Формирование рефлексивной морально-нравственной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (2 класс)
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Плаксина Нина Александровна

Более подробно остановлюсь на  своей работе по формированию рефлексивной самооценки. Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение.  Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Важное условие развития самооценки -  становление рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны, допускать существование других точек зрения. Т.е. формирование рефлексивной самооценки тесным образом связано с действием морально-нравственного оценивания. Именно эти личностные универсальные учебные действия  являются особенно актуальными в моем классе, в котором  на первых порах было  трудно   создать коллектив,  привить правила поведения, наладить межличностные отношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_kl_formirovanie_refleks.samootsenkiv_2013g.doc49.5 КБ
Office presentation icon lichnostnye_uud_2013g.ppt165 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование рефлексивной морально-нравственной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся

В течение двух лет мы работаем в условиях новых образовательных стандартов над формированием универсальных учебных действий, в том числе  над формированием личностных УУД. Посредством творческих заданий, проблемных ситуаций, включая детей в проектную деятельность,  мы формируем действие смыслообразования, т.е. помогаем учащимся задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и  находить ответ на него.

И на уроках, и во внеурочной деятельности мы формируем когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты гражданской идентичности как составляющей части  универсального учебного действия «самоопределение». Для этого проводятся классные часы, индивидуальные беседы, организуются совместные с родителями праздники и другие внеклассные мероприятия.

Сегодня я более подробно остановлюсь на  своей работе по формированию рефлексивной самооценки. Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение.  Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Важное условие развития самооценки -  становление рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны, допускать существование других точек зрения. Т.е. формирование рефлексивной самооценки тесным образом связано с действием морально-нравственного оценивания. Именно эти личностные универсальные учебные действия  являются особенно актуальными в моем классе, в котором  на первых порах было  трудно   создать коллектив,  привить правила поведения, наладить межличностные отношения.

В первом классе мы формировали оценочную самостоятельность в учебной деятельности: оценивали по линеечкам успеха свои письменные работы, . учились оценивать работу соседа по парте и выполнение заданий в парах или группах. В этом году мы продолжили эту работу в другом направлении – в формировании умения  оценивать собственные поступки, поведение, собственное продвижение в поставленных задачах по самовоспитанию.

Технология самооценивания реализована в  УМК « Школа 2100»  в «Дневниках школьника».    «Личный ежедневник второклассника» сочетает в себе элементы традиционного дневника и «взрослого» ежедневника, а также даёт возможность развить у ребёнка организационные умения и умения самоконтроля и самооценки.

Дети сами в сентябре формулируют правила своей жизни в школе и записывают их в дневник,  учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к поступкам, высказывать своё мнение о прошедшем дне, целой школьной неделе, записывают каждый день результаты наблюдения за погодой. Ребята учатся планировать свои дела на неделю. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.

  В начале года ребята оценивали свою работу на уроках. Для этого в конце учебного дня в графе «самооценка дня» дети рисовали подходящий условный знак-смайлик.  «Улыбка» означала высокую самооценку, «ротик-горизонтальная линия»  - среднюю самооценку, «перевернутая улыбка» - низкую самооценку. Прежде чем приступить к этой работе мы совместно с детьми  разработали критерии для оценивания. Ученик, который на каждом уроке старался, работал, отвечал, поднимал руку, был успешен может оценить себя высоко. Ребёнок, который на одних уроках  старался,  а на других был пассивен оценивает себя средне. Ученики, которые совершенно не стараются,  не отвечают,  работают не в полную меру своих возможностей оценивают себя низко. После этого начиналось обсуждение: учитель просил встать тех кто оценил себя низко, затем тех кто оценил себя средне и наконец тех  у кого была высокая самооценка. Видя детей с неадекватно высокой или неадекватно низкой самооценкой, я задавала вопросы, которые были направлены на осознание учеником этой неадекватности и на поиск ресурсов, которые могут ему помочь исправить ситуацию. «Почему ты так решил?», «Что тебе помешало оценить себя высоко?», «Что надо сделать, чтобы твоя самооценка стала выше?»  Часто эти беседы проводились  индивидуально. С каждым днем неадекватных самооценок становилось все меньше и меньше.

 Далее свою работу мы построили так: видя конкретную проблему в нашем классе,  мы её озвучивали, обсуждали, ставили перед собой цель, записывали её в дневник в графу «На этой неделе мы будем стараться». Выработав критерии оценивания,  каждый день обсуждали достижение цели, выходили на обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности. Оценивали себя, пользуясь уже знакомыми нам смайликами.

В конце недели подводили итог, ставя себе оценку за неделю напротив цели, которую поставили в начале. Затем решали, достигли мы цели всем классом или нам предстоит ещё дальнейшая работа. Для достижения наилучшего результата над одной целью мы работали три недели. Также по итогам недели каждый ученик мог записать личный результат в графе «Мои успехи на этой неделе».  (Видеофрагмент)

В течение этого года мы ставили следующие цели:

активно работать на уроках;

создавать себе настроение на уроках;

готовиться к началу урока;

совершать хорошие поступки;

выступать в роли автора и понимающего;

правильно вести себя в столовой и т.д.

В проделанной работе вижу следующие положительные результаты. Ребята стали более дружными, нравственно чуткими, замечают моменты в своем поведении и поведении одноклассников, которых раньше не видели, готовы прийти на помощь друг другу.  Все стараются делать правильные поступки, уважать своих одноклассников и других людей, соблюдать культуру общения, ученики  которые опаздывали в школу, перестали это делать. Научились готовиться к уроку и организованно его начинать. Сразу после звонка у нас царит тишина и все готовы к работе, раньше приходилось ждать, пока все соберутся и настроятся на урок. В столовой дети ведут себя безупречно, организовано дежурство, ребята помогают убирать не только свою грязную посуду, но и своих одноклассников, что раньше казалось невозможным. На уроках и переменах стали более приятными собеседниками, научились слушать и слышать других.  Я вижу,  как им нравится быть успешными, как они стараются изо дня в день, неделю за неделей  добиться намеченной цели и когда это получается, они искренне радуются и получают удовольствие от проделанной работы. В целом, я считаю, это свидетельствует о более высоком уровне психологического здоровья моих учеников.

Опрос показал, что почти всем ребятам (82,6%) нравится ставить задачи на неделю и оценивать их выполнение. 87% считают это занятие полезным для себя, 82,6% - считают его полезным для всего класса, для отношений в классе. 74% готовы продолжать это дело в будущем году.  

Я считаю, что такое вовлечение детей в постановку задач на саморазвитие и в оценочную деятельность по их достижению не только создает условия для формирования адекватной самооценки, но оказывает многостороннее положительное влияние на становление их личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование рефлексивной морально-нравственной самооценки как условие повышения психологического здоровья учащихся Плаксина Н.А. учитель начальных классов

Слайд 2

Самооценка Система оценок и представлений о себе на основе умения анализировать свои действия, видеть себя со стороны, сравнивать свои достижения Личностные УУД – самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация) – морально-этическая ориентация (оценка своих поступков) Регулятивные УУД – управление своей деятельностью – контроль и коррекция – инициативность – самостоятельность

Слайд 3

Этапы работы 1 класс: формирование оценочной самостоятельности в учебной деятельности 2 класс: формирование умения оценивать собственные поступки, поведение в рамках задач по самовоспитанию

Слайд 4

Технология самооценивания «Личный ежедневник второклассника» Дети в сентябре сами формулируют правила своей жизни в школе и записывают их в дневник Каждую неделю ребята записывают в дневники задачи по самовоспитанию, учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к поступкам, высказывать своё мнение о прошедшем дне, целой школьной неделе. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.

Слайд 5

Технология самооценивания высокая самооценка средняя самооценка низкая самооценка

Слайд 6

Технология самооценивания критерии самооценки оценивание себя совместное обсуждение, коррекция самооценки итоговое обсуждение новая цель постановка цели 2_В3.vob

Слайд 7

Цели самовоспитания активно работать на уроках; создавать себе настроение на уроках; готовиться к началу урока; совершать хорошие поступки; выступать в роли автора и понимающего; правильно вести себя в столовой

Слайд 8

Результаты работы Ребята стали более дружными, готовы прийти на помощь Стали замечать нравственную сторону своих поступков и поступков одноклассников Повысилась дисциплина в классе (прекратились опоздания, стали вовремя начинать урок) Улучшилось поведение в столовой и на переменах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сохранение психологического здоровья - условие качественного образования".

Сохранение психологического здоровья - условие качественного образования....

Сохранение психологического здоровья обучающихся – условие повышение качества образования.

Древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадо...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (1 класс)

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и в отношениях с другими людьми....

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (3 класс)

Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение.  Самооценка является важнейшим психологическ...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (4 класс)

Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки.  Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер...