Ел укытучысы- 2017
учебно-методический материал по теме

Мухтарова Альфия Аскаровна

Предварительный просмотр:

Я -  учитель!

Учитель… Слово-то какое!

Учитель! Вот они бегут.

Тропиночкою по-над рекою

Воробышки, что меж собою

Тебя учителем зовут.

Бегут. Румянятся их лица,

А в сумочках карандаш,

Тетради … и еще частица

Твоей – на всех одна – души.

     Выбор профессии всегда ответственное дело. В детстве мы мечтаем о героических профессиях, встав взрослее задумаемся о престижности, востребованности выбираемой профессии, и, сами того не осознавая, решаем вопрос о том, как мы проживем оставшуюся жизнь: несчастливо и печально, собираясь каждодневно на работу с тяжелым чувством отвращения, или легко и радостно, просыпаясь по утрам в предвкушении возможности окунуться в любимое дело. Я бесконечно счастлива, что смогла найти это любимое дело, и в этом мне помогла школа.

     Почему из сотен профессии я выбрала профессию учителя? Что стало основной причиной, определивший мой выбор? Учителя! Мои школьные учителя!  В первый же день посещения школы, по словам моей мамы, я была в восторге от моей первой учительницы. Мне хотелось быть такой же умной, красивой, нежной и доброй… Глядя на неё широко открытыми глазами, я скорее всего воспринимала её как маму. Взрослея, я стала понимать, что учитель несет людям свет познания, помогает преодолеть свои сомнения, разочарования, хотя ещё не могла себе представить, какая огромная, трудная и кропотливая работа стоит за этим. О том, что в понятие «учитель» вложен более  глубокий смысл, я поняла в 10 ом классе на уроке литературы. Меня потрясли слов Некрасова адресованные Добролюбову: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».  После этого я уже не сомневалась: самая лучшая профессия на земле – учитель.

     Став студенткой Ижевского педагогического училища, я полностью погрузилась открывать для себя все секреты мира педагогики. Добилась первых успехов, во мне росла уверенность в том, что я буду хорошим учителем. Это подтверждали мои наставники, они научили меня трудиться не покладая рук, преодолевать сложности на моем профессиональном пути, помогли приобрести уверенность в себе и в своих возможностях.  Окончив училище, я переступила порог школы учителем начальных классов. Это было непросто. И вот уже:

….Который год – ах, трудно право,

И вспомнить: годы так летят!

Ты перед этою оравой

Встаешь… который год подряд!

О сорок пять минут урока!

О радость полной тишины,

Глаза к тебе устремлены

Доверчиво и беззащитно

Глядят они. И ты в кругу

Тех синих, карих глаз, учитель,

Как на нескошенном лугу.

      Более 10 лет моя  профессия даёт мне творческое вдохновенье, позволяет развиваться, совершенствоваться, заряжает энергией, помогает открывать в детях таланты, что доставляет мне огромную радость.

