ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Воспитание коммуникативной культуры учащихся»
статья на тему

Анисимова Лариса Константиновна

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию младших школьников. В этом возрасте происходят значительные перемены в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я», «Бросает свой первый вызов судьбе, миру, себе самому…» Надо быть осторожным, чтобы не сломать начинающую складываться личность. Как часто мы, взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vy_kommunikativnoe_vospitanie.docx432.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Выступление на  методическом  объединении

 классных руководителей

(протокол №4 от 23.03.2013)

Выступление из опыта работы  

 «Воспитание коммуникативной культуры учащихся»

узор5

с. Панаевск 

 

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию младших школьников. В этом возрасте происходят значительные перемены в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я», «Бросает свой первый вызов судьбе, миру, себе самому…» Надо быть осторожным, чтобы не сломать начинающую складываться личность. Как часто мы, взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое.
          Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами; для характеристики обмена информацией в человеческом обществе. Младший школьник является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребенка в целом.

           Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки учащегося. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Дети активно проявляют интерес к общению с взрослыми.

            Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. На занятиях учащиеся осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь.
Коллективные взаимоотношения — это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них — общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения.
            В организации совместного образа жизни младших школьников происходит ряд изменений, имеющих большое значение для коммуникации. Осознание детьми своего положения (как самых младших) сплачивает их, повышает уверенность в своих возможностях, ответственность за свои поступки. Учитель стремится развить эти новые черты в самосознании детей и на их основе обеспечить выполнение младшими школьниками новых, более высоких требований к поведению и деятельности, развить чувство коллективизма, укрепить дружеские взаимоотношения, воспитать самостоятельность, организованность. Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их дружеском расположении друг к другу, в умении сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами товарищей, помогать им, ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общем деле и общих вещах.
Этические беседы, обсуждение поступков литературных героев и поведения самих детей в группе помогает учащимся осознать гуманистический смысл правил, необходимость доброго отношения к людям.
         Впервые  в совместном образе жизни создаются условия для формирования элементов «деловых» отношений, ответственной зависимости, которые А. С. Макаренко относил к числу важнейших для становления и функционирования коллектива. Участие в общей работе, дежурствах, выполнение отдельных поручений развивают у младших школьников элементы соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и товарищами по группе. Эта общественно полезная направленность трудовой деятельности является новым, значимым элементом коллективного образа жизни детей. Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей элементов общественной направленности.
         Организованность учащихся проявляется в знании правил, в умении их выполнять и подчиняться общим требованиям, установленным в группе, в готовности совместными усилиями достигать общей цели, согласовывая действия и распределяя обязанности на основе взаимной договоренности. Организованность поведения помогает найти свое место и определить свою роль в коллективе, она сообщает поведению детей целеустремленность. Накопление индивидуального опыта обеспечивает самостоятельность ребенка в коллективной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, создание общественного мнения, стремление старших дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники.
                В последнее время вышло много литературы по развитию коммуникативных умений детей: в книге «Психогимнастика» И.Н. Чистякова предлагает психологические этюды для регуляции эмоционально-волевой сферы ребенка;  пособие Н.В. Клюевой и Ю.В. Касаткиной «Учим детей общению» поможет педагогам в работе с воспитанникам.
              Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Коммуникативные умения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время, должны быть объединены в сознании ребенка. Воспитание основ коммуникативной культуры учащихся в субкультуре детства эффективно осуществляется, если:
- процесс воспитания ориентирован на характеристики субкультуры детства;
- обеспечивается интеграция общечеловеческих ценностей в содержание процесса воспитания основ коммуникативной культуры;
- развивающие и игровые методы (стимулирующие, поддерживающие, ориентирующие и др.) активизируют коммуникации между детьми и взрослыми;
- согласованная работа школы и семьи, которая ведется параллельно, дополняя друг друга.
            Понятие «коммуникативная культура детей» как личностное качество, включает в себя: потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнёра по общению, ориентируясь на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение; представления о ценностях коммуникации как средстве организации совместной деятельности и достижения цели; эмоционально-позитивное отношение к себе и партнёру; способность прийти к согласию, договорённости в процессе коммуникации.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Вопрос воспитания коммуникативной культуры человека, в частности младшего школьника, приобретает сегодня первостепенное значение.

