Развитие УУД на занятиях по внеурочной деятельности
презентация к уроку на тему

Рязанцева Татьяна Алексеевна

Доклад с презентацией по теме "Развитие УУД на занятиях по внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад с презентацией707.78 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Благодарненского муниципального района

ДОКЛАД

Развитие  универсальных учебных действий

во внеурочное время.

Выступил:

учитель МКОУ «СОШ№6»

Рязанцева Т.А.

февраль 2017 года

 «Коммуникативная атака»

В Древнем Риме ежегодно проводился смотр красоты. В нём принимали участие самые богатые женщины города. Там блистала КОРНЕЛИЯ ГРАКХ. Она многих затмевала своей красотой и дороговизной украшений. После смерти мужа ее долго не было видно, через несколько лет она снова вышла на подиум без единого украшения.  

-Корнелия, где твои бриллианты? Где фамильные драгоценности?

-Сейчас покажу!- ответила красавица и вывела своих 12 …детей.

- Вот мои драгоценности!  

Так может сказать любая мать, про своих детей. А у педагога драгоценности – ученики.  Если ваши ученики успешны, значит вы достигли цели.

Сегодня я поделюсь с вами наработками по формированию УУД через внеурочную деятельность.

     Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). 
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "
выпускник получит возможность научиться", например:

  • результативно действовать в новых ситуациях,
  • извлекать из собственного опыта новые знания,
  • самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др. 

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. 

Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

На слайде вы видите 4 группы УУД. По критериям давайте назовем их.

Синий – познавательные

Зеленый – регулятивные

Желтый – личностные

Красный – коммуникативные ( см слайд)

Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:

Как же органично встроить универсальные учебные действия во внеурочную деятельность?

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды.  Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» 

Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле  этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Формирование универсальных  учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов и  во внеурочной деятельности через кружковую, воспитательную работу. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития универсальных  учебных действий.    Универсальные  учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса,         в частности  усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

-  Личностных УУД, т.е. формируют умения  оценивать жизненные ситуации, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.  Например, отношение человека к нашей зеленой лесной красавице, к соучастию и посильной помощи в подкормке птиц, изготовлении скворечников, сохранению редких растений и т.д.

- Регулятивных  УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция). Это постановка учебной задачи, составление плана действий, преодоление препятствий.

- Познавательных общеучебных УУД: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Например, дети уже знают, что птицы нуждаются в зимней подкормке, но не всегда знают, какой корм необходим тем или иным видам птиц.

- Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение современными средствами коммуникации, умение донести свою позицию до других, умение договариваться и уважительно относится к позиции другого. Например, при совместном планировании, подготовке выступлений, изготовлении плакатов и др.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е.  все  универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования  личностных, регулятивных и коммуникативных УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах полезно с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие:
  • никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

 Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формируются универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе внеурочной деятельности нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. На одних занятиях может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

  Например упражнение “Снежинка”  (почему  у всех получается по – разному)

А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: - сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

- опять сложите пополам

- снова оторвите правый верхний уголок

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою снежинку. Покажите их друг другу. Посмотрите, сколько замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось?

А почему? Как вы думаете? (все люди разные) Поэтому можно сделать вывод, что изучив нормативные документы, примерные программы внеурочной деятельности, мы все работаем вроде бы одинаково, но в то же время, по- своему. Приведу примеры внеурочной деятельности в нашей школе.

Внеурочная деятельность   «Планета здоровья»

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя,  как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек,  так и практическую части – организация подвижных игр. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Чтобы спроектировать учебные действия по самоопределению,  смыслообразованию, нравственно-этической ориентации рассматриваем  различные задачи,  по вопросам изучения самого себя, отношения к учебной деятельности, даем оценку поступкам. Например, изучая тему зимние виды спорта, говоря о зимней параолимпиаде,  мы говорили о людях с ограниченными возможностями здоровья. Ребята  на этом занятии давали нравственную оценку поступкам людей, заслуживающих уважения. Были высказывания ребят о том, что люди без ног, добились очень многого, им было очень тяжело, а я не делаю зарядку по утрам. Все это позволяет ребятам задуматься, оценить себя, свои поступки. И даже после этого занятия мы продолжали следить за результатами параолимпиады, болеть за наших спортсменов.

Особо мне бы хотелось остановиться на коммуникативных УУД. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» - является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Общество немыслимо вне общения.  В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация» Коммуникация - более широкое по объёму понятие. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

 Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации своих планов и потребностей.

Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.

Развитию коммуникативных навыков у учащихся  помогает работа на внеурочных занятиях «Планета здоровья». Эти занятия помогают ребятам  через игру выстраивать общение.

Если ребенок выбирает себе задание подготовить и провести игру, то у него формируются познавательные УУД

Внеурочная деятельность «Занимательная информатика»

Целью данного кружка является: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, значит формирование познавательных УУД.

Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми
поисковых задач и составлению алгоритмов.  Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

      В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

      Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

ИТОГ. Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить  взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий:

   коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

   познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

   личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

  регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.

 Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность.

Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе работы кружка нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться.

ХЛОПОК . (упражнение.)

Поставьте правую руку на локоток и поверните ладонью ко мне. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Выходит? Почему? Чего не хватает? Нужна вторая ладошка.

Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем сделать хлопок вместе(делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, быть здоровыми и жизнерадостными.

Говоря о формировании УУД это упражнение тоже показывает, что невозможно формировать  их только на уроках или только во внеурочной деятельности. УУД  формируются  как в урочной, так и внеурочной деятельности.

 В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности.

 Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеурочных занятий и тогда к окончанию курса начального общего образования мы получим портрет ученика. (см слайд)

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на занятиях по внеурочной деятельности

Как известно, логика служит одним из инструментов почти любой науки.И особенно, занятия и упражнения на логическое мышление очень полезны  для ребенка. От этого зависит успеваемость в школе, скор...

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Развитие музыкального слуха"

Тема занятия: «Развитие музыкального слуха».Конспект занятия по внеурочной деятельности по Программе "Звонкая песенка"для учащихся 1 -4 классовЦели :Воспитание общей музыкальной культуры и развитие му...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...