Статья " Новые требования к учителю начальных классов в условиях внедрения ФГОС НОО"
статья на тему

  Татьяна Петровна Заруцкая

     Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты  второго поколения, что является основным направлением образовательной национальной политики «Наша новая школа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_trebovaniya_k_uchitelyu_nachalnyh_klassov.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Заруцкая Т.П., учитель начальных классов

Новые требования к учителю начальных классов

в условиях внедрения ФГОС НОО

     Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты  второго поколения, что является основным направлением образовательной национальной политики «Наша новая школа».

В условиях внедрения ФГОС второго поколения к каждому учителю, а в особенности к  учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса.

 Приоритетной  целью современного  российского  образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков  от учителя, а  полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.  На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».  Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся  умение ориентироваться  в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.       

Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач. Причем все итоговые комплексные задания будут ориентированы не на то, чтоб сформулировать какое-либо понятие, а применить эти знания на практике.

      Вот один из примеров таких задач: первокласснику дается текст про какое-либо животное, где рассказывается о том, что оно делает в течение дня, где живет и какие опасности его предостерегают. И после этого ребенку начинают задавать вопросы и по природоведению, и по математике, и по литературному чтению. Чем питается животное? Сколько времени затрачивает на перемещение? Ребенку нужно извлечь из одного теста максимум информации. Заданий подобного типа не было никогда.

       Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).  Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

       Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам  обучающихся, освоивших ООП, устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к

-личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества: сформированность основ гражданской идентичности.

-метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

-предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

       Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится, что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», но достижение этих требований не может служить  препятствием для перевода его на следующую ступень обучения.

Пример:

Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Основная образовательная программа ориентирована на становление личностных характеристик  выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

*  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

*  владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

*  любящий свой народ, свой край и свою Родину;

*  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

*  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

*  доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

*  выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

   В чём новизна  стандарта второго поколения и современного урока?

  Урок  был и остаётся основным элементом образовательного процесса. В настоящее время учитель проектирует личностно-ориентированный урок.

      *Постепенно преодолевается  авторитарный стиль  общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать  требовательность  к обучающимся с проявлением  педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

       * В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а –необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её  применения в реальной жизни.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Материал урока

Материал  однотипный,

Практически не отражает различные источники  получения информации и не стимулирует к самообразованию

Материал разного типа, вида и формы.

Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

     *Продуктивные задания-главное средство достижения результата образования.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

При выборе УМК, соответствующего новому стандарту,  учитывали:

·         содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;

·         содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;

·         учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность обучающихся;

·         учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.

Считаем, что наиболее готовым  для реализации целей и задач ФГОС второго поколения  является УМК   «Школа 2100» (издательство «Баллас»).

Докажем это. Известно, что продуктивные задания –главное средство достижения результата образования.

Традиционные задания

Задания в учебниках «Школа 2100»

Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне.

Представь, что ты оказался на месте своего предка-участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие  действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Своё мнение объясни.

Перечислите отличия растений от животных

Лягушонок прыгал и кричал:!Я зелёный – значит, я растение!» Что ему ответил умный утёнок Кряк?

Определите площадь многоугольника

Дан план  комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

* Наиболее полно отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:

ТЕХНОЛОГИИ:

1.Здоровьесберегающие технологии (посадка, физминутки, электронные физминутки, физминутки для глаз)

2. Информатизация образования- это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

ИКТ  (слайдовые презентации) музыкальное сопровождение

3.Проектная и исследовательская деятельность.

4.Обучение на основе «учебных ситуаций".

ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
•    предъявить противоречивые факты, теории;
•    обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
•    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
     Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

5.Технология работы с текстом.

Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных  умений.

   Цель технологии-полное понимание текста.

(работа с текстом до чтения ,во время чтения (изучающее чтение, диалог с автором, вычитывание подтекста), после чтения (понимание авторского смысла, рефлексивное чтение)

6.Технология проблемно-диалогического обучения.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

 Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.

Содержание занятий формируется  с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности  отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Формы использования дополнительных часов внеурочной деятельности

в МБОУ «НОШ № 4»

 

Направление внеурочной деятельности

Форма, название

Художественно-эстетическое

 «Декоративное творчество»

Общекультурное

«Кукольный театр»

Общеинтеллектуальное

«РПС»

«Занимательная грамматика»

Спортивно-оздоровительное

«Подвижные игры»

Спортивно-оздоровительное

«Здоровейка»

Научно-познавательное

«Я-исследователь»

         Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  
           Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
          Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Учитель должен стать модератором, организатором деятельности обучающимся, методистом, тьютором.

            СПАСИБО за оказание методической помощи!!!

Если мы обменяемся яблоками, то у нас снова будет по одному яблоку. А если мы обменяемся идеями, то при том, что у нас останутся свои, еще появятся и другие.(Притча)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

Материал раскрывает требования к учителю начальных классов в условиях перехода к новым образовательным стандартам....

Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы в условиях внедрения ФГОС

В данной статье рассматривается вопрос об использовании ИКТ на уроках в начальной школе...

ИКТ - компетентность учителя начальных классов в условиях введения ФГОС нового поколения.

Данная работа отражает способы овладения  навыками  оперирования средствами  информационных  технологий;- формирование  опыта  применения  ИКТ  в...

Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях внедрения ФГОС

В статье раскрываются следующие вопросы: Какой он учитель, обладающий ИКТ-компетентностью?      Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облег...

Доклад на тему: " Требования к учителю начальных классов в условиях работы по новым государственным образовательным стандартам" (с презентацией).

В докладе раскрыты следующие темы:- требования ФГОС к современному учителю;- основные компетенции современного учителя;- новизна стандартов второго поколения и современного урока....