Краеведение
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Башарина Марина Юрьевна

Практика показала, что использование краеведческого материала на уроках помогает ученикам эффективнее усваивать программный материал, делает уроки более увлекательными и интересными.

Краеведческий материал способствует воспитанию любви к своему родному краю. Какое огромное удовлетворение испытываешь, когда понимаешь, что ученики полюбили свой край!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Водоёмы и реки нашего края

 

Цели урока: дать понятия признаков реки и её отличия от озера путём групповой работы учащихся на основе поисковой деятельности.

Задачи: формировать умение отличать реку от озера; воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение общаться, сотрудничать.

Оборудование:

 у  учителя: физическая карта Кабардино-Балкарии; макет «Горы»; рисунок-схема «Родник-озеро»; таблицы:  родник, ручей, приток, река, озеро;

у  учеников: учебник А.А.Плешакова 2 класс « Мир вокруг нас»; в группах: кроссворд; схема-таблица реки Терек; клей и карандаши; лист-задание:

  1. Как образуется река?
  2. Как определить, какая река главная, а какая - приток?
  3. Прочитайте текст на стр. 78 учебника. Как определить левый и правый берег реки? Чем река отличается от озера?
  4. Обозначьте с помощью табличек водоёмы и их части, а стрелками – направление течения реки и её притоков. Главная река Терек впадает в Каспийское море.
  5. Игра «Встань на своё место».

Изобразите воображаемые исток, реку, приток, устье, озеро.

Что такое исток?

Чем река отличается от её притока?

Что такое устье?

Чем озеро отличается от реки?

6. Составьте памятку правил о чистоте наших рек и озёр.

Ход урока.

  1. Активизация мыслительной деятельности.

- Мы продолжаем путешествие в окружающий мир. Где мы будем путешествовать, вы, ребята, догадайтесь по этим предметам.

    Учитель показывает стакан с водой, изображение или игрушки рыб, ракушки, старый разорванный ботинок, пустую бутылку, лист бумаги голубого цвета.

     Учащиеся быстро, не раздумывая, высказывают свои предположения.

- Отгадав ребус, мы прибудем в место расположения нашего путешествия.

     Работа в группах. Загадки по повторению пройденного материала.

1

г

о

р

ы

2

с

е

в

е

р

3

к

о

м

п

а

с

4

о

в

р

а

г

                                                       

 

  1. Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака.

  1. Какая сторона горизонта на схемах обозначается вверху?
  2. Качается стрелка туда и сюда,

          Укажет нам север и юг без труда.

4.  От дождей, текучих вод

     Он растёт из года в год,

     Он полей равнинных враг.

     Как зовут его?

Итог работы.

- Где мы будем сегодня путешествовать?

  1. Новый материал.

На доске – карта Кабардино-Балкарии.

- Ребята, как вы думаете, почему я показывала вам листы синего и голубого цвета? (Так на карте изображаются река, озеро, море.)

     Как можно назвать одним словом озеро, море, океан? (Это водоёмы.)

     Рассмотрите карту. На карте оттенками синего цвета изображены водоёмы. Тонкой линией реки, а моря, озёра, пруды - неровными овалами.

    - Сегодня к нам в гости пришла из водоёма Капелька.(Учитель вывешивает на доску рисунок Капельки.)        

-  Но почему она такая грустная? Посмотрите, у неё письмо!

      Один из учеников читает письмо: «Помогите, спасите! Наше любимое озеро Светлое захватила страшная Клякса – грязнуля. Её подданные бросают в воду старые вещи, использованные бутылки, банки и другой мусор. Наши рыбы погибают! Помогите! Спасите!»

- Ребята, поможем Капельке собрать чистую воду?

       Работа в группах.

- Самая чистая вода находится там, где образуется река. А знаете ли вы, как она образуется?

   Учащиеся самостоятельно в течение двух минут выдвигают версии. Понравившуюся версию один из членов группы озвучивает вслух.

   После ответов групп учитель начинает рассказ по схематическому рисунку, который открывается по мере объяснения понятий.

    Новые слова на карточках:

родник                        исток

правый берег              левый берег

главная река               устье

- Каждая река начинается с маленькой - маленькой капельки, которая пробивается из-под земли и образует капельку побольше - родничок. Роднику мало места, и он превращается в ручеёк. Ручейки с более высоких мест текут в более низкие и соединяются (показ на макете «Гора», на которой ниточками наклеены ручейки, шнурком синего цвета - река). Чем больше ручьёв соединяются вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку. Начало реки называется истоком.

Почему, ребята, его так назвали? (Высказывания учащихся.)

-   Исток – это место, где начинается водный поток. Отсюда мы и возьмём чистую воду.

   Физкультурная минутка «Набираем воду».

