МАСТЕР-КЛАСС «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
статья по технологии на тему

Масная Ирина Николаевна

Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon арт-терапия40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

Лицей 179 Калининский район

МАСТЕР-КЛАСС «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Цели: показать способы коррекции негативных эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с помощью средств арт-терапии.

Подготовила: воспитатель ГПД

Масная И.Н


- На первый взгляд тема моего мастер-класса тесно связана с работой педагога-психолога. Но я считаю, что мы, воспитатели, часто являемся свидетелями того, что дети испытывают  негативные эмоции и психологические проблемы. А ведь  здоровье человека - это совокупность не только физических, но и психических качеств человека.

Для избавления от негативных состояний детей я попробовала применить техники  арт-терапии и увидела положительные результаты.

Арт-терапия (дословно - лечение искусством, творчеством)  -  простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Этот способ нравится детям, отвлекает их от неприятных эмоций, способствует повышению самооценки. 

Обычно раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Для коррекции таких состояний можно успешно применять такие виды арт-терапии, как рисование, лепка, фотография, песочная и сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия и т.д. 

Для того, чтобы лучше понять смысл этих методов, я приглашаю вас, уважаемые  коллеги, поучаствовать в этих играх.

Все виды арттерапии совершенно безвредны и очень полезны. Важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений.

- Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу поделиться своим опытом использования некоторых из этих способов.

Для определения эмоционального состояния на начало нашего мастер-класса я предлагаю вам выбрать из этих разноцветных капелек ту, которая соответствует вашему сегодняшнему настроению и разместить их на панно «Волшебная тучка».

Участники выбирают капельки по настроению и располагают их на панно

Расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера (красный, желтый. синий, зеленый – благополучное эмоциональное состояние, серый – безразличие, черный – негативное, коричневый – тревожное, фиолетовый - подавление чувств.

Самым популярным способом избавления от негативных эмоций является изотерапия.

И в десять лет, и в семь, и в пять, все дети любят рисовать.

- Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. Изо-терапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету. Самое важное, что продукт творчества является объективным отражение настроений и мыслей человека.

- Сегодня я покажу вам один из способов преодоления барьеров в общении ребенка, взаимодействия с партнером и развития чувства его востребованности.

- Я попрошу вас приготовить листы бумаги и карандаш, который вам нравится. Суть этого метода заключается в произвольном рисовании того, чего хочется ребенку. Через определенный промежуток времени рисунок передается другому ребенку, сидящему рядом. Так происходит несколько раз. Затем проводится обсуждение полученных рисунков. Итак, приступим.

Педагоги рисуют на листе бумаги и передают рисунок друг другу.

Для этого приема применимы все нетрадиционные способы рисования: кляксография, монотия, рисование пальчиками, ладошками, отпечатками листьев и т.д.

Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика.  А значит, у ребенка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.

Данный метод способствует преодолению коммуникативных барьеров, создает благоприятные условия для развития произвольности, оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, содействует повышению уверенности в себе.

- Давайте полюбуемся вашими рисунками.

- Как теперь ваш рисунок? Лучше или хуже?

- А что можно добавить, чтобы стало еще лучше?

- Следующий метод, с которым я хочу вас познакомить, называется игротерапия.

В своей повседневной деятельности мы, педагоги, используем множество игр  подвижных, дидактических, развивающих.  

Но игру можно использовать в качестве способа коррекции негативного поведения ребенка.

Детям трудно ясно описать свои мысли и чувства, но они способны в игре «показать» свои мысли, переживания, желания и страхи.

«Связующая нить»

Педагоги  стоят в круге и передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что вы желаете своему соседу.

Воспитатель: все ваши пожелания я смотаю в волшебный клубочек, который поможет им сбыться. 

Волшебные очки

Воспитатель: У меня в руках волшебные очки. Все, кто их надевает, видит в человеке только хорошее. Я вижу…

Цель этих игр -  развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.

- А следующая игра направлена на снятие мышечного напряжения во всем теле.

Спагетти

Воспитатель: Предлагаю вам войти в круг и превратиться в спагетти. Этот круг – кастрюля. Пока спагетти очень твердое, напрягите ноги, руки, вытянитесь. Постепенно вода нагревается, спагетти становится мягче. Расслабьте ножки, тело, постепенно руки. И совсем обмякнем. Еще раз.

Арт-терапия имеет преимущества перед другими формами работ: работа может вестись коллективно, не требует  художественных навыков, способствует снятию эмоционального напряжения и она доставляет удовольствие!

- А сейчас я предлагаю вам оценить свое настроение после проведенных игр и выставить на тучку капельки того, цвета, каково ваше настроение в данный момент.

(красный, желтый. синий, зеленый – благополучное эмоциональное состояние, серый – безразличие, черный – негативное, коричневый – тревожное, фиолетовый - подавление чувств)

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя

Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для ...

Создание условий успешной адаптации к учебному процессу при сохранении психического и физического здоровья младшего школьника.

Эмоциональный настрой, устойчивый познавательный интерес, похвала, занимательность – всё это является основой для успешной адаптации. Дети, умеющие слушать и отвечать, приспособленные к режиму учебной...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (3 класс)

Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение.  Самооценка является важнейшим психологическ...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (4 класс)

Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки.  Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер...

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей: взаимодействие педагога-психолога и учителя

В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья....

Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....