Программа внеурочной деятельности для 2-х классов
рабочая программа (2 класс) на тему

Зебзеева Марина Ивановна

Авторская программа для внеурочной деятельности учащихся начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_2_klass_2016_god.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ярцевская СОШ №12

Программа внеурочной деятельности

для 2 «А»  класса

на 2016 – 2017 учебный год

Руководитель: Зебзеева М. И.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Первые шаги» представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников во 2 классе и составлена на основе следующих нормативных документов:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года регистрационный №15785).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный №19707).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03 марта 2011 года регистрационный №19993).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 февраля 2011 года регистрационный №19676). Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Ярцевская СОШ № 12;

  • Годовой календарный учебный график работы.

Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников младшей возрастной группы - учащихся 2 класса МБОУ Ярцевская СОШ №12. Она разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся в условиях введения ФГОС НОО в первом классе.

Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что внеурочная деятельность, являясь составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся, необходима для максимального развития и формирования познавательных потребностей и способностей каждого ученика, удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

       Цель программы: Создание условий для полноценного интеллектуального развития обучающихся младших классов, их интересов и способностей через организацию различных видов внеурочной деятельности для успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

Задачи:

  •    развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, прививать навыки культурного поведения в обществе;
  • повысить уровень знаний учащихся через вовлечение их в различные виды внеурочной деятельности;
  • обучить школьников специальным навыкам поведения, исследования и проектирования;
  • сформировать внутреннюю потребность в постоянном самосовершенствовании;

Данная Программа рассчитана на  учащихся 2 класса сроком на один учебный год.

Принципы отбора материала программы:

  • принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
  • принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;  
  • принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации; принцип системности;
  •  принцип самовыражения участников образовательного процесса.

Предполагаемые результаты реализации программы рассматриваются по трём уровням:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта исследовательской деятельности,  опыта публичного выступления; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Общие предполагаемые результаты реализации программы:

  • рост социальной активности обучающихся;
  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
  • удовлетворенность учащихся и  родителей жизнедеятельностью школы.

Система оценки результатов конкурс портфолио; стенд успеха; выставки, собеседования с обучающимся, , тестирования, анкетирования.

Предполагаемые результаты реализации программы

Общие предполагаемые результаты реализации программы:

•   уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

        качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

•        рост социальной активности обучающихся;

•        рост мотивации к активной познавательной деятельности;

•        удовлетворенность учащихся и  родителей жизнедеятельностью школы.

Общая характеристика учебного курса

Рабочая программа «Первые шаги» для 2 класса составлена на основе дополнительной образовательной программы «Первые шаги», залицензированной в 2013г. (Лицензия от 07 июня 2011 г №5430-л серия А№ 0001125. Приложение от 17 октября 2013 г №740-л) и спланированной по 5 направлениям (включает 5 относительно самостоятельных подпрограмм).   В этом учебном году спортивно-оздоровительное направление будет реализовываться через работу физкультурно - спортивного клуба «Олимп», а  общеинтеллектуальное направление через   кружок «Шахматы».  Таким образом, выделенные на организацию внеурочной деятельности 32 часа будут направлены на реализацию 3 направлений: духовно- нравственное, социальное и общекультурное.. Дополнительно все направления будут реализовываться через предметные недели, общешкольный план организации внеурочной деятельности и учебные занятия, проведённые в неурочной форме.

 Основными формами организации занятий являются:

 экскурсии, КВНы  викторины, праздничные мероприятия, классные часы, соревнования и т.д.  При этом основными технологиями являются: технологии личностно – ориентированного и проблемного обучения, ИКТ.

Описание места курса в учебном плане

 Данная рабочая программа предполагает реализацию трёх направлений внеурочной деятельности:  социальное, духовно-нравственное, общекультурное.   Каждое направление  рассматривается и реализовывается как часть комплексной программы:

На реализацию программы отводится  32  часа, по 1  часу в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

        Главный целевой ориентир – содействие интеллектуальному развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта организации индивидуальной и совместной деятельности и участия в ней.

        Общаясь с окружающим миром, ребенок каждый раз сталкивается с новыми предметами и сторонами действительности, которые вызывают у него интерес- специфическую направленность личности, формирующуюся в зависимости от индивидуальных возможностей. Прежде всего, познавательный интерес возникает в том случае, если круг интересов разнообразен, если ребенок выбирает то, что наиболее важно для него.

