Развитие логического мышления на занятиях по внеурочной деятельности
методическая разработка по теме

Барашкова Людмила Павловна

Как известно, логика служит одним из инструментов почти любой науки.

И особенно, занятия и упражнения на логическое мышление очень полезны  для ребенка. От этого зависит успеваемость в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

В данной методической разработке представлены примеры упражений, помогающих ученику развить эти важные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_logicheskogo_myshleniya_.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : «Развитие логического мышления на занятиях по внеурочной деятельности»

Работу выполнила: Барашкова Людмила Павловна

 учитель начальных классов МОУСОШ №1с углубленным изучением отдельных предметов имени А.Я. Березняка г. Дубны Московской области»  2012 г

 Логика -- «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Логика – это очень полезный инструмент. Его наличие или отсутствие много говорит о человеке. Да и сам человек вполне может оценить отсутствие ее или наличие. Разница более чем велика.

Занятия и упражнения на логическое мышление полезны для ребенка. От этого зависит успеваемость в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе. Чтобы развивать логическое мышление, нужны упражнения. .

Примерно в возрасте 6 - 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитию этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

Логическая  задача - это особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.

В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение.

 Как отмечал отечественный психолог Сергей Леонидович  Рубинштейн, "в умозаключении…знание добывается опосредованно через знание без каких-либо заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта".

Если недостаточное развитие абстрактно-логического мышления ,то  ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь, периметр  и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.



Отгадай предмет по описанию.

 Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.

1.Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
2.Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
3.Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
4.Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
5.Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
6.Сладкая, маленькая, в красивой бумажке

 Выдели существенное

Учитель предлагает ряд слов: пять слов даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок ( то есть выделить) два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Достаточно предложить из данного перечня по 5 заданий.

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);

Растение, земля.

Река ( берег, рыба, тина, рыболов, вода);

Берег, вода.

Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания);

Игроки, правила.

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник);

Дерево, кустарник.

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);

Здание, улица.

Найди  сходства  и  различия названных предметов, понятий.

Книга – тетрадь солнце – луна

Лошадь – корова сани - телега

Озеро – река дождь - снег

Линейка – треугольник автобус – троллейбус

 

Определить, что между словами  общего:

Дождь – град жидкость - газ

Нос – глаз предательство-трусость

Сумма – произведение водохранилище - канал

Сказка – былина школа - учитель

История – природоведение доброта – справедливость

Найди лишнее слово

1) Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.

2) Дождь, снег, осадки, иней, град.

3) Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.

4) Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.

5) Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваш

6) Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.

7) Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

8) Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

По данным анаграммам найти исходные слова.

а) к, о, с                а) е, р, о, м           а) л, а, н, е, п
б) у, д, б               б) ш, а, к, а           б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и               в) а, к, у, р            в) ч, а, к, о, с
г) т, о, р                 г) б, о, н, е            г) п, о, г, и, р
д) ы, с, р               д) а, с, о, к            д) р, о, д, о, г
е) д, м, ы              е) д, а, в, о            е) к, к, о, а, ш"

Найдите признаки предметов. Расскажите о форме, цвете, вкусе .

1.Есть один такой цветок,                2.У занесённых снегом кочек,

Не вплетёшь его в венок                  Под белой шапкой снеговой,

На него подуй слегка,                       Нашли мы маленький цветочек,

Был цветок - и нет цветка.                 Полузамёрзший, чуть живой.

3.Кто любит меня,

Тот рад поклониться

А имя дала мне,

Родная землица.

Логические вопросы

1. Меня зовут Лена. У моего брата только одна сестра. Как зовут сестру моего брата?

2. Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра?

3. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, а Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

4. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

5. Толя поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других? Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше, Вася или Серёжа?

Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч                         мебель
тополь                     цветок
шкаф                       насекомые
тарелка                    дерево
пальто                     одежда
муравей                  посуда
щука                       игрушка
роза                        рыба

Слова-близнецы

родник и то, чем открывают дверь

 прическу у девочки и инструмент для срезания травы;

3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

Формирование умения отделять форму понятия от его содержания

- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
- Кот или кит? Какое больше? Почему?
- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?"

     Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по реализации внеурочной деятельности «Развитие логического мышления»

Программа составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся....

Развитие логического мышления на занятиях в группе продленного дня

Основные приемы и методы работы по развитию логического мышления учащихся начальных классов....

Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)

Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...

Сценарий внеурочного занятия по логике "Развитие логического мышления"

Данный сценарий расчитан для учащихся 1 класса. В процессе работы дети встречаются со сказочными персонажами, которые предлагают им выполнить разные задания....

Развитие логического мышления на занятиях по внеурочной деятельности

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приём...

Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций на занятиях в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности «Умники и умницы».

Личностными результатами изучения курса «Умники и умницы» является формирование следующих умений:Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей прави...

Конспект внеурочного занятия "Развитие логического мышления (занятие 5)" (курс "Юные умники и умницы", 1 класс)

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданийПланируемые результаты:Предметные:1.уметь сравнивать и классифицировать предметы и явления;2.уметь выделят...