-  Посмотрите налево и направо (схема на доске). На пути нам встретились сестрички нашей реки. Случается, что две реки соединяются в одну. В таких случаях говорят, что одна река впадает в другую. Та река, которая впадает, называется притоком, а та, в которую она впадает, - главной.

   Нам надо ещё набрать чистой воды, а для этого необходимо отметить, как определить какая река - главная, а какая - приток. (Высказывания учащихся.)

-  Правильно. Обычно приток короче главной реки и часто бывает более узким.

    Вот мы и добрались до места, где река Терек впадает в Каспийское море. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называется устьем. Устье – конец реки.

      Посмотрите! На левом берегу реки куча мусора. Чтобы её убрать, надо выполнить задание по учебнику.

     Учащиеся работают с учебником, готовят ответы в группах. Каждая группа даёт свой ответ.

     Физкультурная минутка «Вливаем чистую воду".

      III. Закрепление.

- Но вот беда! Пока чистили озеро Светлое, Клякса - грязнуля перебралась в нашу речку Терек.

      Учитель на схему реки Терек прикрепляет рисунок Кляксы - грязнули.

-Чтобы спасти речку, надо выполнить задание по учебнику.

       В группах на партах разложены схемы – рисунки, таблички из альбома – задачника А.А.Плешакова и Н.И.Сонина, клей и карандаши. Учащиеся обозначают с помощью табличек водоёмы и их части, а стрелками указывают направление течения реки и её притоков.

- Главная река Терек впадает в Каспийское море. Река Малка - это левый приток Терека.

       Проверка по образцу на доске.

- Молодцы, ребята! Вы прогнали Кляксу - грязнулю! Посмотрите на нашу реку Терек и послушайте о ней сообщение.

        Учитель показывает фотографии реки, а ученик читает: «Терек - одна из крупнейших рек Кавказа - несёт свои воды в Астраханский залив Каспийского моря. Протяжённость её от истока до устья 623 км, а по территории Кабардино-Балкарии только 80 км. Терек берёт своё начало в ледниках Грузии. Это горная река с большой скоростью течения и основными притоками (левыми) являются реки Малка, Аргудан, Лескен, Урух.  Летом во время таяния снегов Терек очень полноводный, вода мутная, тёмно - серого цвета. Перекатываясь через камни, кажется, что она разговаривает».

- А сейчас мы «оживим» нашу речку, выполнив задание.

       Представители групп вытягивают карточку с названием части реки. Идёт обсуждение в группах. Затем один из учеников группы отвечает на вопрос.

   IV. Итог урока.

 - Нельзя загрязнять воду в водоёмах, сливать в них плохо очищенную воду с заводов и фабрик, мыть автомобили, выбрасывать в водоёмы старые и ненужные вещи, бутылки. Берегите также и воду, которая течёт из крана.            

   V. Домашнее задание.

Нарисовать плакат «Берегите озёра и реки».    

 



Предварительный просмотр:

А

Адиюх

Адыг

Адыл-Су

Адыр-Су

Азау

Акбаш

Ак-Кая

Ак-топрак

Алтуд

Анзорей

Аргудан

Аурсентх

Аушигер

Б

Байдевка

Баксан

Балкария

Башиль

Бедык

Безенги

Белая речка

Бермамыт

Бечасын

Бечо

Булунгу

В

Вольный Аул

Г

Герменчик

Голубое озеро

Д

Джайлык

Джанги-Тау

Джулат

Деменюк

Долинск

Донгуз-Орун

Дугулбей

Дыхсу

Дых-Тау

Е

Екатериноградская

Ж

Жанхотеко

Жемтала

З

Золка

Залукокоаже

Заюково

И

Ирик

Исламей

Иткол

К

Кабарда

Казбек

Каменномостское

Канжал

Кара-Кая

Карасу

Карачай

Кашхатау

Кенже

Кёнделен

Кизиловка

Кичмалка

Кору

Котляревская

Коштан-Тау

Кума

Кызбурун

Кыртык

Л

Лахран

Лечинкай

М

Майский

Малая Кабарда

Малгобек

Малка

Местийский

Мушт

Н

Накра

Нальчик

Нартан

Нарткала

Нейтрино

П

Прохладный

С

Сармаково

Солдатская

Т

Тамбукан

Татартуп

Твибер

Тегенекли

Терек

Терскол

Тырныауз

Тютюн-су

У

Уллу-тау

Урвань

Урух

Ушба

Ф

Фытнаргин

Х

Хабаз

Хара-Хора

Хасанья

Хеу

Хуштосырт

Ч

Чегем

Чегет

Ш

Шалушка

Шаухана

Штулу

Шхара

Ы

Ындырчи

Э

Эльбрус

Эльжурт

Элтюбю

Этоко

Ю

Юсенги


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад «Элементы краеведения при обучении младших школьников» Учитель начальных классов МОУ ООШ № 10 Башарина Марина Юрьевна

Слайд 2

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.

Слайд 3

Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

Слайд 6

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья58).

