Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (3 класс)
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Плаксина Нина Александровна

Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение.  Самооценка является важнейшим психологическим механизмом формирования самосознания личности, она лежит в основе системы представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Важное условие развития самооценки -  становление рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны, допускать существование других точек зрения. Развитие рефлексивной самооценки способствует выработке умений критически оценивать себя и свои поступки, и как следствие – формированию адекватной самооценки как важнейшему качеству психологически здоровой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kl_formirovanie_refleks.samootsenki_2014g.doc52.5 КБ
Office presentation icon lichnostnye_uud_2014.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся

Слайд 1

Тема моей работы в рамках общего проекта «Школа без тревоги» - формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения  и укрепления психологического здоровья учащихся.

Слайд 2

Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение.  Самооценка является важнейшим психологическим механизмом формирования самосознания личности, она лежит в основе системы представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Важное условие развития самооценки -  становление рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны, допускать существование других точек зрения. Развитие рефлексивной самооценки способствует выработке умений критически оценивать себя и свои поступки, и как следствие – формированию адекватной самооценки как важнейшему качеству психологически здоровой личности.

Слайд 3

 В первом классе я формировала оценочную самостоятельность в учебной деятельности: дети оценивали по линеечкам успеха свои письменные работы. Кроме того я использовала технологию самооценивания, заложенную в УМК «Школа 2100».  В дневнике первоклассника дети оценивали прошедший урок, день.

Слайд 4

Рефлексивная самооценка включает умение критически оценивать себя и свои поступки, поэтому она тесно связана с действием морально-нравственного оценивания. Именно эти личностные универсальные учебные действия  являются особенно актуальными в моем классе, в котором  на первых порах было  трудно   создать коллектив,  привить правила поведения, наладить межличностные отношения. Во втором классе я начала работу по формированию непосредственно морально-нравственной самооценки, т.е. умения  оценивать собственные поступки, поведение, собственное продвижение в поставленных задачах по самовоспитанию.

Слайд 5

 Самооценка может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая   (предсказывающая). Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с неё. И только тогда, когда ретроспективная самооценка становится привычной нормой работы класса можно переходить к формированию прогностической самооценки. Во втором классе с помощью «Дневников школьника» я создавала условия для ретроспективной оценки детьми своих поступков, своего поведения, а в третьем классе продолжила эту работу на новом уровне. Слайд 6 (схема)

В уже сложившейся во 2 классе  схеме работы в этом году появилось еще одно звено – прогнозирование. Работа строилась так: видя конкретную проблему в нашем классе,  мы её обсуждали, ставили перед собой цель, записывали её в дневник в графу «На этой неделе мы будем стараться». Совместно вырабатывали критерии оценивания. Затем ребята прогнозировали свой итоговый результат  на конец недели, используя условные знаки.  Слайд 7 .

Слайд 8

Каждый день мы обсуждали достижение цели, выходили на обсуждение тех или иных поступков с позиций нравственности и ставили себе оценку за день. В конце недели подводили итог, ставя обобщенную оценку за всю неделю напротив цели.  Следующим этапом шла оценка учителя. Слайд 9. Таким образом, в дневнике напротив графы  «на этой неделе мы будем стараться» рядом с поставленной целью появлялись три условных знака, две самооценки – прогностическая и ретроспективная оценка ученика и третья - оценка учителя. Слайд 10.  

Затем решали, достигли мы цели всем классом или нам стоит еще неделю поработать над этой проблемой.

Так, например, в феврале у нас была объявлена неделя вежливости.

Слайд 11.  Как подводились ее итоги, вы увидите  в  видеофрагменте.

Обсуждение, которое вы увидите, шло по следующим вопросам. Слайд 12

«У кого совпали  все три оценки?»,  «У кого совпала прогностическая и реальная?», «Почему», « У кого лучше прогностическая, чем реальная?», «Чем это объяснить?», «У кого лучше реальная, чем прогностическая?»,   «У кого прогностическая или реальная самооценка отличается от моей оценки?», «Как вы это можете объяснить?.

Видеофрагмент

В этом году я отрабатывала навыки оценивания в группах. Формировалось универсальное учебное действие -  умение сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами. Я применяла групповой опрос выученных  наизусть стихотворений.  Слайд 13  Дети в своей группе, каждый по очереди, читали  наизусть, другие члены группы внимательно слушали и выставляли оценку на отдельный листочек. Оценить помогали критерии, которые дети сами сформулировали.

