические знания:

Понятие об аппликации, роль ее в искусстве. Аппликация с бисером, тканью, мехом, кожей. Демонстрация различных видов панно.

        Практическая работа:

Изготовление панно с применением различных материалов.

       Форма занятия: демонстрация, объяснение, показ, практическая работа.

       Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкция по технике безопасности, ткань, бисер, литература по предмету, иллюстрации.

       Форма подведения итогов: устный опрос, мини-выставка.

7. Выполнение творческих композиций на заданную тему

         Теоретические знания:

Способы создания тематических композиций (герои сказок, мультфильмов, произведений детской литературы) Коллективный творческий поиск интересного художественного образа. Отражение национальных мотивов и традиций народного искусства. Использование народного орнамента, вышивки, различных тканей в оформлении работ. Симметричная и ассиметричная композиция.

         Практическая работа:

Выполнение композиций в технике бисероплетения и мягкой игрушки.

        Форма занятия: демонстрация, объяснение, показ, практическая работа.

        Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкция по технике безопасности, ткань, выкройки, различные украшения, литература по предмету, иллюстрации, бисер.

    Форма подведения итогов: фронтальный устный опрос, анализ ошибок.

         8. Подготовка к конкурсам и выставкам - 10 часов

8.1. «Славься,Отечество» - 2 часа

8.2. «Мастерская Деда Мороза» - 4 часа

8.3. «Чудеса своими руками» - 2 часа

8.4. «Весеннее вдохновение» -  2часа

  9. Аттестация – 6 часов

7.1.  Начальная аттестация  (сентябрь) – 2 часа

7.2.  Промежуточная аттестация (декабрь)  – 2 часа

7.3.  Промежуточная аттестация (май) – 2 часа

10. Итоговое занятие

Организация выставки работ учащихся. Подведение итогов учебного года. Проведение занятия в виде игры, конкурса, викторины и т.п.

      Форма занятия: выставка, игра, обобщающая беседа.

Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

                         Название разделов и тем

       Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

 1.

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

    1

     1

    2

 2.

Цветоведение и композиция

    2

     2

    4

 3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

Бисероплетение

Техника изготовления бисерных изделий на проволочной основе. Объемные изделия.

Бижутерия и её виды плетения

Сложные приёмы низания

Хранение и восстановление изделий из бисера

Ткачество. Орнамент

Вышивка. Изделия из бисера в современной одежде и интерьере

    6

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    88

    21

    17

    15

     3

    15

    17

   94

    22

   18

   16

    4

   16

   18

 4.

4.1.

4.2.

Мягкая игрушка

Объемные игрушки

Игрушка в оформление интерьера.  Игрушки-подушки

   4

   2

   2

    58

    32

    26

  62

  34

  28

 5.

Оформление изделий

    1

     1

   2

 

6.

7.

8.

9.

10.

Изготовление панно

Выполнение творческих композиций

Подготовка к конкурсам и выставкам

Аттестация

Итоговое  занятие

2

2

-

2

-

10

18

14

2

2

12

20

14

4

2

                                                                               Итого:

  20

  196

 216

Содержание программы

2 год обучения

  1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

Теоретические знания:

Цели, задачи, содержание занятий в объединении. Режим работы. Правила поведения во время обучения. Показ готовых изделий выполненных учащимися в прошлом году.

Форма занятия: вводное учебное занятие.

Методическое обеспечение: книги по декоративно - прикладному искусству, план работы объединения, инструкции по технике безопасности.

  1. Цветоведение и композиция

        

Теоретические знания:

Цвет – как одно из главных выразительных средств в декоративно-прикладном искусстве. Гармония цветов. Знание о цвете и о влиянии формы на цветовосприятие. Цветовое богатство окружающего мира. Яркость и насыщенность цвета. Ахроматические и хроматические цвета, холодные и теплые цвета. Цветовой круг Ньютона, Бецольда, Гете.