Слайд 7

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний.

Слайд 8

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое — настоящее — будущее. Так, изучая со школьниками историю города, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Слайд 9

В педагогической литературе и школьной практике историческое краеведение, как и в целом школьное краеведение, нередко делят на три направления (организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ в школах) внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного образования: центров детско-юношеского туризма и краеведения, домов школьников, творчества юных). Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм — условие успешной организации и функционирования системы школьного краеведения.

Слайд 10

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Процесс интеграции, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития ребёнка, формирования всесторонне развитой личности. Особую роль интегративный подход приобретает в связи с развитием в современных российских условиях национальных образовательных систем.

Слайд 11

Цель краеведческого образования – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению республики как окружающего ребёнка микромира. Интегрирование краеведческого материала на уроках математики стало традиционным. Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения.

Слайд 12

Объём краеведческого материала велик, поэтому в своей работе нужно выделить три содержательных блока:

Слайд 13

Систематическая работа по интеграции краеведческого материала в уроки математики ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей действительностью, расширяет кругозор учащихся, позволяет учитывать в обучении и воспитании национальную специфику Кабардино-Балкарской Республики, способствует формированию национального самосознания.

Слайд 14

Изучение краеведения способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, расширяет кругозор, помогает понять особенности местной природы и приблизить школьный материал к окружающей действительности.

Слайд 15

Объём краеведческой информации, вводимой в программу, зависит от общего кругозора учителя, его умения и мастерства. В условиях, когда школе предоставляется право включать в программу специальные предметы, объём краеведения в начальной школе будет неизбежно возрастать, причём не только географического характера, но и других его аспектов.

Слайд 16

Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий, при измерении Р школьного участка и т.д. Можно рекомендовать переделывать текстовые задачи учебника, внося в них данные местного значения. Принцип краеведения может быть и определяющим при составлении задач, в которых познавательное содержание имеет первостепенное значение.

Слайд 17

В своей работе использую три вида заданий:

Слайд 18

Топонимика – важнейший элемент краеведческой работы. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Практика показывает, что топонимический материал вызывает большой интерес у учащихся начальной школы: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий. Материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а, следовательно, и их мышления.

Слайд 19

Межпредметные связи - это необходимое условие успешного обучения. Знания смежных предметов расширяют границы возможностей учащихся «отталкиваться» от известного, т. е. скорее и вернее находить путь к усвоению нового.

Слайд 20

Рассмотрим более подробно связь топонимики с отдельными предметами курса начальной школы:



Предварительный просмотр:

Использование краеведческого материала на уроках математики

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики.

Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Процесс интеграции, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития ребёнка, формирования всесторонне развитой личности. Особую роль интегративный подход приобретает в связи с развитием в современных российских условиях национальных образовательных систем.

Образование в той или иной стране, у того или иного народа не может не нести на себе печать данной нации, не может не отражать специфические ценности народа.

Совершенно очевидно, что возрождение и развитие любой национальной культуры и языка имеет выраженную интегративную цель. В настоящее время в обществе возрос интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Это обусловлено рядом причин: желанием познать мир, в котором живёшь; новыми подходами к процессу обучения.

Цель краеведческого образования – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению республики как окружающего ребёнка микромира.

Интегрирование краеведческого материала на уроках математики стало традиционным. Математика позволяет сделать  доступным для усвоения цифровой материал краеведения.

В зависимости от содержания краеведческого материала и цели урока он предлагается на разных этапах проведения урока.

Объём краеведческого материала велик, поэтому в своей работе нужно выделить три содержательных блока: исторический, географический, экологический.

Интеграция истории Кабардино-Балкарии в уроки математики даёт ученикам начальной школы предварительный минимум историко-краеведческих знаний. Так, при изучении темы «Нумерация многозначных чисел» были предложены исторические сведения о переписи населения: «В бывшем Нальчикском округе, по площади менее значительном, чем современная Кабардино-Балкария, по переписи 1 897 г. насчитывалось 102 915 человек, в том числе кабардинцев – 64 746, балкарцев – 23 184, русских – 4 811, украинцев – 4 745, осетинов – 2 728, горских евреев – 1 108, немцев – 973, прочих – 620 человек. Кроме того, в Сунженском округе проживало 16 088 кабардинцев, в Пятигорском – 3 122.

Задание: запишите цифрами многозначные числа.

Особенно полезно использовать математику для усвоения географического краеведения, осуществляя связь с природоведением.

  • «Кабардино-Балкарская Республика расположена в центральной части Большого Кавказа и примыкающей к ней Предкавказской равнины, носящей название Кабардинская. Территория республики составляет 160 километров с востока на запад и 110 километров с севера на восток». Составьте с этими данными задачу, которая решается вычитанием.
  • Выпишите из текста многозначные числа: «Из семи пятитысячников (вершин, превышающих 5000 метров над уровнем моря) Кавказа шесть (за исключением Казбека) находятся на территории Кабардино-Балкарии: Эльбрус (западная вершина -5 642м, восточная – 5 621м, седловина – 5 322м), Дых-тау (5 204м), Коштан-тау (5 151м), Шхара (5 068м), Джанги-тау (5 085м), Пик Пушкина (5 100м).

