Из опыта работы "Воспитание интереса к творчеству народов Севера на уроках технологии"
статья на тему

Воробьева  Фаина Алексеевна

Из опыта работы.  Включение в учебную программу по трудовому обучению в начальной школе компонента по изучению культуры народов Севера даёт возможность приобщить учащихся к народному искусству с учётом этнопсихологических способностей и интересов детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАРЬЕГАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» 

Воспитание интереса

 к творчеству народов Севера

на уроках технологии

Гизатуллина Фаина Алексеевна

учитель начальных классов

Введение.

 Мы живём на древней Югорской земле.   В наших руках её будущее и настоящее. Это становится особенно актуальным в наши дни, когда дети, получая огромный поток информации с экранов телевизоров, компьютеров, из газет забывают о духовно-нравственных ценностях, определяющих суть человеческой жизни.

Одной из особенностей района Крайнего Севера, в частности Ханты-Мансийского автономного округа, является его многонациональность.   Внедрение чужого, нетрадиционного уклада жизни и ассимиляция жителей коренной национальности привели к негативным явлениям, в результате которого коренное население теряет национальную культуру, традиции, декоративно – прикладное искусство и народное ремесло.

Слайд 2

В этих условиях особую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства коренных народов Севера.

Слайд 3

       Закон «Об образовании», обеспечивает единство культурно-образовательного пространства, гарантирует защиту и развитие национальных культур и традиций, образовательных потребностей этносов.

          В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития: нравственного, умственного и эстетического.

Слайд 4

          Включение в учебную программу по трудовому обучению в начальной школе компонента по изучению культуры народов Севера даёт возможность приобщить учащихся к народному искусству с учётом этнопсихологических способностей и интересов детей.

Работая в Варьеганской средней школе более 20 лет, я уделяю особое внимание воспитанию интереса к  национальной культуре народов Севера. Мной разработана программа по трудовому обучению в начальной школе. Сохранив структуру традиционной, программа дополнена национальным содержанием.

Слайд 5

        В своей деятельности я руководствуюсь следующими основополагающими установками:

1. Дать основы разносторонних знаний о культуре, языке, традиции народов проживающих на территории села;

2. Раскрыть фундаментальную значимость окружающего мира для жизнедеятельности человека и на этой основе пробудить познавательный интерес к родному краю, сопричастность к его судьбе и судьбе России;

3. Помочь учащимся осознать значимость национальной культуры народов Севера среди важнейших достижений мировой цивилизации.

   Начиная с 18 века,  путешественники и исследователи, посещавшие Сибирь, изучавшие быт и нравы «инородцев», пророчили их вымирание. Тем не менее, народы, которым в течение нескольких веков предрекали гибель, до сих пор живы. Одним из факторов жизнеспособности этнических сообществ являются исторически сложившиеся  формы обращения к истокам народной культуры.

Слайд 6

Так что же такое культура, традиция, воспитание, обычаи?

  Культура этнической общности представляет определённую целостность, состоящую из многих компонентов (язык, обычаи, религия, традиции, нормы поведения, устное народное творчество). Передача этнокультурной информации осуществляется различными способами: через произведения материальной и духовной культуры, мимикой, жестами, однако главным фактором интерпретации этноса, важнейшим средством межпоколенной культурной преемственности является язык.  Традиция  означает передачу в диахронном плане (от поколения к поколению) устоявшихся  форм поведения, навыков, понятий. Обычаи –  устойчивые образцы традиций, общепринятые нормы социального поведения. Воспитание- это основной механизм трансляции культуры народа; оно имеет огромное значение в возникновении, развитии этноса, сохранении его культуры, самобытности.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную среду, который нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».  

   Е.А.Нёмысова, исследователь культуры обско –угорских народов пишет: «Основной целью воспитания является становление характера, умственных способностей, развитие физического состояния новых поколений, творческих продолжателей опыта народа, которые владеют родным языком, знают историю своего народа, его обычаи и традиции».  

   Концепция воспитания народов Севера заключалась в раннем привлечении детей к труду. От 3 до 6 лет взрослые начинали готовить их к производственной деятельности. Для мальчиков изготовляли игрушечные орудия охоты и рыбной ловли. С помощью игр и тренировок дети достигали такого успеха, что с 9-12 летнего возраста могли самостоятельно выезжать на охотничий промысел.  Игры девочек связаны с семейным, хозяйственным бытом: берестяные кузовки, служащие одновременно и игрушкой, и сосудом для сбора грибов и ягод, домашняя утварь и посуда. Девочка под руководством матери осваивала женские обязанности и с 12 лет могла самостоятельно вести хозяйство. Самостоятельность, ответственность и трудолюбие высоко ценились в хантыйском обществе. Устное народное творчество и пример взрослых воспитывали у детей национальные черты хантов - миролюбие, гостеприимство, щедрость.