Коммуникативная культура рассматривается лингвистами как понятие многозначное. Применительно к задачам обучения русскому языку в школе, следует говорить о воспитании языковой личности, владеющей нормами русского литературного языка (нормативный аспект культуры речи), обладающей даром слова, т.е. способной правильно воспринимать устную и письменную речь, свободно пользоваться словом для выражения своих мыслей и чувств в устной и письменной форме (коммуникативный аспект культуры речи), соблюдающей этические нормы общения.

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Учебные, профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка. Коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности.

В настоящее время основными задачами формирования речевых способностей детей (речетворчества) является построение свободных, корректных, уместных, точных, лаконичных и успешных устных высказываний своих мыслей и чувств, выражающих субъективную оценку, а также умение создавать устные и  письменные тексты адекватных стилей и жанров, позволяющих понять собеседника. Этому ребенка, наверное, может и должна научить школа, гарантирующая высокий результат в формировании коммуникативных умений учеников, а также  решающая задачу анализа «отношений между мыслью и словом» (Л. С. Выготский).

Несмотря на заявленную определяющую роль коммуникативной культуры, наши педагоги продолжают отмечать снижение уровня умения учащихся начальной школы в полной мере выразить субъективную оценку, сделать выводы, обобщить или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Это происходит вследствие того, что у многих детей отсутствует терпимость к иной точке зрения в общении, тональность или адекватная эмоциональная и лексическая окраска в высказываниях.

Для воспитания коммуникативной культуры младших школьников важно понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятым окружающими, и как правильно понять смысл обращенной к тебе речи (устной и письменной), включая подтекст (с какой целью человек говорил и что именно он хотел сказать).

Таким образом, с возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации важным становится процесс обучения младших школьников способам выражения субъективной оценки как средству воспитания их коммуникативной культуры.

Этот процесс предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционирования, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения. При этом необходимо исходить из того, что «многие науки обогащают сознание дитяти, давая ему новые и новые факты. Грамматика начинает развивать самосознание человека!.. Она является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью» (К.Ушинский)[5].

Поэтому необходимо воспитать у школьника сознательное отношение к своей речи, речи окружающих, способность воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность, как зеркало, хранитель, орудие культуры; воспитать у него личную ответственность за каждое сказанное слово.


Литература

  • Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984.
  • Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992.
  • Макаренко А. С. Коммунистическое воспитание и поведение // Пед. соч. – М., 1984. – Т. 4.
  • Петрова И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. – М.- 1990. - 95 с.
  • Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984.

Макаренко А. С. Коммунистическое воспитание и поведение // Пед. соч. – М., 1984. – Т. 4. Александрова, О.М. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку //Русский язык в общеобразовательной школе: программы и учебники — М.: ЦРРЯ, 2002.

  • 2.       Зинченко, В.П. Мысль и слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета (часть 1) // Психологическая наука и образование. – 2003. – №4. – С. 17-21.
  • 3.       Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности /Под ред. С.В. Титовой. – СПб.: Питер, 2009.
  • 4.       Троицкий, В.Ю. Пути русской школы. - М.: Свет Отечества. –  1994.
  • 5.       http://www.dslib.ru/roman-jazyki/loktionova.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей акти...

Из опыта работы учителя физической культуры МКОУ СОШ № 3 Остапенко Станислава Викторовича

Аналитическая справка, рабочая программа, тема самообразования, сценарий урока....

Из опыта работы по формированию культуры питания школьников.

Сценарий агитбригады "Витамины - это сила!" в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании" для учащихся начальной школы....

«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»

Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....

Из опыта работы "Воспитание интереса к творчеству народов Севера на уроках технологии"

Из опыта работы.  Включение в учебную программу по трудовому обучению в начальной школе компонента по изучению культуры народов Севера даёт возможность приобщить учащихся к народному искусству с ...