 Не меньший интерес представляют задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера:

  • Животные Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника составляют 86 видов, среди которых большая часть птицы – 53 вида, а млекопитающих 28 видов. На территории государственного природного национального парка «Приэльбрусье» обитают 128 видов животных, среди них самыми многочисленными являются млекопитающие – 63 вида и птицы – 40 видов. На сколько видов богаче фауна национального парка? Что будет с парком, если погибнет большая часть птиц?

Таким образом, систематическая работа по интеграции краеведческого материала в уроки математики ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей действительностью, расширяет кругозор учащихся, позволяет учитывать в обучении и воспитании национальную специфику Кабардино-Балкарской Республики, способствует формированию национального самосознания.

Изучение краеведения способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, расширяет кругозор, помогает понять особенности местной природы и приблизить школьный материал к окружающей действительности.

Начальная школа знакомит с географическим краеведением  в курсе окружающего мира, а элементы таких объектов краеведения, как история, искусство, население, народное хозяйство входят в курсы литературного чтения, технологии, музыки и изобразительного искусства.

Объём краеведческой информации, вводимой в программу, зависит от общего кругозора учителя, его умения и мастерства. В условиях, когда школе предоставляется право включать в программу специальные предметы, объём краеведения в начальной школе будет неизбежно возрастать, причём не только географического характера, но и других его аспектов.

Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. Особенно полезно использовать математику для усвоения географического краеведения, осуществляя тем самым связь с окружающим миром.

Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий, при измерении Р школьного участка и т.д. Можно рекомендовать переделывать текстовые задачи учебника, внося в них данные местного значения. Принцип краеведения может быть и определяющим при составлении задач, в которых познавательное содержание имеет первостепенное значение.

В своей работе использую три вида заданий: текстовые задачи, упражнения с таблицами для устного счёта и математические диктанты.

При составлении текстовых задач отбираются две или три числовые характеристики одного или двух объектов. Таблицы для устного счёта включают большое количество однородных данных для нескольких объектов и позволяют проводить сравнение между ними. В математические диктанты вошли числовые значения, неудобные для составления задач и таблиц, но интересные по содержанию.  

 

Пример 1. Расстояние между крайней восточной и западной точками на карте края укладывается в 6 см, расстояние с севера на юг в 5 см, а наибольшая протяжённость с северо-запада на юго-восток в 9 см 5 мм. Найдите, сколько это составит километров,  масштаб карты: в 1 см 100 км.

В этой задаче закрепляются навыки перевода расстояний с карты в действительную длину на местности с учётом масштаба и запоминается порядок размеров территории. Задача связана с изучением карты края на уроках природоведения.

Пример 2. Телецкое озеро самое глубокое в крае. Найдите среднюю глубину озера, если она в 10 раз меньше, чем глубина озера Байкал - 1740 м. Найдите наибольшую глубину озера, если она на 151 м больше средней.

В задаче даётся характеристика самого глубокого озера края. Сравнение с Байкалом обусловлено сходством происхождения - тектоническим. Знакомство с озером может быть продолжено на уроке окружающего мира или русского языка в виде изложения.

 

Пример 3. Устная работа по теме «Нумерация» («Тысяча»). Беседа по таблице «Хвойные породы края».  

Название

породы

Высота

м

Средний

возраст

жизни

Наибольший

возраст

жизни

Продолжительность  жизни

хвои

Ель сибирская

30

200-300 л.

500 л.

7 – 9 л.

Пихта сибирская

30

100-130 л.

200 л.

7 – 9 л.

Лиственница сибирская

40

400-450 л.

700 л.

5 мес.

Сосна обыкновенная

40

200-250 л.

400 л.

2 – 3 г.

Сосна кедровая

35

300-350 л.

500 л.

2 – 3 г.

 

Задания.

1. Прочитайте числа третьего столбца.

2. Как можно по другому прочитать эти числа: 500 (5 сотен), 200 (2 сотни, 20 десятков), и т. д.

3. Чем похожи между собой эти числа?

4. Уменьшите каждое из данных чисел на две сотни. Увеличьте каждое из данных чисел на две единицы.

5. Сравните наибольший возраст лиственницы и сосны обыкновенной.

6. Средний возраст пихты 100 лет, высота её 30 м. На сколько сантиметров вырастает пихта за один год? (30 см.) А лиственница? (4 000:400=10 см.) Во сколько раз быстрее за год подрастает пихта, чем лиственница?

