Выступление "Диагностика и развитие сенсомоторики и психических процессов"
статья на тему

 

Диагностика и развитие сенсомоторики и психических процессов

Учитель-дефектолог является активным участником сторон образовательного процесса, осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с ОВЗ. Он осуществляет свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2016.11.23_diagnostika_i_razvitie_sensomotoriki.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Диагностика и развитие сенсомоторики и психических процессов

Учитель-дефектолог является активным участником сторон образовательного процесса, осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с ОВЗ. Он осуществляет свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов.

Слайд 2

Решение проблемы эффективного сопровождения учеников с ОВЗ дефектолог реализует в процессе таких совместных форм работы, как:

*проведение индивидуальных консультаций по запросам педагогов;

*обсуждение с учителями и воспитателями результатов диагностики;  

*оказание помощи педагогам в выборе оптимальных педагогических   условий для осуществления коррекционного и развивающего воздействия;

*участие в  деятельности методических объединений и других формах методической работы разного уровня;

*осуществление связи с родителями или лицами их заменяющими;

* участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме;

*оказание помощи педагогам в составлении и реализации программ развития детей.

 Содержание работы учителя-дефектолога в школе исходит из цели, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощью обучающихся  в усвоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях школы.

Слайд 3

Основная деятельность учителя-дефектолога направлена на детей, которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками в условиях обучения.

Дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников:

  1. Обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности  имеющегося у них дефекта.
  2. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).
  3. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

Слайд 4

С целью оказания помощи детям с ОВЗ при усвоении программного минимума содержания образования, а также коррекции познавательной сферы ребенка в динамики образовательного процесса, учитель-дефектолог проводит диагностику психической сферы детей, строит свою коррекционно-развивающую работу на основе полученных диагностированных данных, формирует группы (либо планирует индивидуальные занятия) с учетом нарушенных функции ребенка, проводит коррекционно-развивающие занятия.

Слайд 5

Для проведения полного диагностического обследования всех сторон (познавательной деятельности, моторного, сенсорного развития)  ребенка, необходимо приготовить массу разнообразных методик.

Диагностические методики:

  1. «Доски Сегена».
  2. «Матрицы Равена» (для детей 4-5 лет – серии А, А-В, для детей 5-7 лет – серии А-В, В).
  3. «Сюжетные вкладки».
  4. «Классификация предметов».
  5. Исключение предметов (четвёртый лишний).
  6. «Кубики Кооса».
  7. Последовательные картинки.
  8. Заучивание  10 слов.
  9. Запоминание 10 картинок.
  10. Пиктограмма.
  11. Словесные пропорции.
  12. Исключение лишнего понятия.
  13. Тест Когана.
  14. Опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву).
  15. Тест «Пословицы» и др…

Это лишь некоторые из набора необходимых методик для работы учителя-дефектолога.

Причем каждая методика является изолированной, т.к. имеет в основании свою собственную шкалу отслеживания данных, не дает полную картину развития ребенка без наличия остальных (исключая, конечно, тест Векслера, которым пользуются психологи).

Слайд 6

Методики диагностики различных авторов были мною модифицированы и объединены в комплексную систему обследования ребенка, которая позволяет выявить у школьников один из трех уровней психологического развития. Задания просты, не требуют в наличии у специалиста большого количества методического материала, построен по принципу предпочтения речевому материалу.

Слайд 7

Проводя обследование ребенка, педагог заполняет разработанный бланк «Показатели диагностического обследования».

Каждое задание комплексного обследования оценивается по трехбалльной системе:

2 – высокий уровень выполнения задания,

1 – средний уровень выполнения задания,

0 – низкий уровень выполнения задания.

Что дает возможность определить один из трех уровней психического развития ребенка.

Уровни психического развития.

1 уровень: 0 – 27 баллов – низкий;

2 уровень: 28 – 57 баллов – средний;

3 уровень: 58 – 86 баллов – высокий;

Диагностический альбом включает подробное описание методик (заданий и упражнений) обследования всех психических процессов и мелкой моторики обучающихся.

К диагностическим заданиям прилагается полный стимульный материал обследования.

Слайд 8

После проведения диагностики, необходимо приступать к проведению коррекционно-развивающих занятий. Современная литература предлагает педагогам школ, дефектологам, психологам, воспитателям большое разнообразие методик, упражнений, игр в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми. Но, к сожалению, разработанных поурочных планов проведения коррекционно-развивающих занятий не так много. Поэтому разработанная программа «Развитие сенсомоторики и психических процессов» ориентирована на реализацию цели: повышение уровня общей обученности детей по содержанию программ школьных дисциплин образовательного учреждения; и решение задач: 

1. Развитие познавательных процессов: восприятие, внимание, памяти; совершенствование мыслительных операций и процессов, без которых невозможно успешное обучение учащихся.

2. Развитие тонкой моторики, зрительно-моторных  и пространственных координаций.

3. Реализация резервных возможностей школьников, пробуждение интереса к познанию окружающего мира.

  1. Формирование психических новообразований младшего школьного возраста: внутреннего плана действия, умений выполнять задания по инструкции, произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами.

Слайд 9

Программы с поурочным планированием и практическим пособием  включает три блока.

Педагог, опираясь на диагностические методики изучения когнитивной сферы учащегося, их индивидуальные и возрастные особенности, выбирает наиболее приемлемый, по его мнению, блок занятий (рекомендуем детям, набравшим количество баллов от 0 до 27, программу первого блока занятий и т. д.). Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группах. Возможно использование отдельных игр и упражнений на уроках и внеклассных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста

В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПОДБОР ПОДВИЖНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию психических процессов

Данное занятие выступает как вид психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся начальных классов. Цель занятия: развитие и коррекция познавательной деятельностиЗадачи:Разв...

Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"

     Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...

"Профессия - школьник" серия индивидуальных психологических занятий по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального состояния для учащихся 1 классов с нарушениями интеллекта

Данный комплекс психологических занятий представляет собой индивидуальную работу с наиболее трудными детьми с нарушениями интеллекта по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального сост...

Методическая разработка по развитию психических процессов " Игровые технологии в развитии произвольного внимания."

Развить внимание, выполнив одно задание или игру, невозможно.  Для этого требуется систематическая работа с ребенком. При этом важно учитывать, что у детей младшего школьного возраста разви...