 Слайд оценки 14

После начиналось обсуждение, ребята объясняли, почему поставили такую оценку, в процессе приходили к единому решению и итоговую оценку выставляли на отдельный листок. Чтец мог и не согласиться с поставленной ему оценкой, поэтому напротив оценки ставился знак « + »  согласен  и  « - » не согласен. Если такие споры возникали, то на помощь приходил учитель. Ученик читал стихотворение  перед  всем классом, учитель  вместе с детьми оценивал его ответ и комментировал это. Таким же образом дети в группах оценивали выученное наизусть правило по предметам. Сейчас вы увидите, как это происходило.

Видео

Слайд итоговый 15 (с результатами)

Я вижу положительные результаты своей работы. Я считаю, что организация самооценочной деятельности детей, в том числе вовлечение их в  оценочную деятельность по достижению задач на саморазвитие не только создает условия для формирования адекватной самооценки, но оказывает многостороннее положительное влияние на становление их личности, на их психологическое самочувствие. Ребята стали более дружными, нравственно чуткими, замечают моменты в своем поведении и поведении одноклассников, готовы прийти на помощь друг другу. В целом представленная система работы создает благоприятный психологический климат в классе, что соответственно улучшает и индивидуальное психологическое здоровье детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся Плаксина Н.А. учитель начальных классов МОУ СОШ № 76

Слайд 2

Самооценка Система оценок и представлений о себе на основе умения анализировать свои действия, видеть себя со стороны, сравнивать свои достижения Личностные УУД – самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация) – морально-этическая ориентация (оценка своих поступков) Регулятивные УУД – управление своей деятельностью – контроль и коррекция – инициативность – самостоятельность

Слайд 4

Рефлексивная самооценка - умение анализировать собственные действия, видеть себя со стороны, допускать существование других точек зрения Морально-нравственная самооценка- умение оценивать свои поступки, свое поведение в соответствии с морально-нравственными нормами

Слайд 5

Самооценка Ретроспективная (обращенная в прошлое) – оценка уже выполненной работы Прогностическая (предсказывающая) – оценка предстоящей работы

Слайд 6

Технология самооценивания критерии самооценки Прогнозирование обсуждение, коррекция итог новая цель постановка цели оценивание себя оценивание учителем

Слайд 7

Уровни прогностической самооценки справлюсь, всё будет хорошо справлюсь не в полном объёме не справлюсь

Слайд 8

Технология самооценивания критерии самооценки Прогнозирование обсуждение, коррекция итог новая цель постановка цели оценивание себя оценивание учителем

Слайд 10

Технология самооценивания критерии самооценки Прогнозирование обсуждение, коррекция итог новая цель постановка цели оценивание себя оценивание учителем

Слайд 11

Неделя вежливости Критерии самооценки: п унктуальность культура поведения на уроках культура общения (с работниками школы и друг с другом) культура поведения в столовой

Слайд 12

Вопросы для обсуждения самооценки «У кого совпали все три оценки?», «У кого совпала прогностическая и реальная?» - «Почему», « У кого лучше прогностическая, чем реальная?» - «Чем это можно объяснить?» «У кого наоборот лучше реальная, чем прогностическая?», «У кого прогностическая или реальная самооценка отличается от моей оценки?» - «Как вы это можете объяснить?.

Слайд 13

КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ 1 .Указана ли фамилия автора и название стихотворения 2. Безошибочность чтения. 3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса.) 4. Эффективное использование мимики и жестов.

Слайд 14

Критерии оценки Оценка "5" - выполнены правильно все требования Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Слайд 15

Результаты работы Адекватная осознанная самооценка у большинства учащихся Умение оценить свои поступки на основе моральных норм Проявление этических чувств (стыда, вины, совести) Положительная динамика дисциплины в классе и поведения на переменах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (1 класс)

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и в отношениях с другими людьми....

Формирование рефлексивной морально-нравственной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (2 класс)

Более подробно остановлюсь на  своей работе по формированию рефлексивной самооценки. Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью так...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (4 класс)

Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки.  Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер...

МАСТЕР-КЛАСС «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников...

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей: взаимодействие педагога-психолога и учителя

В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья....