Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (1 класс)
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Плаксина Нина Александровна

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и в отношениях с другими людьми.

     Источниками формирования самооценки являются опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми.     Самооценка - важнейшая личностная инстанция, выполняющая функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами.

  Самооценка - это один из компонентов контрольно-оценочной деятельности,связана не с выставлением себе отметок,а с процедурой оценивания.Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции,самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

К семи годам у ребенка формируется способность к адекватной,критичной самооценке в конкретных видах деятельности.Важную роль в развитии самооценки на спупени начального образования играет учебная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над формированием рефлексивной самооценки.

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и в отношениях с другими людьми.

     Источниками формирования самооценки являются опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми.     Самооценка - важнейшая личностная инстанция, выполняющая функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами.

  Самооценка - это один из компонентов контрольно-оценочной деятельности,связана не с выставлением себе отметок,а с процедурой оценивания.Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции,самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

К семи годам у ребенка формируется способность к адекватной,критичной самооценке в конкретных видах деятельности.Важную роль в развитии самооценки на спупени начального образования играет учебная деятельность.

  С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения.Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, -это соединения букв и цифры.

После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите  букву (цифру), соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (цифры), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (цифр) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (цифры) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (цифр).

Работа с эталонами  - это основа содержательной оценки учащегося. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.

Так же  с первых дней пребывания учащихся в школе начинается обучение оцениванию своих работ с помощью "линеечек оценивания"."Линеечки"-педагогический инструмент оценки и самооценки, разработанный на основе классического метода измерения самооценки,созданного Т.В.Дембо и С.Я. Рубинштейном   (методика Дембо-Рубинштейн).

      Предельно подробно способ введения "линеечек" как инструмент формирования самооценки у первоклассников описан в книге Г.А.Цукерман и К.Н. Поливановой "Ведение в школьную жизнь".

         С помощью "линеечек" можно предельно лаконично  оценить все,что подлежит оцениванию в терминах "больше"-"меньше".

       Самооценка с помощью "линеечек"может быть двух типов-ретроспективная  (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).

        Ретроспективная самооценка-это оценка уже выполненной работы.Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы,поэтому начинать формирование самооценки следует с неё.И только тогда,когда использование "линеечек"становится привычной нормой работы класса(не раньше,чем к середине 1 класса),можно переходить к формированию прогностической самооценки.

          Два шага формирования ретроспективной оценки:

  Шаг первый :ребёнок оценивает свою работу после того,как учитель её проверил,т.е. исправил ошибки.Получив свою тетрадь с исправлениями,но без учительской оценки,ребенок изучает учительские исправления и сам себя оценивает по тем шкалам,которые выберет учитель.Выбор шкал для оценивания достаточно произволен.

Важно,чтобы "линеечки" с самого начала позволили детям оценивать свою работу дифференцированно.

        Например:К-красиво, П - правильно, А - аккуратно, Т - трудно, И - интересно, С - старался, Х - хочу научиться этому, Д - мы работали дружно.

         Позднее вводятся узкие определения: Б.Гл.- безударные гласные,  Сл.сл.- словарные слова, Сост. - состав слова.

        Ретроспективная самооценка детей,которой предшествовал учительский контроль(исправление ошибок), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителей критерии оценивания.

   Шаг второй:ребёнок оценивает свою работу сразу после её выполнения,до учительской проверки. Такая ретроспективная самооценка,прежде всего,стимулирует ученика к самоконтролю.

 В первом классе можно предложить своим ученикам две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы  и аккуратность.  Перед началом измерения первоклассникам объясняется, что на самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу  этой «линеечки» - тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося,  учитель ставит на "линеечке" свой значок выше или ниже значка ученика.Если самооценка ученика и учительская оценка совпадают ,то значок учащегося обводится в кружок.    Когда учитель возвращает детям их контрольную работу,то сначала он называет детей,чьи самооценки совпали с учительской оценкой,и очень их хвалит(вне зависимости от количества ошибок).Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки, а также дополнительный разбор критериев оценивания. Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на каждом уроке.

       Так на протяжении всего обучения в 1 классе ребенок учится оценивать свою работу, работу соседа по парте ,выполнение заданий в парах или группах.

Предлагаю посмотреть видеофрагмент ...

       

Также для развития самоконтроля и самооценки  учитель регулярно должен задавать вопросы: - Что ты узнал на уроке?

- Чему научился?

- За что себя можешь похвалить?

 Над чем еще надо поработать?

- Какие задания тебе понравились?

- Какие задания оказались трудными?

- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

После ответа ученика учитель должен спрашивать его:

 Что нужно было сделать в этом задании?

Какая была цель, что нужно было получить?

Удалось ли получить результат?

Найдено решение, ответ?

Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?                    Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?    Как ты оцениваешь свою работу?

На этом работа над формированием рефлексивной самооценки не закончена и будет продолжена на следующий год.       Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование рефлексивной самооценки

Слайд 2

Самооценка Личностные УУД Система оценок и представлений о себе на основе умения анализировать свои действия, видеть себя со стороны, сравнивать свои достижения вчера и сегодня . Метапредметные УУД Регулятивное УУД оценки как компонент учебной деятельности

Слайд 3

Рефлексивная самооценка Социализация в обществе сверстников Умение учиться

Слайд 4

Главная линия становления самооценки в начальной школе знание ученика о собственных возможностях и их ограничениях, способность определить границу знания и незнания, умения и неумения

Слайд 5

Действие контроля и самооценки в программе «2100» Оценка настроения, с которым заканчивают урок и день. Работа с эталонами, которая проводится на минутках чистописания (на уроках русского языка и математики)- конкурс на лучшую букву, цифру. Оценивание с помощью «линеечек»

Слайд 6

Самооценка Ретроспективная (обращенная в прошлое) – оценка уже выполненной работы Прогностическая (предсказывающая) – оценка предстоящей работы

Слайд 7

Этапы формирования ретроспективной самооценки Шаг первый : ребёнок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил, т.е. исправил ошибки. Шаг второй : ребёнок оценивает свою работу сразу после её выполнения, до учительской проверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сохранение психологического здоровья - условие качественного образования".

Сохранение психологического здоровья - условие качественного образования....

Сохранение психологического здоровья обучающихся – условие повышение качества образования.

Древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадо...

Формирование рефлексивной морально-нравственной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (2 класс)

Более подробно остановлюсь на  своей работе по формированию рефлексивной самооценки. Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью так...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (3 класс)

Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение.  Самооценка является важнейшим психологическ...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (4 класс)

Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки.  Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер...