Статья "Говорить тише, чтобы тебя услышали"
статья на тему

Лукашова Елена Николаевна

Как говорить на уроке так, чтобы ученики вас слушали?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как говорить на уроке так, чтобы ученики вас слушали

Часто педагоги жалуются, что ученики не слушают объяснения учителя на уроке.

"Иногда я чувствую, что я разговариваю сам с собой".

"Я повторяю снова и снова, а они до сих пор не поняли".

"Ученики полностью настроены не на меня".

Но редко учителя будут указывать на самих себя в качестве причины. Они не будут смотреть внутрь себя и анализировать свою собственную практику.

Таким учителям легче искать причину вовне.  Они предполагают, что если ученики не слушают, то ничего с этим поделать нельзя.

Но правда в том, у каждого есть глубокое влияние на качество прослушивания.

Последовательность, темперамент, привлекательность, ясность, презентационные навыки, и даже опрятность являются важными факторами.

Есть также стратегии, которые могут улучшить качество прослушивания практически мгновенно. Но одним из самых важных факторов будет то, как вы говорите.

Ниже приведены три простых изменения, которые помогут вам начать менять ситуацию в лучшую сторону.

1. Говорите меньше.

Большинство учителей говорит слишком много. Их голос воспринимается как зацикленный саундтрек - напоминания, предупреждения, замечания, повторения, понукания и т.д.

Если сократить количество разговоров на треть, и сосредоточиться только на том, что ваши ученики должны знать, то ваши слова будут иметь гораздо большее влияние.

Смысл ваших слов достигнет своего назначения, и ваши ученики начнут настраиваться на изучаемую тему.

2. Не говорите слишком громко.

Как правило, учителя повышают голос, чтобы заставить учеников слушать лучше. Но громкий голос неприятен и его слишком легко услышать. Это заставляет учащихся смотреть в сторону и возится с другими вещами, как будто они стараются избавиться от раздражающего звука.

Когда ваш голос звучит тише, но достаточно громко для учеников с задней парты, они начинают инстинктивно наклоняться  вперед , чтобы услышать. Слушатели перестают двигаться и шуршать.

Ученики начинают следить за вашим выражением лица и жестами. Требуется   небольшое количество усилий и ваши ученики будут слушать вас более внимательно.

3. Остановите многократное повторение.

Когда вы повторяете одно и то же снова и снова, вы обучаете своих учеников не слушать вас в первый раз. Вы поощряете апатию и облегчаете их груз ответственности.

Говорите только актуальные вещи. Это мотивирует и заставляет учеников вслушиваться в звук вашего голоса.

Такой прием сказывается и на дальнейшем обучении. Ученики начинают понимать, что образование — это не то, что делается для них. Скорее всего, это то, что они сами стараются получить для себя.

Выдержать до конца

Если вы решили улучшить качество прослушивания на ваших уроках, то вышеуказанные стратегии будут делать чудеса.

Но, тем не менее, на первых порах эти приемы могут иметь  обратный эффект. Потому что ваши ученики привыкли к беспечности. Они могут очень хорошо игнорировать вас и делать все еще медленнее.

Это нормально. Такая ситуация покажет вам, насколько сильно такая «учебная» беспомощность прижилась в вашем классе. Но как только ученики начинают чувствовать сдвиг ответственности от вас к ним, они начинают меняться.

Слушатели начинают смотреть на вас, отслеживать перемещение, и будут стараться угадывать, чего вы от них ждете. Если вы все делаете правильно, то ученики начнут кивать головами и будут охотно выполнять ваши задания.

Постепенно ученики станут чувствовать свою ответственность за качество урока. Это важно. Чувство ответственности наполняет детей гордостью.

Эти простые приемы помогают воспитывать хороших слушателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселые старты по ПДД в 1-4 классах "Тише едешь, дальше будешь"

Занятие проводится в рамках недели по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма. Содержит  спортивные эстафеты и конкурсы....

Система Л.В.Занкова.2класс.Литературное чтение.Все темней, темней и тише...

Урок предназначен для учителей, работающих по системе Л. В. Занкова. Данная тема проходит во 2 классе. Молодые специалисты могут использовать его как образец урока при состалении конспекта....

Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...

Беседа с учащимися "Если хочешь, чтобы у тебя был друг, сам стань другом"

Беседа с учащимися "Если хочешь, чтобы у тебя был друг, сам стань другом"...

Как говорить, чтобы тебя понимали_Воспитательное мероприятие для подростков

Воспитательное мероприятие для подростковКак говорить, чтобы тебя понималиили современное общение между людьмиРазработала: Устиненкова Н.А.,педагог д.о. МБУДОМонастырщинский ЦВР Цель: определить ...