 Практическая работа:

Наблюдение сочетаний цветов в природе, экскурсия в парк, на выставку.

Форма занятия: беседа, рассказ, демонстрация, экскурсия.

Методическое обеспечение: план-конспект занятия, ткань и бисер различных цветов, иллюстрации, таблица «Цветовой круг».

Форма подведения итогов: карточки-задания, подбор цветов для гердана.

  1. Бисероплетение

 

  1. 3.1. Техника изготовления бисерных изделий на проволочной основе. Объемные изделия.

 Теоретические знания:

Техника изготовления французской (круговой) техники плетения. Работа со схемой. Объемное плетение.

Практическая работа:

Плетение объемных фигурок животных, насекомых. Изготовление цветов, составление букетов и композиций.

Форма занятия: рассказ, демонстрация, практическая работа.

 Методическое обеспечение: схемы, книги, карточки.

Форма подведения итогов: устный опрос, анализ ошибок.

  1. 3.2. Бижутерия и её виды плетения

            Теоретические знания:

Кабошоны с бисером, герданы (гайтаны), броши, ожерелья, заколки для волос, фенечки. Кулоны и медальоны, плетение уголка. Различные виды плетения ( мозаичное, ажурное, сетчатое).

  Практическая работа:

   Изготовление заколок, брошей, фенечек, колье, кулонов и т. п.

  Форма занятия: рассказ, демонстрация, практическая работа.

  Методическое обеспечение: схемы, книги, карточки.

           Форма подведения итогов: устный опрос, анализ ошибок.

  1. 3.3. Сложные приёмы низания

         Теоретические знания:

    Многослойные, объемные сложные изделия. Жгут, шнур (квадратный, спиральный,        мозаечный). Прием наложения, приплетения, подплетения.

     Практическая работа:

Изготовление объемных шнуров, жгутов, колье.

     Форма занятий: рассказ, демонстрация, практическая работа.

     Методическое обеспечение: образцы поделок, схемы, книги.

     Форма подведения итогов: анализ ошибок, устный опрос.

  1. 3.4. Хранение и восстановление изделий из бисера

              Теоретические знания:

Универсальные футляры, коробки. Ремонт бисерных изделий.

    Практическая работа:

Изготовление коробки, футляра для хранения изделий.

   Форма занятия: рассказ, демонстрация, практическая работа.

   Методическое обеспечение: схемы, книги, карточки.

            Форма подведения итогов: устный опрос, анализ ошибок.

  1. 3.5.Ткачество. Орнамент

      Теоретические знания:

 Виды ткачества (одной иглой с декоративными и потайными нитями основы, двумя иглами). Станок для ткачества. Соединение тканных полос. Использование различных орнаментов в изготовлении бисерных изделий. Составление схем.  

       Практическая работа:

Создание различных изделий методом ткачества. Изготовление эскизов для выполнения работ в материале. Изготовление браслета по собственному замыслу.

      Форма занятия: рассказ, демонстрация, практическая работа.

       Методическое обеспечение: схемы, книги, карточки.

       Форма подведения итогов: устный опрос, анализ ошибок

3.6. Вышивка. Изделия из бисера в современной одежде и интерьере

      Теоретические знания:

Вышивка бисером по канве, по бисерной сетке, по гладкой ткани.

      Практическая работа:

Изготовление панно, украшение бахромой, ажурными зубцами одежды, вышивание на ткани, одежде по схеме бисером, пайетками, бусинами, рамки для фотографий.

     Форма занятия: показ, объяснение, практическая работа.

    Методическое обеспечение: книги, образцы поделок, схемы. 

 Форма подведения итогов: анализ ошибок, устный опрос.

4 .Мягкая игрушка

  1. 4.1.Объёмная игрушка

  Теоретические знания:

Пропорции в природе и быту, правило золотого сечения, изменение конструкции с целью усовершенствования, оформление головок кукол. Фигуры с проволочным каркасом.