        Очень важно заинтересовать ребенка и научить его учиться. А внеурочная форма занятий мотивирует детей не только к достижению результата, но и к деятельности. А такая мотивация в младшем школьном возрасте является ведущей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • установка на здоровый смысл жизни.
  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • осознание роли своей страны в мировом развитии;
  • целостное восприятие окружающего мира;
  • развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • рефлексивная самооценка;

Метапредметные результаты:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • способность определять общую цель и пути ее достижения
  • способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия;
  • осознанное чтение и построение речевых высказываний;
  • начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
  • способность излагать свое мнение и аргументировать его;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Предметные результаты:

  • формирование знаний о природе, как одной из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • осознание науки, как части культуры, отражающей человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира.
  • формирование представления о Человечестве как совокупности народов, культур, религий.
  • развитие представления о семье, как основе духовно- нравственного развития и воспитания личности.
  • использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;
  • приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-практических задач;

Основное содержание курса

Социальное направление предполагает создание условий для организации социально-значимой деятельности младших школьников. Оно направлено на привлечение всех детей к активному участию в делах класса; воспитание ответственного отношения к порученным делам, развитие организационных и коммуникативных компетенций детей.

Данное направление занимает особое место в организации социального становления детей, так как способствует закреплению социальных знаний и навыков, обогащению социального опыта детей, формированию опыта разнообразных социальных ролей, их социальной активности и социальной устойчивости. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

        Главными видами деятельности являются трудовая и творческая  деятельность, имеющая  общественно полезную значимость для класса, школы,  социума.

Деятельность младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Основные формы работы с детьми: групповые, фронтальные, индивидуальные. Преимущественная форма для достижения результатов – социальная проба (концерты,  акции, субботники)

               Духовно-нравственное направление направлено на формирование ее духовно-нравственной сферы, воспитание  гражданственности, чувства коллективизма, взаимопомощи, любви к родному селу, краю, Отечеству

               Оно предполагает приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.  

Общекультурное направление предполагает создание условия для формирования навыков культурного общения со сверстниками и окружающими их людьми, а так же для организации социально-значимой деятельности младших школьников.

Оно направлено на формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения, расширение кругозора и культурного уровня учащихся, развитие организаторских и коммуникативных компетенций (умения вести диалог, доброжелательно и чутко относиться к людям).

Содержание тем учебного курса.

Название направления

Содержание

Количество часов

Духовно – нравственное - 14

1

Неразлучные друзья – взрослые и дети.

Совместная работа с родителями при проведении мероприятий: КТД, игры, часы общения, праздничные мероприятия.

5 часов

2

Мы граждане России.

Часы общения о символах России, развитие интереса к истории нашей страны.  Проведение уроков мужества, конкурсов строя и песни. Встречи с работниками тыла. Участие в конкурсах газет, открыток и рисунков.

4 часов

3

Природа и человек.

Прогулки и экскурсии в лес, сбор природного материала. Рассматривание тесной взаимосвязи человека и природы. Поделки из природного материала.

5 часа

Социальное  - 7

1

Добрые дела нашего класса

Основная деятельность – это посильная помощь пожилым и одиноким людям, а так же умение  наводить порядок в школе и около школы. Участие в школьных и сельских субботниках.

5 часов

2

Добрые слова

Беседа о богатстве русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с разными произведениями на данную тему.

2 часа

Общекультурное - 11

1

   Что? Зачем? Почему?  

Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности. Проведение различных заданий и игр на развитие творческого и логического мышления..

5 часов

2

Сказочное царство слов.

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Сказочное царство слов.Беседа о красоте и богатстве народной речи. Устное народное творчество.

3 часа

3

Подари другому радость.

Досугово - познавательная творческая деятельность.. Подготовка и посильное участие в проведении праздников.:

3 часа

Итого:

32 часа

                             Контроль предметных результатов

Дети научатся: оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели, уважительно относиться к родителям, к старшим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение,

         Будут знать:, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России; символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, историю школы, села, знать как вести себя в обществе с другими детьми; понимать значимость правильного поведения в обществе, традиции своей семьи и образовательного учреждения, общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, причины травматизма  и правила его предупреждения;

Будут уметь:, ориентироваться в картах по истории, показывать основные события на карте, пересказывать текст; защищать честь и достоинство своих друзей и близких, соблюдать правила техники безопасности во время мероприятий, соревнований, в природе, приобретут первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке. взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий; поддержать разговор по заданной теме

Материально-техническое обеспечение.