       Мир, в котором мы живем, меняется на наших глазах. Главная задача современной школы -это  раскрытие способностей каждого ученика,  воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, с активной гражданской позицией, способной к самоопределению и самореализации. И мне, школьному учителю, отведена в этом  деле важная роль. Сегодня учитель должен быть компонентным не только в своей профессии, нужно быть очень хорошим психологом, уметь видеть и слышать  радости и горести своих воспитанников проявляя огромную чуткость и терпение. Какой бы не была трудной и не престижной моя профессия, на вопрос: «Кем вы работаете?» Я с гордо поднятой головой отвечаю: «Учителем!» Я  горю сама и зажигаю детские сердца. Я живу в мире, где сегодняшний  день не похож на вчерашний, где каждая секунда –это поиск нового, интересного, где нет места скуке, лени, ссорам и обидам, где все время надо быть интересным для окружающих и оставаться таким всегда. Школа – это особый мир детства, не  терпящий лжи и фальши, не прощающий ошибок взрослым. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, терпеливые,  искренние, ответственные , интересные и яркие люди. Каждый учитель – это вечный ученик, исследователь, творец!   Новый день выдвигает новые требования. Нужны новые знания, методы, чтобы увлечь современных детей, сделать  каждый урок интересным. И я учусь, учусь сама, учусь у своих коллег, но более всего у своих учеников.  Это очень заставляет меня двигаться вперёд, идти в ногу со временем, не бояться  казаться смешной и наивной, не бояться  признавать свои ошибки. У детей можно научиться умению быть счастливым. Счастливый ли я человек? Да! У меня любимая работа, мои коллеги всегда готовы поддержать и помочь, вокруг меня дети, которые любят и ценят меня, в моим сердце живёт любовь к жизни, к себе, профессии, к своему предмету и самое главное-любовь к детям! Без любви ежедневный труд становиться утомительным и безрадостным, образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное  времяпровождение. Быть учителем трудно – но возможно. Я не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.  Как любого человека, меня волнует многое  и помимо работы. Прежде всего, это моя семья, будущее моих детей. У меня есть увлечения - книги, садоводство, цветоводство… Я люблю пошутить и посмеяться, в атмосфере скуки и недоброжелательства мне неуютно. Профессия учителя -это образ жизни, а мастерство - систематический поиск и труд, часто будничный, наполненный раздумьями, открытиями, неудачами и успехами.

         В  чем кроется успех учителя? Успех приходит к тем, кто знает чего он хочет, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. Быть учителем для меня - это не существовать, а жить, любить детей. Если детей одаряют любовью, они тем же платят. Если им ничего не дается, так нечего и возвращать. Любить их - принимать такими, какие они есть, помогать им стать лучше, зажигать свет в их маленьких сердцах.

     Я хочу закончить свои размышления словами великого китайского философа Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». Пусть же верным будет тот путь, который указывает своими учениками  Учитель!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар в рамках конкурса «Учитель года 201 7 » Мухтарова Альфия Аскаровна учитель начальных классов МБОУ «Татарско- Ямалинская ООШ» Актанышского района РТ «Учитель года Республики Татарстан - 201 7 »

Слайд 2

Давайте, знакомиться Дата рождения: 14.05.1975 г. Занимаемая должность: учитель начальных классов Образование : высшее ЕГПУ, 2000 г ., учитель татарского языка и литературы Педагогический стаж: 19 лет Стаж по специальности: 10 лет

Слайд 3

Методическая тема : «Развитие познавательной деятельности младших школьников условиях реализации ФГОС».

Слайд 4

Какие вопросы волнуют сегодня учителя? Почему тщательно подготовленный урок не вызвал интереса в учениках? Почему традиционные виды работы, методы и приемы обучения не обладают прежним эффектом? Каким должен быть урок начальных классах по ФГОС? Как вовлечь ребят во внеурочную деятельность?

Слайд 5

Как сформировался опыт? Рефлексивная деятельность Разработчики: А. В. Карпов, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Н.Г. Алексеев Субъектность Исследователи: С.Л.Рубинштейн , А.Н.Леонтьев , В.И.Слободчиков , Опытно-экспериментальная работа коллектива школы по теме «Повышение рефлексивной компетентности педагога на основе рефлексивно- деятельностного подхода» ОПЫТ Проведение мастер-классов, открытых уроков, работа в творческих группах педагогов по внедрению ФГОС Размышления над работами психологов, методистов, коллег Зуева С.В., Шустова И.Ю., Зарецкий В.К . ФГОС, Профессиональный стандарт педагога

Слайд 6

Какова модель опыта? Осуществление рефлексивного подхода Через рефлексивные вопросы на КАЖДОМ этапе урока Для активизации субъектного потенциала ученика