Работа с таблицей будет продолжена по теме «Единицы измерения времени» для закрепления навыков перевода лет в века и в месяцы. Эта же таблица, в которую включены наиболее распространённые хвойные породы края, будет полезна и на уроках окружающего мира по теме «Растительность леса».

   

Пример 4. Математический диктант по теме «Нумерация» («Многозначные числа»).

В крае 12 городов. Самый крупный из них Барнаул, в нём проживает 590 тыс. жителей. Самый старый г. Бийск, он основан в 1 709 г. В нём проживает 226 тыс. жителей. Запишите это число (226 000) суммой разрядных слагаемых. Запишите  число, которое предшествует данному и следует за ним в натуральном ряду чисел.

Количество жителей  г. Рубцовска представляет число, в котором одна сотня тысяч, 6 десятков тысяч и 5 единиц тысяч. Запишите это число.

Запишите количество жителей г. Новоалтайска числом, в котором 64 единицы второго класса.

Самый молодой город Алтайского края - Белокуриха, он меньший по количеству жителей. Их 11 тысяч, это на 2 тысячи меньше, чем количество жителей в г. Змеиногорске. Запишите это число. Запишите, сколько всего десятков в этом числе, сколько всего сотен?

Запись в тетрадях: 12, 590 000, 1 709, 226 000, 226 000 = 200 000+20 000+6 000, 225 999, 226 001, 165 000, 64 000, 11 000, 13 000, 1 300, 130.

Дети запоминают число городов в крае, самый старый из них и самый молодой и порядок числовых значений.

Предлагаемые задания можно использовать как дополнительные к учебнику. Время для решения этих задач будет отводиться на уроках закрепления и повторения материала, чтобы не отвлекать внимания при объяснении нового.

Кабардино-Балкарская Республика одна из 85 субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Она расположена на северном склоне центральной части Кавказа и прилегающей к нему равнине. Кабардино-Балкария - многонациональная республика, где проживают представители более ста национальностей. Из них кабардинцы составляют около 55 процента, балкарцы - 11,6, русские - 25,1, украинцы, осетины, таты, грузины и представители других национальностей - 8,3 процентов. Республика состоит из 10 административно-территориальных районов: Баксанского (административный центр - г. Баксан), Зольского (пос. Залукокоаже), Майского (г. Майский), Прохладненского (г. Прохладный), Терского (г. Терек), Урванского (г. Нарткала), Чегемского (г. Чегем), Черекского (пос. Кашхатау), Эльбрусского (г. Тырныауз), Лескенского (с.Анзорей); городов республиканского подчинения: Нальчика, Прохладного и Баксана. Доля городского населения составляет более 60 процентов, и продолжает расти.

Столица республики город Нальчик - крупный культурный, научный и промышленный центр, город-курорт Всероссийского значения с населением около 300 тыс. человек. Кабардино-Балкарская Республика граничит с Грузией, Ставропольским краем, с Республикой Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесской Республикой. Территория республики 12,5 тысяч квадратных километров. Численность населения составляет около 900 тысяч человек; плотность - 63 человека на один квадратный километр, что в 7 раз превышает средне-российский показатель.

Основные задачи занятий по ознакомлению с окружающим миром – накопление, обогащение и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей среды

2000год №7 стр.94



Предварительный просмотр:

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.

Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев — по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России; республики, входящей в состав РФ; более крупного региона (в составе нескольких территорий или стран, объединенных узами экономических, национальных, религиозных и культурных исторических связей); всемирной истории.

Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников).

Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

Третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах.

Урочные и внеклассные занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний.

  1. Мой дом. Родословная семьи.
  2. Родная школа. Ее история и традиции.
  3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.
  4. История района.
  5. История республики.
  6. История края.

Возможны и другие темы-концентры: история нашей улицы, квартала и т д. Педагогам-краеведам и методистам предстоит разработать вопрос о соотношении этих кругов (пластов) знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе. К сожалению, в школьной практике нередко «выпадают» или недостаточно изучаются отдельные пласты краеведческих знаний, например, по истории своей семьи, школы, села, города, района, что негативно сказывается на возможностях учебной и воспитательной работы.

Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому.

Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника (или челнока).

Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Изучение родного края включает познание этнонационалъных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое — настоящее — будущее. Так, изучая со школьниками историю города, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Десятки тысяч учащихся сельских и городских школ России участвуют в туристско-краеведческом движении «Отечество». Разнообразны программы движения, по которым работают юные краеведы-исследователи: родословие, летопись родного края, земляки (о жителях края, выехавших в разные годы в другие регионы России, ближнее и дальнее зарубежье), исчезнувшие памятники России, исторический некрополь России, археология, культурное наследие, этнография, военная история России, Великая Отечественная война, дети и война, история детского движения, школьные музеи и др.

