Как говорить, чтобы тебя понимали_Воспитательное мероприятие для подростков
методическая разработка (4 класс)

Устиненкова Нина Анатольевна

Воспитательное мероприятие для подростков
Как говорить, чтобы тебя понимали
или современное общение между людьми

Разработала: Устиненкова Н.А.,
педагог д.о. МБУДО
Монастырщинский ЦВР

 

Цель: определить значение правильного устного общения в современной жизни.
Задачи: в увлекательной форме рассказать о значении грамотной речи для людей;
рассмотреть некоторые особенности слов, засоряющих нашу речь, слов-паразитов; дать определение вежливости и тактичности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательное мероприятие для подростков
Как говорить, чтобы тебя понимали
или современное общение между людьми

Разработала: Устиненкова Н.А.,
педагог д.о. МБУДО
Монастырщинский ЦВР

Цель: определить значение правильного устного общения в современной жизни.
Задачи: в увлекательной форме рассказать о значении грамотной речи для людей;
рассмотреть некоторые особенности слов, засоряющих нашу речь, слов-паразитов; дать определение вежливости и тактичности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово педагога. - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим только о некоторых правилах правильной речи. Русский язык - один богатейших языков мира. И для выражения наших мыслей и чувств существует множество слов, но, к сожалению, зачастую речь каждого из нас оставляет желать лучшего. Сколько недоразумений и конфликтов возникает по поводу что кто-то что-то не так сказал. Итак, начнем!

Слова - паразиты. Язык многих из нас (вас) загрязняют слова-паразиты. Эти слова, как и животные-паразиты, не приносят ничего хорошего, а только мешают. Отсюда они и получили свое название. Слова-паразиты мешают восприятию сказанного и просто отвлекают внимание собеседника, вызывают раздражение. Следует избавиться от частого употребления таких слов, как «в принципе», «значит», «понимаешь», «короче», «ну», «так», «так сказать», «это самое» и т. д. Слова-паразиты - это такая же проблема, как и проблема правильного выбора слов. Многие люди так привыкли к словам-паразитам, что заполняют ими все паузы в речи. Паузы между предложениями, группами слов, выражающими законченную мысль, должны быть, но нет необходимости заполнять их чем-либо.

Жаргонные слова. - Французское слово «жаргон» означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями. Например, свой жаргон есть у педагогов, психологов, археологов, писателей, инженеров и у представителей абсолютно всех специальностей. Бывает молодежный жаргон, при этом жаргон школьников отличается от жаргона студентов. Школьники говорят: «училка», а студенты: «препод». В этих словах нет ничего оскорбительного, но их не следует употреблять в официальном разговоре. Жаргонные словечки употребляют рыболовы, охотники, любители собак, кошек и т. д. Иногда, если непосвященный человек слушает разговор, например, двух любителей-рыболовов, то половина слов ему будет непонятна. Но у жаргона существует и другая сторона – отрицательная. Некоторые слова, употребляемые, например, в разговоре подростков, имеют грубую, вульгарную форму. Их как раз употреблять не следует.

Дискуссионные качели. – Ребята, так как вы думаете, жаргон - это хорошо или плохо?

Проведем дискуссионные качели: разделимся на две группы – одна пусть докажет, что это хорошо, а другая – что это плохо! (Проводятся с подведением итогов).

- Овладев профессиями, вы обязательно будете использовать жаргонные слова в своем языке, жаргонные в хорошем смысле слова. Но обо всех грубых и пустых словах забудьте, исключите их из своей речи.

В последнее время в наш язык пришло много иностранных, так называемых заимствованных слов, к ним относится и слово «сленг», практически означающее то же самое, что и «жаргон». Образованный человек - а вы наверняка относитесь именно к таким людям - обязательно должен это знать и применять умело, без глупостей.