Слайд 7

С какого момента урока начинается рефлексия? С НАЧАЛА С этапа проверки домашнего задания ВОПРОСЫ Учителя Нужно ли проверять сегодня домашнее задание? Почему задание не вызвало затруднений? Какие трудности вы испытывали, выполняя это задание? Зачем мы выполняли это задание? УЧЕНИК входит в активную позицию определяет свое место в учебном материале свое отношение к происходящему на уроке

Слайд 8

Какой вопрос является рефлексивным? Вопрос, направленный на понимание смысла и назначения своей деятельности, на способы ее осуществления , на формирование личностного отношения к происходящему и развития коммуникативной культуры

Слайд 9

Что меняет рефлексивный вопрос на уроке? стиль отношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» психологическую атмосферу на уроке ученик становится соавтором урока позицию учителя на уроке мотивацию к учению интерес к предмету

Слайд 10

Что такое рефлексивное слушание?

Слайд 11

Ошибка ученика — это движущая сила или неудовлетворительная оценка? Исправить учителю? Обратиться за правильным ответом к классу? Предложить классу задать вопрос, позволяющий отвечающему исправить ошибку ! Что делать?

Слайд 12

Какова классификация рефлексии?

Слайд 13

Что такое свободное домашнее задание? Выбрать из предложенных вариантов Осознать свой выбор Объяснить его

Слайд 14

В чем суть принципов рефлексии? П Р И Н Ц И П

Слайд 15

В чем суть принципов рефлексии? П Р И Н Ц И П

Слайд 16

Что меняется в ученике? Школьник : учится исследовать свою собственную деятельность н е боится осваивать новые способы действия задает рефлексивные вопросы, исследуя деятельность другого интересуется учебной и проектной деятельностью

Слайд 17

Какова результативность опыта?

Слайд 18

Р езультативность опыта? 1 место - “Лучшая проектно-исследовательская работа среди младших школьников” 2015 г . 1 класс Гатин А., Салихзянов Р. Ханов Р. Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ – Салихзянов Р., 2016 г. 1 место - VI Всероссийский фестиваль творческих и исследовательских проектов школьников , 2 класс, 2016 г. 1 место – « Зир әк тиен » Садыков Д, 2014г. 1 место – « Зир әк тиен » Гатин А., 2015г. Участие - в Межрегиональной научно-практической конференции “Марий тиште кече” Варин Р ., 4 класс, с Мари-Суксы , сертификат участника, 201 4 г. Участие - XII региональная научно-практическая конференция «Школьники – науке XXI века», Шамухаметова Р.М., 7 класс, г. Альметьевск, сертификат участника, 2015 г.

Слайд 19

« Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал » К.Д.Ушинский

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

СЛАЙД 1. Здравствуйте, дорогие коллеги! Я, Мухтарова Альфия Аскаровна, учитель начальных классов  МБОУ «Татрско-Ямалинская ООШ». Сегодня я хочу поделиться с вами педагогическим  опытом работы, направленным на реализацию новых ФГОС.

СЛАЙД 2. Несколько слов о себе: желание стать учителем, привело меня в Ижевский педагогический колледж. После окончания колледжа, свои первые педагогические шаги, я начала в Тат. Ямалинской средней общеобразовательной школе.  Заочно окончила  ЕГПУ. В 2015 году прошла курсы   в НГПУ по теме «Развитие познавательной деятельности младших школьников условиях реализации ФГОС».   В данное время преподаю 1-3классах в Тат.Ямалинской ООШ.

СЛАЙД 3. Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.

СЛАЙД 4.        Если спросить современного ученика, любит ли он урок, он чаще всего ответит «нет». Почему так часто урок, который тщательно готовит учитель, не вызывает отклика в сердцах учеников? Почему традиционные виды работы, методы и приемы обучения в начальных классах сегодня не обладают прежним эффектом? Может быть, потому, что автором урока является исключительно учитель? А ученик? В данном случае он лишь объект воздействия учителя.