В педагогической литературе и школьной практике историческое краеведение, как и в целом школьное краеведение, нередко делят на три направления (организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ в школах) и внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного образования: центров детско-юношеского туризма и краеведения, домов школьников, творчества юных). Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм — условие успешной организации и функционирования системы школьного краеведения.

Использование краеведческого материала на уроках математики

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики.

Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Процесс интеграции, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития ребёнка, формирования всесторонне развитой личности. Особую роль интегративный подход приобретает в связи с развитием в современных российских условиях национальных образовательных систем.

Образование в той или иной стране, у того или иного народа не может не нести на себе печать данной нации, не может не отражать специфические ценности народа.

Совершенно очевидно, что возрождение и развитие любой национальной культуры и языка имеет выраженную интегративную цель. В настоящее время в обществе возрос интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Это обусловлено рядом причин: желанием познать мир, в котором живёшь; новыми подходами к процессу обучения.

Цель краеведческого образования – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению республики как окружающего ребёнка микромира.

Интегрирование краеведческого материала на уроках математики стало традиционным. Математика позволяет сделать  доступным для усвоения цифровой материал краеведения.

В зависимости от содержания краеведческого материала и цели урока он предлагается на разных этапах проведения урока.

Объём краеведческого материала велик, поэтому в своей работе нужно выделить три содержательных блока: исторический, географический, экологический.

Интеграция истории Кабардино-Балкарии в уроки математики даёт ученикам начальной школы предварительный минимум историко-краеведческих знаний. Так, при изучении темы «Нумерация многозначных чисел» были предложены исторические сведения о переписи населения: «В бывшем Нальчикском округе, по площади менее значительном, чем современная Кабардино-Балкария, по переписи 1 897 г. насчитывалось 102 915 человек, в том числе кабардинцев – 64 746, балкарцев – 23 184, русских – 4 811, украинцев – 4 745, осетинов – 2 728, горских евреев – 1 108, немцев – 973, прочих – 620 человек. Кроме того, в Сунженском округе проживало 16 088 кабардинцев, в Пятигорском – 3 122.

Задание: запишите цифрами многозначные числа.

Особенно полезно использовать математику для усвоения географического краеведения, осуществляя связь с окружающим миром.

  • «Кабардино-Балкарская Республика расположена в центральной части Большого Кавказа и примыкающей к ней Предкавказской равнины, носящей название Кабардинская. Территория республики составляет 160 километров с востока на запад и 110 километров с севера на восток». Составьте с этими данными задачу, которая решается вычитанием.
  • Выпишите из текста многозначные числа: «Из семи пятитысячников (вершин, превышающих 5000 метров над уровнем моря) Кавказа шесть (за исключением Казбека) находятся на территории Кабардино-Балкарии: Эльбрус (западная вершина -5 642м, восточная – 5 621м, седловина – 5 322м), Дых-тау (5 204м), Коштан-тау (5 151м), Шхара (5 068м), Джанги-тау (5 085м), Пик Пушкина (5 100м).

 Не меньший интерес представляют задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера:

  • Животные Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника составляют 86 видов, среди которых большая часть птицы – 53 вида, а млекопитающих 28 видов. На территории государственного природного национального парка «Приэльбрусье» обитают 128 видов животных, среди них самыми многочисленными являются млекопитающие – 63 вида и птицы – 40 видов. На сколько видов богаче фауна национального парка? Что будет с парком, если погибнет большая часть птиц?

Таким образом, систематическая работа по интеграции краеведческого материала в уроки математики ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей действительностью, расширяет кругозор учащихся, позволяет учитывать в обучении и воспитании национальную специфику Кабардино-Балкарской Республики, способствует формированию национального самосознания.  

Изучение краеведения способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, расширяет кругозор, помогает понять особенности местной природы и приблизить школьный материал к окружающей действительности.

Начальная школа знакомит с географическим краеведением  в курсе окружающего мира, а элементы таких объектов краеведения, как история, искусство, население, народное хозяйство входят в курсы литературного чтения, технологии, музыки и изобразительного искусства.

Объём краеведческой информации, вводимой в программу, зависит от общего кругозора учителя, его умения и мастерства. В условиях, когда школе предоставляется право включать в программу специальные предметы, объём краеведения в начальной школе будет неизбежно возрастать, причём не только географического характера, но и других его аспектов.

Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. Особенно полезно использовать математику для усвоения географического краеведения, осуществляя тем самым связь с окружающим миром.

Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий, при измерении Р школьного участка и т.д. Можно рекомендовать переделывать текстовые задачи учебника, внося в них данные местного значения. Принцип краеведения может быть и определяющим при составлении задач, в которых познавательное содержание имеет первостепенное значение.

В своей работе использую три вида заданий: текстовые задачи, упражнения с таблицами для устного счёта и математические диктанты.

При составлении текстовых задач отбираются две или три числовые характеристики одного или двух объектов. Таблицы для устного счёта включают большое количество однородных данных для нескольких объектов и позволяют проводить сравнение между ними. В математические диктанты вошли числовые значения, неудобные для составления задач и таблиц, но интересные по содержанию.  