 Практическая работа:

Изготовление объемных игрушек, моделирование выкроек.

 Форма занятия: объяснение, демонстрация, рассказ, практическая работа.

 Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкция по технике безопасности, ткань, выкройки, литература по предмету.

   Форма подведения итогов: устный опрос, наблюдение.

  1. 4.2.Игрушка в оформление интерьера.  Игрушки-подушки

Теоретические знания:

Увеличение и уменьшение выкроек. Веревочное крепление конечностей. Понятие о функциональных и эстетических свойствах и назначении игрушки в интерьере.

 Практическая работа:

Изготовление диванных подушек для оформления интерьера комнаты, подбор ткани, выбор цвета изделия.

Форма занятия: демонстрация, объяснение, показ, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкция по технике безопасности, ткань, выкройки, различные украшения, литература по предмету.

Форма подведения итогов: устный опрос.

5. Оформление изделий

         Теоретические знания:

Различные способы изготовления застежек для браслетов и бус. Способы изготовления рамочек для оформления работ. Просмотр иллюстраций по оформлению изделий.

         Практическая работа:

Изготовление рамочек из различных материалов (плотной бумаги, шнура, ткани). Оформление работ в деревянных рамках. Изготовление паспарту. Оформление изделий из бисера.

         Форма занятия: демонстрация, объяснение, показ, практическая работа.

         Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкция по технике безопасности, ткань, бисер, бумага, деревянные рамки, литература по предмету, иллюстрации.

Форма подведения итогов: фронтальный устный опрос, анализ ошибок.

6. Изготовление панно

        Теоретические знания:

Понятие об аппликации, роль ее в искусстве. Аппликация с бисером, тканью, мехом, кожей. Демонстрация различных видов панно.

        Практическая работа:

Изготовление панно с применением различных материалов.

       Форма занятия: демонстрация, объяснение, показ, практическая работа.

       Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкция по технике безопасности, ткань, бисер, литература по предмету, иллюстрации.

       Форма подведения итогов: устный опрос, мини-выставка.

7. Выполнение творческих композиций на заданную тему

         Теоретические знания:

Способы создания тематических композиций (герои сказок, мультфильмов, произведений детской литературы) Коллективный творческий поиск интересного художественного образа. Отражение национальных мотивов и традиций народного искусства. Использование народного орнамента, вышивки, различных тканей в оформлении работ. Симметричная и ассиметричная композиция.

         Практическая работа:

Выполнение композиций в технике бисероплетения и мягкой игрушки.

        Форма занятия: демонстрация, объяснение, показ, практическая работа.

        Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкция по технике безопасности, ткань, выкройки, различные украшения, литература по предмету, иллюстрации, бисер.

    Форма подведения итогов: фронтальный устный опрос, анализ ошибок.

         8. Подготовка к конкурсам и выставкам - 14 часов

                8.1. «Славься,Отечество» - 2 часа

                8.2. «Мастерская Деда Мороза» - 4 часа

                8.3. «Чудеса своими руками» - 4 часа

8.4. «Весеннее вдохновение» -  4часа

       9.  Аттестация – 4  часов

      9.1.  Промежуточная аттестация (декабрь)  – 2 часа

      9.2.  Промежуточная  аттестация (май) – 2 часа

 10. Итоговое занятие

Организация выставки работ учащихся. Подведение итогов учебного года. Проведение занятия в виде игры, конкурса, викторины и т.п.

Форма занятия: выставка, игра, обобщающая беседа.

Методическое обеспечение

Для реализации данной общеразвивающей программы необходимо определённое методическое обеспечение. В зависимости от поставленных задач педагог объединения на занятиях использует различные методы, формы и средства обучения, чаще всего, сочетая их.

Цели и задачи, поставленные в программе, осуществляются в тесном сотрудничестве детей, педагогов и родителей. Педагог продумывает содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Для поддержания постоянного интереса к занятиям рекомендуется разнообразить методы работы, надо учитывать возрастные особенности детей, степень их их подготовленности, имеющие знания и навыки.

Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям учащихся, обеспечить их занятость в течении всего занятия, чтобы по времени каждая часть не была затянута.

Данной программой предусмотрено использование следующих методов обучения:

- словесный;

        - наглядный;

- практический;

- контроль и самоконтроль.

Наиболее эффективными методами работы являются:

- объяснительно-иллюстративный;

- метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- поисковый метод как основа создания творческой среды;

- метод творческих заданий;

- метод проектной деятельности.

Материалы и инструменты:

  1. Иглы разной величины;
  2. Нитки катушечные, разных цветов;
  3. ножницы;
  4. карандаши;
  5. пуговицы;
  6. бисер;
  7. проволока;
  8. леска;
  9. кусок мягкой ткани 20/20;
  10.  фурнитура – замки, швензы,застёжки;
  11.  клей ПВА;
  12.  нитки мулине.

Дидактический раздаточный материал:

      1. шаблоны;

      2.трафареты;

      3. технологические карты, схемы;

      4. рисунки;

      5. чертежи, выкроики, лекала;

      6. образцы поделок, выполненные педагогом;

      7. образцы поделок, выполненные учащимися;

      8. учебная литература.

Список литературы для педагога:

  1. Базулина Л. В., Новикова И. В., Бисер – Ярославль: Академия холдинг, 2000 г.
  2. Божко Л. А., изделия из бисера.- М.: Издательство «Мартин», 2005 г.
  3. Волчек Н. М. Фенечки из цветных ниток и бисера.- Мн.: Современный литератор, 2000 г.
  4. Данкевич Е., Жакова О., И снова фенечки! Санкт-петербург «Кристалл», 2001 г.
  5. Зайцева Н. К. Укранения: Кулоны.- М: АСТ-ПРЕСС, 2000 г.
  6. Канурская Т. А. Маркман Л. А., Бисер.- М: Профиздат, 2000 г.
  7. Ляукина М., Бисер, М: «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.
  8. Ляукина М., Бисер: Техника. Приемы. Изделия.- М: «АСТ- ПРЕСС» книга, 2003 г.
  9. Подласный И. П. Педагогика. – М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
  10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М.: Академия, 2003.
  11. Федотова М., Валюх Г., Цветы из бисера, М.: Культура и традиции, 2004 г.
  12. Чиотти Д. «Фантазии из бисера», Издательский дом «Ниола 21 век», 2005.
  13. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управления образовательными системами. – М.: Академия, 2005.
  14. Специальное приложение к журналу «Чудесные мгновения» № 6 1999 г., № 4(10) 2002 г., № 4 (20) 2004 г., № 7 (23) 2004 г., № 4 (14) 2003 г., № 7-8 (30) 2005 г., № 9 (31) 2005 г., № 2 (18) 2004 г., № 1 (25) 2005 г., № 1 (17) 2004 г.
  15. Журнал «Модный» № 1 (26) 2004г., экстра выпуск.
  16. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.
  17. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.
  18. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
  19. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.  
  20. Бордовская Н.В.Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов  Издатель – Питер Год издания - 2014
  21. Столяренко Л.Д.Психология и педагогика  Издатель – Феникс  Серия - Высшее образование Год издания - 2014

Список литературы для детей и родителей:

  1. Исакова Э. Ю., Стародуб К. И., Ткаченко Т. Б., Сказочный мир бисера. Плетение на леске. Книга 1. Плетение на проволоке. Книга 2. Ростов н/Д : «Феникс», 2004 г.

2. Лындина Ю. Фигурки из бисера, плетение на проволке, 250 фигурок для игры и подарков, издательство культура и традиции, г. Тверь, 2001, 2003, 2004.

3. Манкова Т. Н. Бисерная миниатюра: как создать объем – Ростов н/Д: «Феникс», 2005 г.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...