Выступление на педсовете
материал на тему

Сидоренко Марина Николаевна

Организация современного урока в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда

Выступление на педсовете

по  теме:

«Общие подходы к  организации

современного урока в начальной школе,

основные критерии и требования.»

        

Учитель Сидоренко Марина Николаевна

 

2016-2017

учебный год

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Т.Маркова

   В настоящее время актуален вопрос, каким должен быть современный урок в начальной школе?  «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет выдающийся педагог Надежда Егоровна Щуркова. Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

    Каковы же особенности современного урока?

Современные подходы к уроку:

-личностно-ориентированный,

-деятельностный,

-компетентностный.

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

   Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

1. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

1. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью».

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

   Каковы же требования предъявляемые к современному уроку?

А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время-сбережение и здоровье-сбережение; в центре внимания урока – дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.

  Принципы педагогической техники:

- в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора;

- не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

- освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания;

- максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся;

- регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

   Цели современного урока:

-ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»;

-обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата);

-абстрактный характер и ценностное наполнение;

-может относиться к теме и к курсу в целом;

-обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, -становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.);

-могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д.

Возможные виды целей:

- дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким);

- развивающие (связаны с умениями);

- воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).

  Задачи в структуре урока:

-формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.);

-задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными;

-относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии);

-задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия.

  Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели; цели деятельности обучающихся.

Виды УУД:

- личностные

- познавательные

- регулятивные

- коммуникативные

Личностные: обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные: обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

  Типология современных учебных занятий:

1. Урок первичного предъявления новых знаний или УУД

2. Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

3. Урок применения предметных ЗУНов и УУД

4. Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД

5. Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД

6. Контрольный урок

7. Коррекционный урок

8. Комбинированный урок

 Нетрадиционные виды уроков:

1.«Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»

2. «Пресс-конференция», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств

6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

7. Модульный урок

Разработка конспекта урока :

1. Тема урока

2. Место урока в разделе

3. Тип урока

4. Цели урока в деятельности учителя и в деятельности учащихся (2 уровня: 1) ученик научится… 2) ученик получит возможность

научиться…)

5.Структура урока: этап, действия учителя, действия ученика

6. Формы проверки результативности урока (Приложение)

План урока должен быть точным, информативным и давать представление о содержательных единицах урока, видах упражнений, формах организации деятельности учащихся. Конечно, выполнение таких комментариев достаточно трудоёмко, поэтому не может являться обязательным требованием к каждому конспекту урока. Но для освоения ключевых идей ФГОС и осуществления учителем рефлексии собственной профессиональной деятельности очень полезно хотя бы часть конспектов выполнять в подобной форме.

Структура урока в начальных классах:

I этап. Организация класса (организационный момент) II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) III этап. Постановка учебных задач IV этап. Совместное исследование проблемы. Моделирование. Конструирование нового способа действия. V этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач) VI этап. Рефлексия.

Критерии эффективности современного урока:

Обучение через открытие.

Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Развитие личности.

Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Демократичность, открытость.

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Таким образом, современный урок - это своеобразное действо, целью которого является получение новых образовательных результатов - счастливые, верящие в себя люди XXI века.

Источники информации:

1.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2014. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
3.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. 4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

Выступление на педсовете

В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

выступление на педсовете

Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...

Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"

Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....

Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"

Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....