 

Пример 1. Расстояние между крайней восточной и западной точками на карте края укладывается в 6 см, расстояние с севера на юг в 5 см, а наибольшая протяжённость с северо-запада на юго-восток в 9 см 5 мм. Найдите, сколько это составит километров,  масштаб карты: в 1 см 100 км.

В этой задаче закрепляются навыки перевода расстояний с карты в действительную длину на местности с учётом масштаба и запоминается порядок размеров территории. Задача связана с изучением карты края на уроках природоведения.

Пример 2. Озеро Цериккель (Нижнее Голубое озеро) самое глубокое в республике. Найдите среднюю глубину озера, если она в 10 раз меньше, чем глубина озера Байкал - 1740 м. Найдите наибольшую глубину озера, если она на 151 м больше средней.

В задаче даётся характеристика самого глубокого озера республики. Знакомство с озером может быть продолжено на уроке окружающего мира или русского языка в виде изложения.

Пример 3. Устная работа по теме «Нумерация» («Тысяча»). Беседа по таблице «Хвойные породы края».  

Название

породы

Высота

м

Средний

возраст

жизни

Наибольший

возраст

жизни

Продолжительность  жизни

хвои

Ель сибирская

30

200-300 л.

500 л.

7 – 9 л.

Пихта сибирская

30

100-130 л.

200 л.

7 – 9 л.

Лиственница сибирская

40

400-450 л.

700 л.

5 мес.

Сосна обыкновенная

40

200-250 л.

400 л.

2 – 3 г.

Сосна кедровая

35

300-350 л.

500 л.

2 – 3 г.

 

Задания.

1. Прочитайте числа третьего столбца.

2. Как можно по другому прочитать эти числа: 500 (5 сотен), 200 (2 сотни, 20 десятков), и т. д.

3. Чем похожи между собой эти числа?

4. Уменьшите каждое из данных чисел на две сотни. Увеличьте каждое из данных чисел на две единицы.

5. Сравните наибольший возраст лиственницы и сосны обыкновенной.

6. Средний возраст пихты 100 лет, высота её 30 м. На сколько сантиметров вырастает пихта за один год? (30 см.) А лиственница? (4 000:400=10 см.) Во сколько раз быстрее за год подрастает пихта, чем лиственница?

Работа с таблицей будет продолжена по теме «Единицы измерения времени» для закрепления навыков перевода лет в века и в месяцы. Эта же таблица, в которую включены наиболее распространённые хвойные породы края, будет полезна и на уроках окружающего мира по теме «Растительность леса».

   

Пример 4. Математический диктант по теме «Нумерация» («Многозначные числа»).

В крае 12 городов. Самый крупный из них Барнаул, в нём проживает 590 тыс. жителей. Самый старый г. Бийск, он основан в 1 709 г. В нём проживает 226 тыс. жителей. Запишите это число (226 000) суммой разрядных слагаемых. Запишите  число, которое предшествует данному и следует за ним в натуральном ряду чисел.

Количество жителей  г. Рубцовска представляет число, в котором одна сотня тысяч, 6 десятков тысяч и 5 единиц тысяч. Запишите это число.

Запишите количество жителей г. Новоалтайска числом, в котором 64 единицы второго класса.

Самый молодой город Алтайского края - Белокуриха, он меньший по количеству жителей. Их 11 тысяч, это на 2 тысячи меньше, чем количество жителей в г. Змеиногорске. Запишите это число. Запишите, сколько всего десятков в этом числе, сколько всего сотен?

Запись в тетрадях: 12, 590 000, 1 709, 226 000, 226 000 = 200 000+20 000+6 000, 225 999, 226 001, 165 000, 64 000, 11 000, 13 000, 1 300, 130.

Дети запоминают число городов в крае, самый старый из них и самый молодой и порядок числовых значений.

Предлагаемые задания можно использовать как дополнительные к учебнику. Время для решения этих задач будет отводиться на уроках закрепления и повторения материала, чтобы не отвлекать внимания при объяснении нового.

Таким образом, систематическая работа по составлению и решению задач с использованием материала краеведческого характера ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей действительностью, способствует осуществлению межпредметных связей, расширяет кругозор учащихся, тем самым решая основные задачи обучения.

Топонимика в начальной школе

Топонимика – важнейший элемент краеведческой работы. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Практика показывает, что топонимический материал вызывает большой интерес у  учащихся начальной школы: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий. Материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а, следовательно, и их мышления. Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса, как отмечает Е.М. Поспелов, использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики [Поспелов,1981].

Усвоение географических названий вызывает большие затруднения у учащихся, поэтому в методике географии выработаны различные приемы, помогающие запоминанию топонимов. Рассмотрим некоторые из них, предложенные Е.М. Поспеловым [Поспелов,1981: 20-21].

Четкое и правильное произнесение впервые встречающихся названий.

Сопровождение топонима географическим термином, определяющим род объекта (море, река, озеро, гора, хребет, город и т.д.).

Запись наиболее трудных названий учителем на доске, а учащимися  в тетради или на контурной карте.

Многократное повторение изучаемого названия на уроке.

Раскрытие учащимся смыслового содержания названий.

Все перечисленные приемы Е.М. Поспелов предлагает для средней школы, но, на наш взгляд, они могут быть использованы и в начальной школе.

Связь топонимики с другими науками

Топонимика тесно связана со многими науками. Известный исследователь А.И. Попов писал: «…Многие факты топонимики получают надлежащее объяснение только при привлечении весьма значительного и многообразного материала – лингвистического, исторического и географического» [Попов, 1965: C.24]. Отмеченное А.И. Поповым пограничное положение топонимики на стыке географии, языкознания и истории определяет большие возможности по осуществлению самых широких межпредметных связей в процессе использования топонимического материала.

Межпредметные связи - это необходимое условие успешного обучения. Знания смежных предметов расширяют границы возможностей учащихся «отталкиваться» от известного, т. е. скорее и вернее находить путь к усвоению нового. В русской классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое  обоснование  дидактической значимости межпредметных связей дал К. Д. Ушинский [Ушинский, 1948].

Рассмотрим более подробно связь топонимики с отдельными предметами курса начальной школы.

Топонимика и география.

 Как уже говорилось выше, топонимика тесно связана с географией. Поскольку в начальной школе, как правило, нет специального курса географии, то учитель может использовать топонимический материал при объяснении географических понятий на уроках окружающего мира. Географические названия с трудом усваиваются младшими школьниками, так как носят абстрактный характер, поэтому и изучение географии в целом детям неинтересно. Один из исследователей топонимики, Я.К. Грот писал: «Нет сомнения, что изучение географии приобрело бы несравненно более смысла и интереса, если бы встречающиеся в ней названия мест и урочищ были более, нежели это до сих делалось, освещены филологией, т.е. по мере возможности объяснимы и переводимы» [цит. по: Поспелов, 1981: С.19].

Так как формирование географических представлений в начальной школе базируется на краеведческом принципе, то учитель должен использовать топонимический материал своего города, края, области.

Топонимика и словесность.

В блок словесных наук в начальной школе входят такие дисциплины, как русский язык, литературное чтение, риторика.

Как говорилось выше, правила произношения и написания географических названий находятся в ведении топонимики, поэтому использование  на уроках топонимического материала может  способствовать повышению уровня общей грамотности и культуры речи младших школьников.

Так, на уроках русского языка учитель может использовать дидактические материалы, составленные на основе топонимического материала  (диктанты, упражнения, тексты для списывания и т.д.).

Во время анализа художественных произведений на уроках литературное чтения учитель может обращать внимание учащихся на географические названия, на их значение и происхождение. С другой стороны, для объяснения топонимического материала учитель может использовать тексты классической литературы, устного народного творчества.

На уроках риторики при изучении детьми различных речевых жанров может быть также использован, в качестве дополнительного, топонимический материал.

Таким образом, использование топонимического материала в начальной школе возможно на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, а кроме этого во внеклассной работе. Можно сделать вывод о том, что топонимия интегрирует в себе материал и географии, и словесности в начальной школе, что создает его особую методическую ценность.

 

Фрагмент уроков  русского языка

«Число имен существительных»

На этапе закрепления пройденного материала учащимся предлагается следующее упражнение.

Задание. Прочитай имена существительные. Выпиши в один столбик имена существительные в форме единственного числа, в другой столбик – множественного числа. Имеют ли имена существительные первого столбика форму множественного числа? Объясни свой ответ.

Сёла, города, Нальчик, озёра, Москва, Россия, страны, Эльбрус, Терек, реки, ручьи, Деменюк, Черек.

 

Контрольное списывание

Приэльбрусье

Самая высокая вершина Кавказских гор – Эльбрус – накрыта шапкой вечного льда и снега. Этот район Кабардино-Балкарии называется Приэльбрусье. Здесь живописная природа. Долину окружают горы, ущелья и сосновые леса. Из ледника берёт своё начало река Баксан. На склонах Чегета проложена горнолыжная трасса. Это спортивный и горнолыжный центр всего мира.



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\5.jpg          C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\5.jpg         C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\5.jpg        C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\5.jpg

         C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\2.JPG          C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\2.JPG           C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\2.JPG          C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\2.JPG

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\4.jpg         C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\4.jpg          C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\4.jpg          C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....

Комбинированный урок математики и краеведения. 2 класс

Обобщение знаний по математике. Озёра Челябинской области....

« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...

Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс

К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс

Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...

рабочая программа по краеведению

при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...