Жаргонные слова не следует употреблять в разговоре с людьми, не владеющими этими принятыми словами-жаргонизмами. Жаргонные, точнее специальные слова употребляются в науке, тогда они становятся терминами.
Общность культур. - Во все времена народы перенимают друг у друга элементы культуры, в том числе и языка. В русском языке много слов из греческого: грамота, кровать, парус, философ и т. д. Из скандинавских языков к нам пришли в первую очередь такие распространенные имена, как Ольга, Игорь, Олег. Очень много мы используем тюркских слов: базар, башмак, деньги, сундук, чердак. С XIX в. в русский язык приходит много европеизмов - слов из западноевропейских языков: бухгалтер, контракт, банк, багаж, парашют и многие, многие другие.
Слова – обращения. Обращение – всегда слабое место в разговоре
Обращение «котик», «малышка» возможны только между очень близкими людьми, и вполне понятно, что тебе не всегда приятно, когда мама так называет тебя на людях.
При первом знакомстве надо использовать уважительное «Вы» - это принято у большинства народов мира. Помните, что при разговоре следует часто называть собеседника по имени - это будет ему приятно. При знакомстве старайтесь запомнить имя человека, а если забыли - спросите, в этом нет ничего постыдного.
Обращаясь к незнакомым людям, старайтесь не говорить «мужчина», «женщина», лучше опустите обращение, используя фразы вроде: «Вы не могли бы?», «Передайте, пожалуйста», «Вы не подскажете?».
Помните,  при личном  обращении всегда важно соблюдать вежливость.
Вежливость.- Это неотъемлемая часть этикета (правил поведения). Она подразумевает, в первую очередь, употребление так называемых «волшебных» слов: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» и фраз: «будьте любезны», «не могли бы вы» и т. д. Кто может сказать, почему эти слова называют волшебными? Нет, они не пришли к нам из сказок, просто при их произношении люди становятся добрее и скорее выполнят вашу просьбу. Вежливость это не только слова, это и улыбка, и интонация. Быть вежливым человеком довольно просто, а ценится вежливость среди всех людей нашей планеты.

Ролевая игра. – Предлагаю поиграть в ролевую игру, цель которой  - освоение понятия «тактичность». Суть игры в следующем: молодой человек должен сказать своему другу, приехавшему недавно из деревни в город, о том, что он одевается немодно и некрасиво. Сделать это следует тактично, ни в коем случае не задев гордость своего приятеля.
Тактичность нужна человеку постоянно, чтобы о нем не думали и не говорили плохо. Стать тактичным легче всего, научившись ставить себя на место другого человека.
Помните: что неприятно вашему другу, то, скорее всего, будет неприятно и вам. Чувство такта похоже на чувство меры - ничего лишнего, грубого и чрезмерного. Но не надо из чувства такта позволять другим людям садиться вам на шею. Об умении вежливо отказывать мы еще с вами поговорим. Вообще быть тактичным иногда очень непросто, но нужно обязательно им быть. А еще я хочу сказать вам, что тактичные люди добиваются в жизни большего и чаще бывают любимы и уважаемы другими людьми.

Итоги мероприятия. – Итак, ребята! Сегодня мы рассуждали о том, как говорить, чтобы тебя понимали, изучили несколько понятий устной речи. Желаю вам владеть своей речью лучше и лучше, никогда не конфликтовать друг с другом!






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...

"Я люблю тебя, Россия!"( внеклассное мероприятие)

Анализ внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию....

Как говорить с подростками,чтобы они слушали

Презентация для классного часа...

Книга Ф.Адель " Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"

Книга, полезная как для родителей, так и для учителей....

Статья "Говорить тише, чтобы тебя услышали"

Как говорить на уроке так, чтобы ученики вас слушали?...

Конспект внеклассного мероприятия "Гигиена подростка и профилактика инфекционных заболеваний" (3 класс)

Цель: познакомить детей со способами профилактики гриппа и простудных заболеваний.Задачи:Дидактические: изучить сущность и понятие "гигиена", обучить профилактическим мерам при инфекцио...