У хантов и ненцев, как и у других народов Севера, была своя система эстетического воспитания. Её характерная особенность – в тесной связи эстетического воспитания с трудовым.  Подтверждением моих слов может послужить отрывок из народной сказки: «Бабушка Таись и дедушка Портя, собрав вокруг себя внуков и правнуков, давали каждому в руки нож, кому иголки с ниткой, кому красивый лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки вышивали узоры».  Кажется невероятным, но девочка в два-три года уже умела собрать из бисера браслетик, в три-четыре уже составляла орнамент, в шесть-семь различала традиционные узоры домашней одежды.

         Традиционная культура воспитания – эта та среда материальной и духовной жизни народа, которая прямо и непосредственно связана с воспитанием детей. Это :

Слайд 7

  • колыбель и колыбельные песни;
  • игрушки и игровые песни;
  • детская одежда и подвижные игры;
  • детские орудия труда и трудовые обязанности детей;
  • детский фольклор и традиционные праздники;
  • заветы предков и спортивные состязания;
  • культура и декоративно-прикладное искусство.

   Проживание на территории Ханты-Мансийского автономного округа порождает необходимость знакомства учащихся с духовной культурой народов Севера, воспитание у них уважения к этой самобытной культуре.

Предлагаемая программа по технологии для начальной школы позволяет формировать трудовые умения и навыки младших школьников, посредством деятельности, связанной с творчеством  народа Севера.

Слайд 8

Цель программы:

 формирование интереса к национальному творчеству народов Севера.

Слайд 9

Задачи:

1. Создать условия для ознакомления с национальным искусством народов Севера.

2. Формировать положительное отношение к духовным и нравственно-эстетическим ценностям своей культуры в единстве с другими культурами.

3. Формировать трудовые умения и навыки в изготовлении традиционных видов изделий.

4. Воспитывать творчески активную личность.

5. Формировать у учащихся позицию активных носителей культуры своего народа.

6. Расширять активный словарный запас учащихся.

7. Формировать умение соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ.

В основу программы легли психолого-педагогические и технологические конструкции преподавании технологии в   школах:

  • тематический принцип планирования;
  • преемственность в обучении
  • система межпредметных связей (родной язык, чтение, музыка, ИЗО, окружающий мир);
  • система творческих заданий.

Программа состоит из следующих разделов:

Слайд

работа с бумагой,

обработка ткани,

работа с бисером,

бытовой труд,

 основы художественной обработки различных материалов,

лепка,

сельскохозяйственный труд,

общественно-полезный труд.

с   почасовым  распределением времени на изучение разделов и тем.

В программе указаны основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, приведены краткие рекомендации по оценке знаний.

В каждый раздел программы включены темы, изучающие национальную культуру,  запланированы экскурсии в этнографический  парк - музей под открытым небом.

Задача восстановления традиционного мировоззрения является сегодня одной из важнейших задач сохранения народа в истории.  Целесообразно  разделы программы каждого класса начинать с изучения орнаментального искусства.

Слайд

Орнамент – мощный пласт культуры народов Севера. Он богат и многогранен, как сама народная жизнь, и, как определенная знаковая система является одним из средств передачи духовного опыта предшествующих поколений.

Орнамент в школьной практике можно использовать с различной целью как средство:

  •  концентрации внимания детей т.к. в орнаменте заложен ритм, который должен предполагать порядок;
  •  постановки руки у младших школьников с помощью штриховки и закрашивания орнаментов они развивают мышцы рук;
  •  включения учащихся в языковую традицию   народов Севера  - через посредство называния узоров;

-  введения детей в традиционное мировоззрение через мифолого-сакральную расшифровку   орнамента.

Слайд

 Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса – один из интересных видов народного творчества.  На уроках  дети учатся плести несложные цепочки, браслеты, которые ребята с удовольствием носят сами или дарят близким.

Слайд

Берестяные изделия были востребованы народами Севера и  вызывают восхищение разнообразием форм. В программу береста не была включена отдельным разделом, так как сбор бересты очень сложное и трудоемкое занятие, но  изготовление макетов  кузовков, люлек вошло  в раздел «Работа с бумагой».

Слайд

Особое место в культуре народов Севера занимает игрушка. Она имеет огромное воспитательное воздействие на душу ребенка. На занятиях дети с удовольствием делают национальные игрушки и инсценируют  с их помощью сказки.

При реализации данного курса широко используются сказки, мифы, легенды, загадки народов Севера. Из поколения в поколение устное народное творчество, обогащаясь по форме и по содержанию, впитывает в себя многовековую народную мудрость.

Слайд

Нами была собрана замечательная коллекция национальных игрушек. Чего только не принесли дети! Тут и опахала, и лапки птиц, и кости рыб, и шкурки зверей и многое другое. В эту работу были включены члены семей учащихся и жители поселка.

 В декабре 2005 года коллекция игрушек побывала на выставке в п. Междуреченский  и вызвала  огромный интерес участников  окружного семинара.

Слайд

               Для изучения народного искусства использую разные формы работы:

  • урок художественного труда;
  • проведение выставок;
  • участие в конкурсах;
  • экскурсии;
  • мастер – класс;
  • встречи с жителями села, с мастерами.

Для реализации программного  материала  применяю   следующие типы уроков; - урок творчества;

  • урок – импровизация;
  • урок – путешествие;
  • урок - сказка;
  • урок обобщающего типа.

Применим и  проектный метод обучения, который формирует у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков.

Не мыслю уроки без дифференцированного обучения: стараюсь создать благоприятные условия для возможно  максимального продвижения учащихся в том или ином, особенно привлекающем их виде труда. На занятиях трудового обучения учу детей пользоваться технологическими картами, схемами.   Интеграция теоретического и практического аспектов содержания учебного материала позволяет развивать у учащихся навыки исследования народного искусства.

Программа оснащена методическим пособием, поурочным планированием и  прорецензирована Нёмысовой Евдокией Андреевной – кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры обско –угорских народов Института развития образования ХМАО –Югры.

Программа, методическое пособие и конспекты уроков по трудовому обучению успешно апробированы учителями начальных классов Варьёганской школы и в настоящее время готовятся к печати в г. Ханты-Мансийске.

  Реализация программы тесно взаимосвязана с воспитательной работой.

 В посёлке ежегодно проходят национальные праздники «Прилёт Серой вороны», «Праздник обласа», «День рыбака».

Слайд __,___.

Учащиеся школы  всегда принимают активное участие  в подготовке к праздникам:  дети учат стихи, участвуют в конкурсах рисунков, на уроках трудового обучения готовят изделия декоративно-прикладного искусства. Внеклассные мероприятия провожу с использованием местного материала на темы: «Моя родословная», «Моя малая Родина», «История родов», «История заселения ненецких родов бассейна реки Аган».   В настоящее время учащимися класса ведётся сбор информации и   готовится проект «Золотые страницы истории моего села».  

Слайд

Для создания языковой культурной среды  руковожу фольклорным коллективом «Театр народной сказки».  Кружок стал известным не только в родном селе, но и в районе.  Коллектив является участником поселковых, районных мероприятий  и удостоен различных наград.

  Мной собран материал «Традиции народов ханты и ненцы». Вместе с учителями родного языка я явлюсь автором  сборника  «Мои традиции меня сберегут», в который  вошли  записанные мною со слов старожилов легенды.

 Охотно делюсь своим опытом: выступаю на педсоветах, семинарах, педчтениях; даю мастер-классы , приглашаю учителей на уроки трудового обучения.

     Заканчивая свое выступление хочется сказать, что  за последние годы многое изменилось в жизни традиционного сообщества: увеличились межэтнические контакты, всё меньше семей ведут традиционный образ жизни. Разрушение традиционного уклада жизни и система воспитания, не учитывающая этнических особенностей, приводят к тому, что дети теряют родной язык, забывают традиции, в то же время не осваивают другую культуру. Вот почему так остро стоит вопрос о воспитании молодого поколения,  формировании  у него системы морально-этических норм и нравственности с учётом народного опыта, который базируется на исконных традициях. Методический комплекс призван обогатить  содержание обучения учащихся начальной школы, повысить интерес к истории национальной культуры, к обычаям и традициям хантов и ненцев.

            Постигая смысл народных традиций, учащиеся открывают не только стороны мировоззрения, целесообразности в природе и жизни, но и самих себя, свои возможности, приближаются к пониманию своего предназначения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мифы и легенды народов севера"

Мифы, легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэнтези наших предков. Записывали: не было бумаги - вырубали на скалах; не умели еще писать - пели под гусли, или передавали рассказами...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Развитие детского творчества и фантазии на уроках технологии.

С первого класса на уроках технологии и во внеурочной деятельности необходимо воспитывать у детей правильное отношение к любому виду труда, который нужен коллективу и близким людям....

Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"...

Разработка урока "Игры народов Севера".

Данный урок знакомит учащихся с традициями и бытом коренных народов Севера....

Проектирование урока «Подвижные игры народов Севера»

Игры народов Севера являются неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания младших школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируются...

Интегрированный урок (изо, окружающий мир). Животное коренных народов Севера - северный олень

Познакомить учащихся 2 класса с особенностями северного оленя – домашнего животного эвенков; обобщить и углубить их знания о значении оленя в жизни народов севера; вызвать желание учащихся самос...