СЛАЙД 5. Возникает следующий вопрос: Как вызвать интерес к предмету, сделать ученика активным соавтором урока? Мой ответ - в  активизации субъектного потенциала ученика. И опять вопрос — каким образом достичь этого? Мой ответ — через рефлексию. Именно рефлексия, как отмечают современные разработчики теории рефлексивной деятельности А. В. Карпов,  И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов, способствует развитию важных качеств человека: ответственности, осознанности, активности, самостоятельности, креативности (что и есть проявление субъектности). Представленный опыт является результатом практик,  поисков ответов на вопросы, которые возникают в процессе внедрения ФГОС, и собственных размышлений над работами педагогов, методистов, психологов.

СЛАЙД 6. Сегодня каждый учитель отводит время и место рефлексии на уроке (чаще всего на этапе подведения итогов). И в то же время (как это не парадоксально звучит) вопрос «КАК проводить рефлексию» для педагога остаётся открытым. Особенностью моего опыта является системное применение рефлексивных приемов на каждом этапе урока.

СЛАЙД 7. Начнем с самого начала, с проверки домашнего задания. Как это обычно делается на уроке: ученики сверяются с образцом, проводят взаимопроверку, отвечают на вопрос учителя что понятно и что непонятно. А я провожу проверку домашнего задания, используя прием рефлексивного вопроса. Например: Нужно ли проверять сегодня домашнее задание? Почему задание не вызвало затруднений? Какие трудности вы испытывали, выполняя это задание? Зачем мы выполняли это задание?  Что в этом случае происходит с учеником? - рефлексия уже осуществленной деятельности. Ребенок входит в активную позицию, определяет свое место в учебном материале, свое отношение к происходящему на уроке. А что должен делать учитель, если у ребенка возникает трудность или вопрос? Не давать готовых ответов, а предоставить возможность учащимся помочь своему товарищу и объяснить ему затруднения.

СЛАЙД 8. Рефлексивные вопросы, последовательно выстроенные, вызывают у школьников интерес к своей учебной деятельности, к своим целям и задачам, к ожидаемым и достигнутым результатам, к своим проблемным ситуациям. Но не всякий заданный на урок вопрос является рефлексивным. Рефлексивный вопрос – это вопрос  направленный на понимание смысла и назначения своей деятельности.

СЛАЙД 9. Меняет ли рефлексивный вопрос наш урок?  Конечно, да. Меняется психологическая атмосфера на уроке. Ученик становится субъектом учебной деятельности, а учителю приходится отказаться от роли главного в классе, который всё знает и рассказывает детям,  КАК должно быть. т.е, учитель отказывается от позиции лидера и меняет её на позицию координатора, организатора, наблюдателя, провокатора и т.п.  Ученик становится соавтором урока.

СЛАЙД 10. Очень важно, чтобы эти вопросы не задавались формально, иначе ученики быстро поймут неискренность вопросов, незаинтересованность учителя в них (учениках) и станут отвечать формально или перестанут высказывать свое мнение. Поэтому значимым в моей практике оказалось освоение и использование приема рефлексивного слушания.  Правильно заданный вопрос учителя — это результат слушания ученика. Я выстраиваю систему вопросов, проясняющих, уточняющих смысл сказанного ребенком. Например: Уточни, пожалуйста, что ты имеешь в виду..., Повтори, пожалуйста, эту часть..., Правильно ли я поняла, что..., Основными выводами, с твоей точки зрения, являются..., Если подытожить сказанное тобой...   Таким образом на уроке поддерживается атмосфера открытости и доверия во взаимодействии со школьниками, реализуется принцип психологической комфортности.

СЛАЙД 11. Умение учителем слушать и задавать вопросы ученику побуждает и ученика задавать рефлексивные вопросы. Умение внимательно слушать и понимать своего товарища проявляется в ситуации, когда отвечающий у доски допускает ошибку. Как поступить: Учителю исправить? Обратиться за правильным ответом к классу? А если предложить ребятам задать такой вопрос, чтобы отвечающий сам нашёл ошибку, а ещё лучше – причину её появления. Так на моих уроках у учащихся рождались следующие рефлексивные вопросы: Что необходимо повторить, чтобы не допускать подобных ошибок? Какую новую задачу мы определили для будущей работы? Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим? Я радуюсь таким вопросам, потому что в них отражены не только лингвистические знания, но и метапредметные умения моих учеников.