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиа доска.
  3. Проектор, диски.
  4. Ноутбук.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, карта города и страны, символы государства, края, района, фотографии улиц.
  2. Оборудование для   демонстрации   мультимедийных презентаций.
  3. Сельхоз инвентарь (ведра, мешки для  мусора, веники, совочки)
  4. Материалы для художественно - оформительских работ (ватман, ножницы, клей, цветная бумага, картон, краски и.т. д.)
  5. Цифровой фотоаппарат

Список литературы (основной)

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Горский В. Г Примерные программы внеурочной деятельности. М. Просвещение 2010 год
  3. Букатов В. М., Ершова А. П. Книга для учителя «Хрестоматия игровых приёмов обучения».-  М.: «Первое сентября», 2000
  4. Елинская Т. Н. Путешествие по Красноярскому краю. – Красноярск, 2010
  5. Жданова А. С. Календарь народных примет, обычаев и обрядов.- М.: «Мир книги», 2008
  6. Иванова Н. В. Практическое руководство по использованию комнатных растений.- Красноярск, 2004
  7. Хуторской А. В. Пособие для учителя «Развитие одарённости школьников», М.: «Владос», 2000
  8. Примерные программы начального образования.

Список литературы (дополнительный)

1. Хоровод-  круглый год (инсценировки, песни, танцы; для д. /садов) – Волгоград, Изд. Учитель, 2006.

2. От осени до лета (стихи, загадки, пословицы, православные праздники, народные обычаи и поверья  для д. /садов) -  М.: Просвещение, 2002

3. В гости праздник к нам пришел - М.: Просвещение, 2005.

4. Иванова С. Н. Всё о цветах - Волгоград,  Изд. Учитель,  2008.

Наименование темы

Направление

Календарные сроки

Фактические сроки.

1

Занимательное азбуковедение.

(Вводный инструктаж)

Общекультурное

03.10

2

Экскурсия по окрестностям села

«На лесной поляне».

Духовно- - нравственное

10.10

3

Как учились мои родители

Духовно- - нравственное

17.10

4

Поделись радостью.

(Поздравительная открытка для одиноких людей).

(Инструктаж. при работе с ножницами)

Социальное

24 .10

5

Устное народное творчество.

(Инсценирование сказок, потешек, прибауток)

Общекультурное

31. 10

6

Поделки из природного материала

Духовно - нравственное

07.11

7

Путешествие в страну знаний ( игры на развитие внимания и памяти).

Общекультурное

14.11

8-9

Подготовка и проведение Дня Матери

Общекультурное.

21.11

28.11

10-11

 Маленькой ёлочке холодно зимой.

(Инструктаж при проведении массовых мероприятиях)

Общекультурное

05.12

12.12

12-13

Проект: «Очень бабушку свою – маму мамину люблю».

Духовно - нравственное

19.12

26.12

14

Рождественское чаепитие

Общекультурное

16.01

15

Любимые игры нашей семьи.

Духовно - нравственное

23.01

16

Сказочное царство слов

Духовно - нравственное

30.01

17

Секреты вещей.

Социальное

06.02

18

Жизнь дана на добрые дела.

(Ремонт книг в библиотеке).

(Инструктаж при работе с ножницами)

Социальное

13.02

19

Подготовка к конкурсу песни и строя

Духовно - нравственное

20.02

20

Социальный проект: «Подари другому радость»

Социальное

27.02

21

Поздравительная открытка к 8 марта.

Духовно - нравственное

06.03

22

Игровые посиделки

Общекультурное

13.03

23

Творческий   проект: «Если хочешь быть здоров?»

Духовно - нравственное

20.03

24

Проект «Покорми птиц»

Духовно - нравственное

27.03.

25

КТД «Мой уютный класс»

Социальное

03.04

26- 27

Мир детских коллекций

Общекультурное

10.04

17.04

28

Наши дедушки и бабушки.

(Как помочь пожилому человеку)

Социальное

24.04

29-30

Подготовка к  празднованию Дня Победы

Духовно - нравственное

08.05

15.05

31

Социальный  проект  «Чистое село»»

Социальное

22.05

32

Итоговое заседание

«Выставка достижений»

Общекультурное

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.

Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...

Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.

Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...

Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс

Программа внеурочных занятий для учащихся 3 класса по дужовно-нравственному воспитанию "Мир профессий"...

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов" Театральная деятельность" с КТП

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Театральная деятельность" с КТП общекультурноно направления развития личности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС

Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...