СЛАЙД 12. На завершающем этапе урока чаще всего проводится рефлексия эмоционального состояния учащегося и обычно в устной форме. На мой взгляд, и на этом этапе урока рефлексия должна быть разнообразной: содержательной, эмоциональной, процессуальной, длительной и кратковременной, устной и письменной, индивидуальной и групповой, вербальной и невербальной, самостоятельной и с поддержкой педагога.

СЛАЙД 13. Приём «свободного» домашнего задания позволяет определить ученику свое место в изучаемом материале. В зависимости от уровня осознания темы, личной заинтересованности ребёнок может выбрать «своё» домашнее задание: например, выполнить упражнение, создать текст, доработать алгоритм или составить словарный диктант по изучаемой теме. Предложенное мною ученику задание обосновать свой выбор активизирует не только его субъектный потенциал, но и рефлексивную деятельность.  

СЛАЙДЫ 14-15. Что представленный опыт дает мне, учителю? Я поняла, что невозможно использовать рефлексию на уроке, не рефлексируя самой. Я пришла к выводу: мало знать теорию рефлексии и субъектности, виды и приемы рефлексии, необходимо соблюдать следующие принципы: субъектности учителя, всеэтпности, интерактивности, разнонаправленности и принцип соразвития учителя и ученика.

СЛАЙД  16. Меняются ли ученики на уроке? Мой ответ – да.  Школьники  учатся исследовать свою собственную деятельность, не боятся осваивать новые способы действия, задают рефлексивные вопросы, исследуя деятельность  другого, интересуются  учебной и проектной деятельностью.

СЛАЙД  17. Полученные обучающимися на уроках  знания и умения, помогают мне и ученикам, осуществить внеурочную работу.

СЛАЙД  18. Ученики участвуют в конкурсах, конференциях, выполняют исследовательские работы, создают творческие проекты.

СЛАЙД 19. И напоследок, хочу привести высказывание  К.Д.Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились                                                  самостоятельно, а учитель  руководил этим самостоятельным процессом и давал  для него материал». Эти слова отражают суть современного урока.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Ел укытучысы-2014" конкурсына "Туган якны өйрәнү түгәрәгеннән"авторлык программасы

Бу программа 1-4 сыйныфларда түгәрәк эшчәнлеген алып бару өчен төзелде...

Яңа заман авыл укытучысы

Эссе о работе сельского учителя, об учителе нового времени....

Татар теле һәм әдәбияты укытучысы Вәгыйзова Ләйлә Рафыйкъ кызының “Хәзерге заман хикәя фигыльнең 3 нче зат берлек сан формасы. Нишли ? соравы”исемле дәресенә үзанализы.

Татар теле һәм әдәбияты укытучысыВәгыйзова Ләйлә Рафыйкъ кызының“Хәзерге заман хикәя фигыльнең 3 нче зат  берлек сан формасы. Нишли ? соравы”исемле дәресенәүзанализы.Сыйныфка характеристика.Дәрес...

Ел укытучысы - 2018

Ел укытучысы - 2018...

Эссе "Бүген укытучы билгеле бер фән укытучысы гына була алмый..."

quot;Мәктәпнең вазыйфасы - фәкать гыйлем өйрәтү белән генә чикләнмичә, балаларның күңелләренә Алланы сөю, гүзәл холык кебек яхшылык орлыкларын чәчү -  тәрбияләп үстерү булачактыр". ...

Эшлекле уен "Заман укытучысы".

Деловая игра "Современный учитель" подготовлена и проведена для учителей начальных классов Кукморского района в рамках семинара в МБОУ "Байлянгарская средняя школа"....